г. Ессентуки |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А63-6162/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью компании "Агрорегион" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2021 по делу N А63-6162/2021 (в составе судьи Русановой В.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью компания "Агрорегион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Георгиевску Ставропольского края (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2021 N 64 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 232500р.
Решением суда от 14.07.2021 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения положений о малозначительности правонарушения и замены административного штрафа на предупреждение.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что судом не полно выяснены все обстоятельства дела. Решение суда необоснованно и подлежит отмене.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества и Инспекции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании задания Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ставропольскому краю от 17.02.2020 N 16-26/000773дсп Инспекцией проведена проверка по вопросам соблюдения Обществом валютного законодательства за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, о проведении которой Общество было извещено письмом от 16.12.2020. В ходе проверки выявлены нарушения Обществом части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Нарушение выразилось в выплате работникам иностранным гражданам (нерезидентам) заработной платы наличными денежными средствами. По результатам проверки составлен акт проверки от 16.12.2020 N 262520200003005.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом Инспекции в отношении Общества 30.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 26252108500086800002 и 09.04.2021 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 232500р.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ определено, что нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствие с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Резиденты вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (пункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Частью 2 названной статьи установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и сомнительным финансовым операциям.
В рассматриваемом случае Общество заключило трудовые договоры с иностранными гражданами (гражданами Республики Армения), не являющимися резидентами Российской Федерации, не имеющими вида на жительство, которым Обществом производило выплату заработной платы наличными денежными средствами.
16.12.2019 Общество произвело выплату дохода 10 нерезидентам по трудовым договорам в общей сумме 620000р из кассы Общества в наличной форме согласно платежным ведомостям.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России не через счета в уполномоченном банке. При этом у Общества имелась возможность выплаты заработной платы перечислением денежных средств в безналичном порядке, так как часть работников имела зарегистрированные в Российской Федерации открытые банковские счета.
Состав вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Доказательства, невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлены. На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с "Об утверждении Административного Регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)" (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 N 56704) административная процедура по назначению проверки предусматривает административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения о проведении проверки (далее - поручение) либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки. На основании чего, в связи с поступившим заданием УФНС по Ставропольскому краю в рамках проведения предпроверочного анализа в отношении Общества, в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи был направлен письменный запрос о представлении документов для всестороннего и объективного проведения мероприятий валютного контроля. С сопроводительным письмом от 27.03.2020 N 52, подписанным директором Мурадян А.Ю. Обществом представлены заверенные копии документов о выплатах физическим лицам-нерезидентам, выдаваемые наличными денежными средствами зарплаты, авансов через кассу организации за 2019 год. Таким образом, запрос о предоставлении информации был направлен Обществу не в рамках спорной проверки, а в рамках проведения предпроверочного анализа, а основанием для проведения проверки послужили сведения, полученные Инспекцией из ответа, представленного Обществом, а не задание УФНС по Ставропольскому краю N 16-26/000773дсп от 17.02.2020.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в присутствии представителя Общества.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо исключительных обстоятельств при совершении заявителем административного правонарушения.
Правонарушение, совершенное Обществом, не может быть квалифицировано как малозначительное. В данном случае, правонарушение является формальным, в связи с чем, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей. Освобождение от административной ответственности за подобное нарушение влечет формирование неправомерного поведения у субъекта административного правонарушения, провоцируя последнего на продолжение незаконных действий.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, следует вывод о пренебрежительном отношении Общества к требованиям законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
С учетом изложенного, оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для замены штрафа на предупреждение.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Между тем допущенное Обществом нарушение посягает на интересы государства в сфере валютной политики, что исключает возможность замены штрафа на предупреждение.
Поскольку характер и содержание вменяемого правонарушения свидетельствует об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Назначенный Обществу административный штраф в минимальных пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (232500 = 620000р * 75% : ) отвечает целям административной ответственности за совершение конкретного указанного в постановлении правонарушения. Расчет размера назначенного Обществу штрафа проверен.
В материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. По существу доводы жалобы сводятся к изложению текста решения суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2021 по делу N А63-6162/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6162/2021
Истец: ООО КОМПАНИЯ "АГРОРЕГИОН"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ГЕОРГИЕВСКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ