г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А26-2267/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Курочкин М.К. по доверенности от 22.01.2020 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21079/2021) ПАО "ТГК-1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2021 по делу N А26-2267/2021, принятое
по заявлению ПАО "ТГК-1"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН 1057810153400, адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н; далее - заявитель, Общество, ПАО "ТГК-1") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН 1091001011265, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4; далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 03.03.2021 N 080/3172 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения (далее - предписание).
Решением от 12.05.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, возвратил ПАО "ТГК-1" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 663 руб.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ТГК-1" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что временная неработоспособность ОДПУ в спорном МКД не может служить основанием для применения в расчете платы формулы N 2(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Как указывает Общество, в таком случае необходимо изменить способ оплаты "В течение отопительного периода" на оплату "В течение календарного года", при этом нормативы потребления на территории Республики Карелия установлены на 8 месяцев отопительного периода.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК-1" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ПАО "ТГК-1" подает в многоквартирный дом N 3 по улице Новоселов в поселке Эссойла Пряжинского района, находящийся под управлением ООО "Вектор чистоты", через присоединенную сеть тепловую энергию по прямым договорам теплоснабжения, заключенным с собственниками помещений в доме. В доме имеется узел учета тепловой энергии, в котором установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии с преобразователями расхода электромагнитными (далее - ПРЭМ) NN 677169 и 677229; срок поверки ПРЭМ NN 677169 и 677229 истек 14 сентября 2020 года, о чем общество сообщило в Комитет в письме от 10.02.2021 N 165-03/135 (л.д.17-20).
Актом периодической поверки готовности узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей от 23.10.2020 (л.д.21) подтверждено, что узел учета тепловой энергии и теплоносителя не допущен в эксплуатацию в отопительном периоде с 21.09.2020 по 31.08.2021.
Впоследствии на основании акта допуска в эксплуатацию системы коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя от 08.02.2021 (л.д.22, 57) общедомовой прибор учета был допущен в эксплуатацию.
На основании поступившего в комитет из Прокуратуры Республики Карелия 02.02.2021 (Вх. N 660-о) обращения Виноградовой М.В., проживающей по адресу: Пряжинский р-н, п. Эссойла, ул. Новоселов, д. 3, кв. 32, по фактам необоснованного расчета платы за коммунальную услугу по отоплению и бездействия управляющей организации (л.д. 42-43) должностным лицом Комитета вынесено мотивированное представление об установлении достаточных данных, свидетельствующих о необходимости проведения внеплановой проверки, от 12.02.2021, в соответствии с которым заместителем руководителя комитета - заместителем Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Алексеевым А.А. издано распоряжение от 15.02.2021 N 080/Р/1394 о проведении внеплановой документарной проверки ПАО "ТГК-1".
В ответ на запрос Комитета от 16.02.2021 N 080/Р/1394 Общество представило пояснения от 02.03.2021 N 144-03/10, к которым приложило копии актов снятия показаний с приборов коммерческого учета тепловой энергии и ранее направленные в Комитет пояснения от 10.02.2021 N 165-03/135.
В пояснениях Общество сообщило об оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета, недопуске его в эксплуатацию с 14 сентября 2020 года и расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь, октябрь и ноябрь 2020 года в соответствии с пунктом 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг, а за декабрь 2020 года - на основании пункта 60(1) и абзаца второго пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг - по формуле 2(3) приложения N 2 к Правилам с применением норматива потребления тепловой энергии в течение отопительного периода - 0,0345 Гкал/кв. м.
Также комитетом в ходе проверки изучены копии акта допуска в эксплуатацию системы коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя от 08.02.2021, платежных документов по помещению N 32 в доме N 3 по улице Новоселов в поселке Эссойла Пряжинского района за ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года (л.д.57-58), актов снятия показаний с приборов коммерческого учета тепловой энергии за период с октября 2019 года по май 2020 года (л.д.51 об.-54).
По результатам анализа представленных на проверку документов Комитетом установлено, что спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, однако указанный прибор учета не был допущен в эксплуатацию в отопительном периоде 2020-2021 годов, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях дома рассчитывался в течение трех месяцев (с сентября по ноябрь 2020 года) по пункту 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого по показаниям общедомового прибора учета за период с октября 2019 года по май 2020 года, а за декабрь 2020 года и январь 2021 года - на основании формулы 2(3) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг: исходя из норматива потребления 0,0345 Гкал/кв. м (без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению).
Комитет пришел к выводу, что в данном случае при расчете платы за декабрь 2020 года и январь 2021 года подлежала применения формула 2(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома - 0,023 Гкал/кв. м. В связи с тем, что ПАО "ТГК-1" применяло некорректную формулу расчета при определении объема потребления коммунального ресурса по теплоснабжению в декабре 2020 года и январе 2021 года, Комитетом произведен расчет платы по помещению N 32 в проверенном доме за эти периоды по формуле 2(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, который показал, завышение Обществом выставляемой потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2020 года по январь 2021 года.
Данные факты зафиксированы в акте проверки от 03.03.2021 N 080/А/1394 (л.д.15-16, 59-60).
На основании акта проверки в адрес ПАО "ТГК-1" направлено предписание N 080/3172 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 03.03.2021 (л.д.13-14, 61), в котором указано на нарушение Обществом пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг при начислении всем собственникам (нанимателям) помещений в спорном МКД платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2020 года по январь 2021 года.
Обществу предписано выполнить корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2020 года и январь 2021 года, исходя из корректного применения формулы 2(4) Правил предоставления коммунальных услуг, с учетом К-периодичности или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома - 0,023 Гкал/кв. м. (л.д.13-14).
Не согласившись с предписанием, ПАО "ТГК-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 раздела I "Общие положения").
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в МКД N 3 по улице Новоселов в поселке Эссойла Пряжинского района переведены на систему прямых платежей с производителем тепловой энергии - ПАО "ТГК-1", то есть вносили плату за коммунальную услугу по отоплению непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В связи с тем, что дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который не был допущен в эксплуатацию в отопительном периоде 2020-2021 годов, заявителем применен следующий расчетный способ определения объема потребления коммунального ресурса.
Расчет платы за отопление в сентябре, октябре и ноябре 2020 года заявитель произвел на основании пункта 59(1) Правил N 354, из которого следовало, что плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Расчет за указанные периоды признан Комитетом обоснованным.
Вместе с тем, расчет платы за отопление в декабре 2020 года и январе 2021 года заявитель произвел на основании 60(1) Правил N 354, из которого следовало, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
В абзаце втором пункта 42(1) Правил N 354 определено, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При применении абзаца второго пункта 42(1) Правил N 354 Общество использовало формулу 2(3) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, рассчитав плату исходя из норматива потребления тепловой энергии в течение отопительного периода - 0,0345 Гкал/кв.м, то есть без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что временная неработоспособность ОДПУ в спорном МКД не может служить основанием для применения в расчете платы формулы N 2(4) Правил N 354.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно и правомерно им отклонены на основании следующего.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление Правительства РФ N 603) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт 3 постановления Правительства РФ N 603)
В соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Следовательно, если соответствующие решения приняты не были, то расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 1 приложения к письму Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснено, что в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с 1 июля 2016 года утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года. На территориях тех субъектов Российской Федерации, на которых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся в период до 1 июля 2016 года в соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, после 1 июля 2016 года способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение 2016 года не изменяется.
Учитывая изложенное, исходя из сроков, установленных в пункте 2 постановления Правительства РФ N 603 и пункте 42(2) Правил N 354, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода правомерно только в случае принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации о выборе такого способа.
Судом первой инстанции установлено, что решение о применении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не принималось, нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок, не утверждались.
Следовательно, применяемый в отсутствие ОДПУ норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления в Республике Карелия, в том числе в Пряжинском районе, устанавливается в целом на календарный год, а потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления равномерно за весь календарный год.
Указанный порядок не может быть изменен тем обстоятельством, что при наличии ОДПУ в конкретном доме расчет объема потребления производится в нем по показаниям прибора учета в течение отопительного периода, поскольку выводы о равномерном внесении платы касаются периодов отопления в отсутствие общедомового прибора учета (в данном случае - после его недопуска в эксплуатацию).
В рассматриваемом случае заявитель применяет для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению значение норматива потребления - 0,0345 Гкал/кв. м, при этом коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году, не применяет (применяет равным 1).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 N 196 (в редакции приказа от 29.08.2017 N 231).
В отношении спорного МКД норматив потребления тепловой энергии составляет 0,0345 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности) или 0,023 Гкал/кв.м с учетом К-периодичности.
Формулой 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрен расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в каждом жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности).
Норматив потребления тепловой энергии определен как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года (формула 5 пункта 3 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Приняв во внимание то, что на момент вступления в силу постановления Правительства РФ N 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами Комитета о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в проверенном многоквартирном доме в декабре 2020 года и январе 2021 года по формуле 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом К-периодичности или по нормативу потребления тепловой энергии - 0,023 Гкал/кв. м.
При изложенных обстоятельствах, указанная в предписании обязанность корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по формуле 2(4) приложения N 2 к указанным Правилам, обоснованно возложена на заявителя.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания Комитета упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12 мая 2021 года по делу N А26-2267/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2267/2021
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору