г. Хабаровск |
|
21 сентября 2021 г. |
А73-4086/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника": представителя Сетяевой П.В. по доверенности от 12.05.2021 (сроком на 1 год);
от Хабаровской таможни: представителя Пузанковой А.В. по доверенности от 25.01.2021 (сроком на 1 год);
от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 12.07.2021
по делу N А73-4086/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (ИНН 3810316569, ОГРН 1103850018580)
к Хабаровской таможне (ИНН 2722009856, ОГРН 1022701131826)
третье лицо: Центральная акцизная таможня
о признании незаконным решения от 03.03.2021 N 3 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора,
об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в общем размере 12024000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецтехника" (далее - заявитель, ООО "Спецтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Хабаровской таможне с заявлением о признании незаконным решения от 03.03.2021 N 3 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора; об обязании Хабаровской таможни возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в общем размере 12024000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная акцизная таможня.
Решением суда от 12.07.2021 заявленные требования общества удовлетворены частично: оспариваемое решение Хабаровской таможни в части признания отсутствия у плательщика излишней уплаты утилизационного сбора в сумме 6768000 руб. и отказе обществу в возврате утилизационного сбора в сумме 6768000 руб. признано незаконным, с обязанием Хабаровской таможни возвратить ООО "Спецтехника" излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 6768000 рублей.; с Хабаровской таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Центральная акцизная таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводу таможенного органа относительно отождествления законодателем понятий "технически допустимая масса транспортного средства" и "полная масса транспортного средства"; в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания полагать, что понятие "полная масса транспортного средства" не соотносимо с приведенным в Техническом регламенте определением "технически допустимая максимальная масса"; основания для признания неверным первоначального расчета ООО "Спецтехника" утилизационного сбора отсутствуют, следовательно, отсутствует факт излишней уплаты утилизационного сбора; позицию таможни о необходимости при расчете суммы утилизационного сбора использовать технически допустимую максимальную массу транспортного средства (шасси) в определении, используемом Техническим регламентом подтверждает тот факт, что постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 20.11.2020) в постановление правительства Российской Федерации N 1291 внесены изменения, а именно: в перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном указанным постановлением: в пунктах 4 - 16, 24 - 31 слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой", а также, сноска 2 Перечня дополнена абзацем следующего содержания: "используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин "технически допустимая максимальная масса" применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"; заявителем не представлено доказательств ошибочного включения в расчет уплаты утилизационного сбора грузоподъемности.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество отклонило доводы такой жалобы.
Хабаровская таможня в представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, поддерживает позицию заявителя жалобы, просит решение суда отменить в части.
Представитель заявителя жалобы, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения такой жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заявителя жалобы согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Хабаровской таможни поддержала апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни, просила решение суда отменить в части, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании (в режиме онлайн-связи) доводы апелляционной жалобы отклонила, просила отказать в ее удовлетворении, вместе с тем, просила арбитражный суд апелляционной инстанции проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Хабаровской таможни и общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Спецтехника" в период с июля по сентябрь 2020 года ввезло на территорию России седельные тягачи марки Shacman категории N 3, в том числе повышенной проходимости G, в целях таможенного оформления которых Общество подало в Акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни следующие декларации на товары: NN 10009100/150720/0050518 (товар N 1), 10009100/210820/0074113 (товар N 1), 10009100/100920/0085684 (товар N 1), 10009100/240920/0093862 (товар N 1), 10009100/240920/0093823 (товар N 1).
Выпуск товара по вышеуказанным ДТ осуществлен в период с июля по сентябрь 2020 года, товары помещены под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. В последующем, на указанные транспортные средства Благовещенская таможня выдала паспорта транспортных средств.
По указанным ДТ декларант оплатил утилизационный сбор в размере 1 002 000 руб. за каждый седельный тягач, в подтверждение чего Обществу таможней выданы таможенные приходные ордера (ТПО) N N 10009100/160720/ЭО-0561378, 10009100/160720/ЭО-0561379, 10009100/090920/ЭО-0614750, 10009100/090920/ЭО-0614752, 10009100/090920/ЭО-0614754, 10009100/090920/ЭО-0614757, 10009100/090920/ЭО-0614759, 10009100/201020/ЭО-0665802, 10009100/201020/ЭО-0665807, 10009100/201020/ЭО-0665772, 10009100/201020/ЭО-0665869, 10009100/201020/ЭО-0665847.
При первоначальном расчете утилизационного сбора перед его уплатой по вышеуказанным транспортным средствам Обществом применена базовая ставка в размере 150 000 руб. и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в размере 6,68, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (в редакции изменений, действовавших на момент начисления и уплаты утилизационного сбора) в отношении новых седельных тягачей категории N 3, полной массы свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.
Полную массу для расчета утилизационного сбора в отношении каждого транспортного средства декларант изначально рассчитал из сведений фактической массы транспортных средств, их грузоподъемности, массы водителя и разрешенного количества пассажиров в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса, что составило: 25 тонн по седельным тягачам SHACMAN модели SX42586V385, SX42586W324C, заявленным в ДТ.
После выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления декларант счел, что в отношении задекларированных по перечисленным таможенным декларациям названных товаров при определении их категории и подлежащих применению коэффициента уплаты утилизационного сбора обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС, их технической характеристики "грузоподъемность" и массы водителя и разрешенного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса, в результате чего в первоначальном расчете сумм утилизационного сбора коэффициент расчета суммы утилизационного сбора применен Обществом ошибочно, т.к. должны были браться за основу расчета сведения о фактической массе транспортных средств, то есть массы без нагрузки, указанные в графах 38 "вес нетто", а не сведения о разрешенной максимальной массе транспортных средств, указанной в ДТ, что составило от 10,45 до 11,4 тонны за каждый седельный тягач SHACMAN модели SX42586V385, SX42586W324C, заявленным в ДТ.
В результате чего, в отношении седельных тягачей, заявленных в вышеуказанных ДТ, по мнению декларанта, не должен начисляться утилизационный сбор ввиду отсутствия в Перечне N 1291 категории "седельные тягачи полной массой менее 12 тонн", что якобы привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 12024000 руб. (1002000 руб. х 12 шт. = 12024000 руб.).
Полагая, что седельные тягачи, ввезенные ООО "Спецтехника" после 01.04.2018, не являются объектом уплаты утилизационного сбора, так как имеют полную массу менее 12 тонн, ввиду чего ООО "Спецтехника" излишне уплачен утилизационный сбор, исчисленный с использованием коэффициента - 6,68, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора общество подало в Хабаровскую таможню заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора N СПЦ-16 (вх. N 2146 от 01.03.2021) по вышеуказанным ДТ в общем размере 12024000 руб., исходя из того, что седельные тягачи полной массой менее 12 тонн не являются объектом уплаты утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения поданного декларантом заявления 03.03.2021 Хабаровская таможня приняла решение N 3 от 03.03.2021 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, о чем сообщила в письме N 14-28/03571 "О направлении документов" от 03.03.2021. Также этим письмом Хабаровская таможня сообщила, что для осуществления возврата излишне уплаченного утилизационного сбора необходимо внести изменения и (или) дополнения в сведения об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО. На момент принятия решения по заявлению о возврате утилизационного сбора сведения о результатах рассмотрения заявления об изменении и (или) дополнении сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, также как и сведения об аннулировании вышеуказанных ТПО, обществом не представлены, в Хабаровской таможне отсутствуют. На основании вышеуказанного, Хабаровская таможня, рассмотрев поданное заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, признала отсутствие излишней уплаты утилизационного сбора в сумме 12024000 руб.
Не согласившись с решением Хабаровской таможни, ООО "Спецтехника" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, плательщиками которого признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор представляет собой особый вид обязательного платежа, основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Следовательно, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и применения определенного коэффициента следует использовать физические характеристики, а именно значение полной массы транспортного средства без учета грузоподъемности, показатели которой относятся к техническим характеристикам.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ установлены случаи, когда предоставляется освобождение от уплаты утилизационного сбора: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки; которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Ввезенные ООО "Спецтехника" колесные транспортные средства (седельные тягачи) не подпадают под исключения, установленные пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ. Таким образом, утилизационный сбор подлежит уплате.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Согласно разделу II Перечня N 1291 и примечания 7 к нему базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150000 руб.
В пунктах 10, 14 раздела II Перечня N 1291 (в редакции на дату ввоза ТС) отражены коэффициенты для новых седельных тягачей, в том числе: 5,67 - для седельных тягачей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (пункт 10); 6,68 - для седельных тягачей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн (пункт 14).
Из ДТ следует, что полная масса ввезенного обществом каждого седельного тягача составляет менее 12 тонн.
Исходя из названия раздела II Перечня N 1291, указанным разделом установлены коэффициенты применительно к транспортным средствам категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.
В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям, приведенной в "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств" к категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе: категория N 1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т; категория N 2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т; категория N 3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12.
Таким образом, седельный тягач в зависимости от допустимой максимальной массы относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, одной из вышеперечисленных категорий.
Разделом II Перечня N 1291 не установлен коэффициент утилизационного сбора непосредственно для седельных тягачей массой менее 12 тонн.
Однако, такой коэффициент установлен для транспортных средств, максимальной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн (пункт 8 раздела II).
Поскольку любое транспортное средств массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн и предназначенное для перевозки грузов относится к транспортным средствам категории N 2, и разделом II Перечня N 1291 установлены коэффициенты уплаты утилизационного сбора, в том числе для транспортных средств указанной категории, то для седельных тягачей массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн следует принять коэффициент, установленный пунктом 8 Раздела II Перечня N 1291.
Как верно указал суд, отсутствие в Перечне N 1291 седельных тягачей массой менее 12 тонн свидетельствует не об освобождении таких ТС от уплаты утилизационного сбора, а о дифференцированном подходе к размеру утилизационного сбора в зависимости от вида ТС одной категории.
С учетом такой дифференциации законодателем установлен одинаковый коэффициент для любых ТС категории N 2 (к которым относятся, в том числе и седельные тягачи) максимальная масса которых составляет свыше 8 тонн, но не более 12 тонн.
Однако для ТС, предназначенных для перевозки грузов, максимальная масса которых составляет свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (категория N 3) установлены различные коэффициенты в зависимости от вида ТС, а именно седельные тягачи, автосамосвалы и остальные ТС, категории N 3
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше правовых норм, суд пришел к верному выводу, что в рассматриваемом спорном случае утилизационный сбор следовало исчислить по пункту 8 раздела II Перечня N 1291 как для транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, коэффициент - 2,92.
При применении этого коэффициента утилизационный сбор составит: 438000 руб. (150000 х 2,92) - за 1 транспортное средство и 5256000 руб. (438000 х 12) - за 12 транспортных средств.
Следовательно, при первоначальном расчете суммы утилизационного сбора общество ошибочно применило коэффициент - 6,68 как в отношении седельных тягачей как для транспортных средств полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, что повлекло излишнюю уплату сбора в размере 6768000 руб. (12024000 - 5256000).
Доводы таможенных органов о необходимости определения полной массы транспортных средств, принимая во внимание собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака правомерно не приняты судом в качестве обоснованных.
Приведенное понятие ТН ВЭД ЕАЭС используется применительно к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в целях классификации товаров.
Понятия "разрешенной максимальной массы" под которой предусмотрена установленная в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства, а также "технически допустимой максимальной массы" как установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленной его конструкцией и заданными характеристиками используются в соответствии с пунктом 6 Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О безопасности колесных транспортных средств" в целях технического регулирования в отношении колесных транспортных средств, осуществляемого в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.
При этом утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств не содержит положений, предписывающих определять размер утилизационного сбора с учетом технической характеристики грузоподъемности в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
По смыслу положений Закона об отходах производства взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами; уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
При наличии неопределенности в правовом регулировании, отсутствуют законные основания для того, чтобы истолковывать правила исчисления утилизационного сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его плательщиков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что утилизационный сбор в размере 6768000 руб. является излишне уплаченным, в связи, с чем обоснованно в порядке статьи 201 АПК РФ возложил на Хабаровскую таможню обязанность по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора в указанном размере.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 июля 2021 года по делу N А73-4086/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4086/2021
Истец: ООО "Спецтехника"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Центральная акцизная таможня