г.Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А40-68736/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы АО "ГУ ЖКХ", Минобороны России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-68736/21
по иску АО "ГУ ЖКХ"
к Минобороны России
о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шомина Т.В. по доверенности от 24.09.2020;
от ответчика: Желонова И.С. по доверенности от 20.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Минобороны России о взыскании неустойки в размере 6 961 431 руб. 44 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 06.07.2021 иск удовлетворен в части взыскания неустойки в размере 3 480 715 руб. 72 коп., неустойки, начисленной на сумму 14 548 446,07 руб. за период с 02.04.2021 по дату фактической оплаты, исходя из 1/130 ставки Банка России, в удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, стороны обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы истца, просит отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда города Москвы по делам N N А40-72145/19 и А40-19939/19 с Минобороны России в пользу АО "ГУ ЖКХ" взыскана задолженность по государственному контракту от 28.10.2016 N 5-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году в размере 14 548 446,07 руб.
Истец указывает, что до настоящего времени обязательство по оплате указанной задолженности по контракту ответчиком не исполнено.
Истцом предоставлен расчет неустойки за период с 26.02.2018 по 01.04.2021 в общем размере 6 961 431 руб. 44 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в названной части, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком задолженность своевременно не погашена, сумма неустойки начислена обоснованно и рассчитана верно, однако данная сумма подлежит снижению в порядке ст.333 Гражданского кодекса РФ.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Довод ответчика о неправомерности предъявления неустойки за период с 06.04.2020, а также неустойки начисленной на сумму основного долга за период с 08.12.2020 по дату фактической оплаты долга, отклоняется судом.
Требование о взыскании неустойки, заявленное по настоящему делу, вытекает из государственного контракта N 5-ВКХ от 28.10.2016 на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Пунктом 1.1.2 контракта определено, что потребителями коммунальных услуг, поставляемых в рамках Контракта, являются командиры воинских частей, руководители (начальники) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, начальники гарнизонов, старшие военных городков, военные комиссары или подчиненные им командиры (начальники) отдельных структурных подразделений, уполномоченные определять фактический объем оказанных исполнителем услуг, составлять и подписывать справку о фактически оказанных услугах и представлять материалы о выявленных нарушениях условий контракта.
Таким образом, истец в рамках контракта не осуществлял обеспечение коммунальными услугами многоквартирные и жилые дома.
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте ФНС России, единственным видом деятельности Министерства обороны Российской Федерации является: 84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности. Сведения о деятельности Министерства обороны России, связанной с управлением многоквартирными домами и предоставлением коммунальных услуг гражданам в выписке из ЕГРЮЛ отсутствуют.
Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что поставка энергоресурса осуществлялась не для собственников и (или) пользователей помещениями в многоквартирных жилых домах и жилых домах.
Таким образом, п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 не подлежит применению относительно требования, заявленного по настоящему делу.
Аналогичный вывод содержится в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 (ответ на вопрос 7).
Довод жалобы ответчика о том, что истцом исполнительные листы не предъявлены в Управление Федерального казначейства г.Москвы, в связи с чем ответчик не имеет возможность оплатить задолженность по исполнительным листам, отклоняется судом.
Как следует из ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Непредъявление взыскателем исполнительного листа к исполнению не может быть расценено как просрочка кредитора или его вина в нарушении должником гражданско-правового обязательства.
Закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение.
Обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому не предъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения государственного учреждения от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта.
Установленные Бюджетным кодексом РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.
Кроме того, у ответчика имелась возможность самостоятельно произвести оплату на основании платежных документов, выставленных истцом после выполнения своих обязательств по контракту.
Доводы жалобы истца об отсутствии оснований для применения ст.333 Гражданского кодекса РФ и снижения неустойки отклоняются судом.
Соглашением сторон в соответствии со ст.ст.421, 431 Гражданского кодекса РФ стороны вправе предусмотреть размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
В соответствии с п.1 ст.330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст.333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Также и согласно п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
В соответствии с п.73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что ответчиком вышеуказанные требования исполнены, несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства обоснована, из обстоятельств дела не усматривается, что взыскание неустойки в полном заявленном размере способствует возмещению убытков истца, доказательства понесения которых в материалах дела отсутствуют, с учетом компенсационного характера неустойки по смыслу норм действующего законодательства, толкования, данного Определением Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 263-О.
Истец способствовал увеличению периода просрочки, так как имея возможность на предъявления исполнительных листов в 2019-2020 г.г. на взыскание суммы долга, фактически такие действия не осуществлял.
Размер неустойки по расчету истца применительно к сумме долга составляет почти половину ее, что является чрезмерным.
Выводы суда первой инстанции обоснованны и направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-68736/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с АО "ГУ ЖКХ" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68736/2021
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ