20 сентября 2021 г. |
Дело N А83-21003/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: председателя Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" - Тенкуш О.П., паспорт гражданина Российской Федерации; представителя Лавренко А.В., доверенность от 09.12.2020 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года по делу N А83-21003/2019, по заявлению Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" к Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации РК, об оспаривании ненормативного правового акта и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Крым от Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" (далее - ГПК "Фаэтон", Заявитель, Кооператив) поступило заявление к Администрации города Симферополя Республики Крым, согласно которому заявитель просил суд: признать недействительным и отменить Постановление Администрации города Симферополя N 4775 от 03 сентября 2019 года "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон"; обязать Администрацию города Симферополя республики Крым утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" от 22 июля 2019 года и повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления в аренду Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон", земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Бела Куна, 5 - Б, площадью 1838 кв. м; взыскать с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" государственную пошлину за обращение в арбитражный суд в размере 3 000, 00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.04.2021 по делу N А83-21003/2019 в удовлетворении требований Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГПК "Фаэтон" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.04.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным, и принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
13.09.2021 через систему "Мой арбитр" от Администрации города Симферополя Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу.
13.09.2021 через систему "Мой арбитр" от Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" поступили письменные пояснения.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дел.
Иные представители участников дела в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения от 29 апреля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.07.2019 года ГПК "Фаэтон" обратилось с заявлением в Администрацию города Симферополя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1838 кв. м, по ул. Бела Куна, 5-Б в г. Симферополе для размещения гаражей с целью хранения автотранспорта граждан, членов ГПК "Фаэтон".
По результатам рассмотрения этого заявления Администрацией города Симферополя было вынесено Постановление N 4775 от 03 сентября 2019 года "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон".
Посчитав, что действием по отказу в согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон" орган нарушает его права, его Кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие действий закону и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 4 Закона РК N 54-ЗРК, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане. руководители организаций. должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Республики Крым.
Основаниями возникновения прав на земельные участки, согласно установленному пункту 1 статьи 8 ГК РФ перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа и органа местного самоуправления, судебное решение, установившее гражданские нрава и обязанности, вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности путем:
- подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и нс утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок:
- подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
- обеспечения заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Формирование земельных участков предусматривает выполнение в отношении земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, сведений о таком земельном участке, государственный кадастровый учет таких земельных участков.
В соответствии с Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762, одним из основных документов при формировании земельных участков является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, осуществляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утвержденного Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 28.05.2015 N 356.
После того как схема расположения земельного участка на кадастровом плане будет проверена без учета замечаний, она утверждается постановлением администрации города, что в свою очередь является основанием для проведения кадастровых работ, подготовки межевого плана и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон", Администрация города Симферополя в Постановлении N 4775 от 03 сентября 2019 года обоснованно исходила из того, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а именно, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, разрыв от сооружений для хранения легкового транспорта на автостоянках и паркингах вместимостью 51-100 машиномест до территорий школ должен составлять 50 метров.
Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), расстояние от гаражей, расположенных по ул. Бела Куна,5-Б в г. Симферополе до Общеобразовательной школы I-III ступеней N 23 по ул. Бела Куна, 13, составляет лишь 29 метров, что не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ одним из оснований для уполномоченного органа принимать решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В связи с тем, что схема расположения земельного участка площадью 1838 кв. м, расположенного по ул. Бела Куна, 5-Б в г. Симферополе и направленная в Администрацию города Симферополя имела изломанность границ по периметру всего земельного участка, а также учитывая установленные компетентным органом нарушения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Администрацией города Симферополя по мнению коллегии судей обоснованно принято N 4775 от 03 сентября 2019 года "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Гаражному потребительскому кооперативу "Фаэтон".
Вывод судебной коллегии основан исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22.3 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66 - ЗРК/2015 (ред. от 15.08.2019) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014, далее Закон N 66-ЗРК/2015) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с видом разрешенного использования, предусматривающим возможность размещения гаражей для хранения автотранспорта граждан, в границах которого расположены гаражи, возведенные членами гаражного кооператива до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предоставляется такому гаражному кооперативу в аренду без проведения торгов. Заявление о предоставлении земельного участка или о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка должно быть подано не позднее 1 января 2020 года, что предусмотрено частью 3 статьи 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015.
Согласно пункта 2 части 6 статьи 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015 дополнительным основанием для отказа в предоставлении гаражному кооператив) земельного участка, является несоответствие гаражного кооператива и испрашиваемого земельного участка условиям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Закона.
В пункте 7 части 1 статьи 22.1 Закона N 66-3PK/20I5 указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гаражному кооперативу в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 22.3 настоящего Закона, если земельный участок имеет вид разрешенного использования, предусматривающий возможность размещения гаражей для хранения автотранспорта граждан, и на земельном участке расположены гаражи, возведенные членами соответствующего гаражного кооператива до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Между тем, судом установлено, что ранее Постановлением Двадцать первого арбитражного суда от 24.12.2019 по делу N А83-16809/2018, Заявителю - ГРК "Фаэтон" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Администрации города Симферополя N 1530 от 11.04.2018 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. Бела Куна, 2А, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация", поскольку Постановление Администрацией принято 18.04.2018 и не в отношении Заявителя, так как на момент принятия этого постановления, ГПК "Фаэтон" не обладало правоспособностью (возможностью иметь права и нести обязанности), так как сведения о нем как о вновь созданном юридическом лице, в ЕГРЮЛ РФ внесены 18.07.2018, то есть спустя три месяца после принятия оспариваемого Постановления.
Судом также установлено, что ранее созданное, 03.02.2006 по законодательству Украины и приведшее свои уставные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с внесением сведений в ЕГРЮЛ РФ, юридическое лицо с таким же наименованием - ГПК "Фаэтон" (ИНН Украины 34058231, ОГРН РФ 1159102059247), прекратило свою деятельность ему 23.12.2016 в связи с исключением его из ЕГРЮЛ РФ как недействующего юридического лица. Таким образом, судебными актами по делу N А83-16809/2018 установлен факт того, что Заявитель - ГПК "Фаэтон" является вновь созданным юридическим лицом.
Что касается экспертизы, которая была проведена по запросу Заявителя и приобщена ГПК "Фаэтон" к материалам данного дела, то ее выводы не опровергают правовую позицию Администрации города Симферополя.
По мнению коллегии судей, суд первой инстанции при рассмотрении дела N Л83-21003/2019 всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования, доводы заявителя, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления ГПК "Фаэтон".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были, бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм процессуального и материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года по делу N А83-21003/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21003/2019
Истец: ГАРАЖНЫЙ "ФАЭТОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Муниципальное казеное учереждение департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым