г. Красноярск |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А33-36614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глютен" (ИНН 2466279880, ОГРН 1192468023560)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 марта 2021 года по делу N А33-36614/2020,
при участии:
от ответчика - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска: Лебедко М.М., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 5, диплом, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Глютен" (далее - истец, ООО "Глютен") обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска, к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Весна плюс" (далее - СПК "Весна плюс") об оспаривании конкурса с ограниченным участием на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 апелляционная жалоба оставлена без движения. Заявителю предложено в срок до 10.06.2021 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 20.07.2021. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 11.06.2021, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 12.06.2021.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 в составе суда произведена замена судьи Парфентьевой О.Ю. на судью Петровскую О.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представитель Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие соответчика и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Глютен" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1192468023560.
Уполномоченным органом для осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - департаментом муниципального заказа администрации г. Красноярска в интересах заказчиков - образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска совершены действия по определению поставщиков объекта закупки путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме "На поставку хлебобулочных изделий образовательных учреждений района г. Красноярска в 2021 году" (извещение N 0119300019820001946).
Департаментом извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме для закупки N 0119300019820001946 и документация совместного конкурса с ограниченным участием на поставку хлебобулочных изделий размешены 15.10.2020 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http/ www.rts-tender.ru.
В соответствии с пунктом 1.5 "Наименование и описание объекта закупки" раздела 1 "Общие положения" документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме, утвержденной приказом от 12.10.2020 N 64, наименование объекта закупки указано в пункте 2.2 раздела 2 "Информационная карта закупки". Информация о наименовании, количестве товара (объеме работы, услуги), описание объекта закупки указана в разделе 5 "описание объекта закупки".
Согласно пункту 2.2 раздела 2 "Информационная карта закупки" документации наименование объекта закупки - поставка хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году.
В разделе 5 "описание объекта закупки" документации указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году от 10.11.2020 организатор закупки - департамент муниципального заказа администрации города Красноярска; заказчики - образовательные учреждения Октябрьского района г. Красноярска согласно приложению N 1 к документации КОУ.
Наименование объекта закупки: поставка хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году.
Для участия в конкурсе подано три заявки с идентификационными номерами: 108533525, 108544011 и 108559185.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, единой комиссией принято решение:
- допустить к участию в конкурсе и признать участниками торгов участников закупки, подавших заявки с идентификационными номерами: 108533525, 108544011;
- отказать в допуске к участию в конкурсе участника закупки, подавшего заявку с идентификационным номером 108559185.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году от 16.11.2020 единой комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе, документов и информации на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, принято решение о соответствии заявок с идентификационными номерами: 108533525 (ООО ПКФ "Красноярье"), 108544011 (СПК "Весна плюс") требованиям, установленным конкурсной документацией.
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году от 17.11.2020 по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе согласно протоколу от 16.11.2020 единой комиссией принято решение о соответствии заявок с идентификационными номерами: 108533525 (ООО ПКФ "Красноярье"), 108544011 (СПК "Весна плюс") требованиям, установленным конкурсной документацией.
По протоколу подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году от 17.11.2020 (пункт 5) единой комиссия принято решение присвоить первый номер заявке и признать победителем конкурса СПК "Весна плюс"; остальным заявкам на участие в конкурсе присвоить порядковые номера (по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта (ООО ПКФ "Красноярье" присвоено второе место).
Полагая, что указанный конкурс нарушает права и законные интересы в связи с нарушением департаментом процедуры проведения торгов (необоснованным отказом в допуске истца к участию в конкурсе), истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого конкурса недействительным и проведении данного конкурса в соответствии с нормами действующего законодательства и отказал в удовлетворении исковых требований, руководствуясь статьями 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Закона N 44-ФЗ.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 449 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Глютен" как участником торгов, доказано наличие у него интереса, подлежащего защите с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Под существенным нарушением процедуры торгов следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано на то, что заявитель должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов и выбор победителя.
Порядок организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд регулируется Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.04.2018 N АКПИ18-77 разъяснено, что дополнительные требования для проведения конкурса с ограниченным участием в соответствии с частью 1 статьи 56 данного Федерального закона сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация должны содержать информацию, предусмотренную статьями 54.2 и 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (часть 6 статьи 56.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также предусмотренные статьей 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме предусмотрены пунктом 1.16 раздела 1 рассматриваемой документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требовать от участника открытого конкурса а электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается.
Согласно части 2 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации.
Согласно части 6 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Как следует из материалов дела (в том числе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме для закупки N 0119300019820001946 и документации совместного конкурса с ограниченным участием, соответствующих протоколов), уполномоченным органом (департаментом) проведен совместный конкурс с ограниченным участием на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году.
Для участия в конкурсе подано три заявки с идентификационными номерами: 108533525, 108544011 и 108559185.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, единой комиссией принято решение:
- допустить к участию в конкурсе и признать участниками торгов участников закупки, подавших заявки с идентификационными номерами: 108533525, 108544011;
- отказать в допуске к участию в конкурсе участника закупки, подавшего заявку с идентификационным номером 108559185.
Причина отказа в допуске к участию в конкурсе в протоколе от 10.11.2020 указана следующая: "В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с несоответствием предложения участника совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и установленным в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме, разделе 6 документации, конкретных показателях товара соответствующих значениям, установленным в разделе 5 документации: - по показателю товара "масса изделия" позиций "Хлеб недлительного хранения"; "Булочные изделия" значение показателей не требует конкретизации, участником предложены конкретные значения показателей.
В соответствии с пунктом 5.1 "Функциональные технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" раздела 5 "Описание объекта закупки" документации по показателю товара "масса изделия" указаны следующие показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться)":
- по коду позиции 10.71.11.110-00000004 хлеб недлительного хранения из пшеничной муки не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.110-00000002 хлеб недлительного хранения из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки не менее 0,6, не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.120-00000004 булочные изделия не менее 0,4, не более 0,5 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
Согласно пункту 3 части 1 раздела 6 "Инструкция по заполнению заявки" документации о проведении конкурса первая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в таблице в Разделе 5 "Описание объекта закупки", и указание на товарный знак (при наличии).
Подробные указания к содержанию информации о конкретных показателях товара, включаемой в заявку участниками закупки при составлении первой части заявки указаны в приложении N 1 к настоящему разделу.
В приложении 1 к разделу 6 "Инструкция по заполнению заявки" документации о проведении конкурса указано, что значения показателей, указанных в таблице Раздела 5 "Описании объекта закупки" требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", "должен быть", знаками ">", "<", указаны в диапазоне и т.д., за исключением: если значение показателя сопровождается формулировкой "значение показателя не требует конкретизации". Формулировка "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение. При этом участник закупки вправе оставить либо исключить из заявки формулировку "значение показателя не требует конкретизации". В случае если в описании объекта закупки установлены единицы измерения, они должны быть отражены в заявке.
Таким образом, документацией о проведении конкурса установлено, что если значение показателя сопровождается формулировкой "значение показателя не требует конкретизации", то значения показателей, указанных в таблице Раздела 5 "Описании объекта закупки", конкретизации не требуют.
Формулировка "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение. При этом участник закупки вправе оставить либо исключить из заявки формулировку "значение показателя не требует конкретизации". В случае если в описании объекта закупки установлены единицы измерения, они должны быть отражены в заявке.
С учетом того обстоятельства, что первая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие установленным значениям, и единицы изменения, указанные в описании объекта закупки, а указание на то, что "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение показателя, заявитель мог сформулировать требуемую характеристику следующим образом:
- по коду позиции 10.71.11.120-00000004: "Масса изделия (в кг): не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.110-00000002: "Масса изделия (в кг): не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.110-00000004: "Масса изделия (в кг): не менее 0,4 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)".
Такая формулировка обеспечивает возможность осуществлять поставку хлебобулочных изделий массой в пределах заданного диапазона значений, на что должно быть указано участником конкурса в соответствующем разделе заявки.
По условиям рассматриваемого Конкурса подлежала отклонению в связи с несоответствием требованиям, установленным конкурсной документацией, как заявка, не содержащая значение характеристики показателя "масса изделия" (как в рассматриваемом случае), так и содержащая его конкретное значение, вместо указанного диапазона значений.
Исходя из представленных доказательств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Глютен" подана заявка на участие в конкурсе, не содержащая конкретных показателей товара, соответствующих установленным значениям, в частности, не указан показатель "Масса изделия" и не приведена его допустимая характеристика.
Изложенное свидетельствует о несоответствии предложения заявителя в первой части заявки требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и установленным в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме разделе 6 документации, конкретных показателях товара соответствующих значениям, установленным в разделе 5 документации.
К аналогичным правовым выводам пришел Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 25.03.2021 по делу N А33-36614/2020, от 23.06.2021 по делу N А33-36308/2020.
При этом, апелляционный суд отмечает, что неверное толкование истцом как условия конкурсной документации, так и положений норм материального права, в частности положений Закона о контрактной системе, не является основанием для признания недействительным конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Октябрьского района г. Красноярска в 2021 году (извещение N 0119300019820001946).
В случае возникновения двойственного толкования или неясности условий конкурсной документации, участвующие в конкурсе лица вправе обратиться к организатору за соответствующими разъяснениями, что прямо закреплено в пункте 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Однако, истцом указанное право на получение разъяснений конкурсной документации не реализовано. Таким образом, являясь участником предпринимательской деятельности, основанной на определенной доле риска, истец принял на себя связанные с указанным бездействием негативные последствия отсутствия разъяснений конкурсной документации в виде неверного заполнения заявки на участие в конкурсе.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии в действиях организатора торгов признаков злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), отклоняется судебной коллегий.
Согласно положениям статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи, суд, арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Указанная норма закрепляет принцип недопустимости злоупотребления правом и определяет общие границы (пределы) гражданских прав и обязанностей. Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских правоотношений волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.
Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу данного принципа недозволенными и признаются злоупотреблением правом. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, по смыслу статьи 10 ГК РФ злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, с нарушением при этом прав и законных интересов других лиц.
Под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение уполномоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, для признания действий каких-либо лиц злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел таких лиц был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной их целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.
Вместе с тем заявитель не представил доказательств такого злоупотребления.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с указанным выше выводом суда первой инстанции, дублируют доводы, изложенные истцом при рассмотрении настоящего дела по существу судом первой инстанции. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2021 года по делу N А33-36614/2020 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2021 года по делу N А33-36614/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36614/2020
Истец: ООО "ГЛЮТЕН"
Ответчик: Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, Сельскохозяйственный "Весна плюс"
Третье лицо: МБДОУ N 132, МБДОУ N 139, МБДОУ N 142 "Сказка", МБДОУ N 201 "Сибирская сказка", МБДОУ N 206, МБДОУ N 211, МБДОУ N 212 "Городок", МБДОУ N 235, МБДОУ N 29, МБДОУ N 305, МБДОУ N 310, МБДОУ N 312, МБДОУ N 321, МБДОУ N 322 "Морозко", МБДОУ N 325, МБДОУ N 33, МБДОУ N 4, МБДОУ N 6 "Солнышко", МБДОУ N 90, МБДОУ N 96, МБОУ Лицей N 10, МБОУ СШ N 133, МБОУ СШ N 99, ООО Производственно-коммерческая фирма "Красноярье", Управление Федеральной антимонопольной службы Кк