город Томск |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А27-18944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Колупаевой Л.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Титан" (N 07АП-7254/2021) на решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18944/2020 (судья Плискина Е.А.), по иску акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 30, ИНН 4205243178 ОГРН 1122224002295) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Титан" (654041, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, Куйбышевский район, улица Кутузова, дом 72, ИНН 4253026737 ОГРН 1154253000626) о взыскании 74 298,48 рублей долга и 3 027,41 рублей пени,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Евстафьев А.Н. по доверенности от 14.01.2021, диплом, паспорт,
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кузнецкая ТЭЦ" (далее - АО "Кузнецкая ТЭЦ", Теплоснабжающая организация, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Титан" (далее - ООО "УК "Титан", Управляющая компания, ответчик) о взыскании 74 298 руб. 48 коп. задолженности за тепловую энергию на горячее водоснабжение по договору на приобретение коммунальных ресурсов, используемых на содержание общедомового имущества N 9003 от 01.01.2017, за период июль 2019 года - январь 2020 года.
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 307, 309, 314, 395, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованы неисполнением ответчиком принятых на себя обязательств.
Решением от 03 июня 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области требования истца удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Титан" в пользу акционерного общества "Кузнецкая ТЭЦ" взыскано 74 298 руб. 48 коп. долга, 3 027 руб. 41 коп. пени, 3 093 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что судом первой инстанции неверно применены положения статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд делает ссылку на договор энергоснабжения, а дело рассматривалось по договору на приобретение коммунальных ресурсов, используемых на содержание общедомового имущества за тепловую энергию на горячее водоснабжение. Кроме того, истцом необоснованно, в отсутствие документального подтверждения, произведен перерасчет в сторону уменьшения объемов горячей воды, потребленной гражданами -собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов (далее - МКД), что привело к увеличению объемов горячей воды, поставленной на содержание общего имущества МКД (далее - СОИ, ОДН). Истцом не учтены отрицательные значения по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ). В расчете указаны периоды, выходящие за пределы договора, поскольку договор N 9003 от 01.01.2017 заключен 01.05.2019, соответственно, истец должен убрать из расчета периоды до 01.05.2019. Податель жалобы просит решение отменить полностью.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по основаниям, указанным в отзыве.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "Кузнецкая ТЭЦ" (ТСО) и ООО "УК Титан" (потребитель) заключен договор на приобретение коммунальных ресурсов, используемых на содержание общедомового имущества N 9003 от 01.01.2017, в редакции протокола разногласий от 01.05.2019, согласно которому ТСО обязалась поставлять потребителю через присоединенную сеть теплоноситель (горячую воду) (для целей содержания общего имущества собственников МКД), а потребитель обязался оплачивать принятый ресурс (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора, отпуск ресурса на объекты потребителя производится ТСО в точке поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети ТСО или тепло сетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с разделом 2 договора ТСО обязана поставлять ресурс на объекты теплоснабжения с соблюдением параметров, определенных в Приложении N 7 к настоящему договору; ежемесячно выставлять счета - фактуры на оплату ТСО ( п. 2.1.8); ежемесячно предоставлять сведения о показаниях индивидуальных приборов учета собственников МКД.
Пунктом 3.1.1. договора предусмотрено, что потребитель обязуется проводить техническое обслуживание и поверку приборов учета ресурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Разделом 6 договора предусмотрен порядок расчетов, согласно которому расчет стоимости потребленного ресурса за расчетный период производится за количество ресурса, определенное условиями договора, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В стоимость горячей воды включается сумма налога на добавленную стоимость. Расчетный период для оплаты за ресурс устанавливается равным календарному месяцу.
Объем коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителем по договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и равен разнице между объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, определенном за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг по указанной в пункте 6.3 договора формуле:
Vд = Vодпу-V потр, где
Vодпу - объем коммунального ресурса определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
V потр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, определенном за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Для своевременного произведения расчетов за ресурс потребитель обязан ежемесячно на 5-ый рабочий день месяца, следующего за расчетным, получить в ТСО счет - фактуру и акт приема - передачи ресурса в расчетном периоде (указанные документы выдаются на руки под роспись лицу, являющемуся ответственным по настоящему договору, либо лицу, имеющем доверенность на получение счета - фактуры и актов приема - передачи ресурса.
Согласно пункту 6.8 договора, платежи осуществляются потребителем до 30 числа месяца, следующего за расчетным за потребление ресурса, в сумме, указанной в счете - фактуре путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в договоре.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31 декабря 2017 года и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях. Дата начала поставки ресурса с момента подписания договора (пункт 9.1 договора).
В приложении N 1 к договору N 9003 стороны согласовали перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Титан", в которые поставляется коммунальный ресурс в виде горячей воды, а также указали общую площадь каждого многоквартирного дома, площадь жилых помещений и площадь мест общего пользования, а также установленный для каждого дома норматив потребления ресурса на содержание общедомового имущества.
Из материалов дела следует, что в период с июля 2019 года по январь 2020 года истцом ООО "УК "Титан" были предъявлены к оплате счета-фактуры и акты приема-передачи по договору на оплату объемов поставленной тепловой энергии на СОИ, в том числе и корректировочные на общую сумму 259 715 руб. 21 коп. (л.д.34-73 том N 1).
Согласно письму АО "Кузнецкая ТЭЦ" от 30.10.2019 "О причинах перерасчета", в связи с предоставлением гражданами-потребителями показаний индивидуальных приборов учета, произведен перерасчет ранее начисленных по среднему и по нормативам объемов горячей воды в разрезе лицевых счетов граждан, в МКД, оборудованных ОДПУ (л.д.122-123 т.1, л.д.1-5 т. 2).
Истцом произведен перерасчет по следующим адресам:
- в июне 2019 года - пр. Кузнецкстроевский, 22-30 (-23,111 куб.м), пр.Кузнецкстроевский, 52-25 (-19,61 куб.м), пр. Кузнецкстроевский, 52-33 (-30,33 куб.м), ул. Тольятти, 46-13 (-174,91 куб.м), ул. Транспортная, 81Б-40 (-33,587 куб.м),
- в июле 2019 года - пр. Кузнецкстроевский,22-22 (-22,904 куб.м), пр.Кузнецкстроевский, 22-33 (-84,637 куб.м), пр. Кузнецкстроевский, 52-1 (-21,118 куб.м), ул. Тольятти, 46-23 (-74,151 куб.м), Тольятти. 46-60 (-24,032 куб.м),
- в августе 2019 года - пр. Кузнецкстроевский, 22-3 (-16,013 куб.м), пр.Кузнецкстроевский, 22-43 (-17,799 куб.м), пр. Кузнецкстроевский, 50-7 (-9,25 куб.м), пр. Кузнецкстроевский, 52-4 (-14,208 куб.м), ул. Тольятти, 46-9 (-13,088 куб.м), ул.Тольятти, 46-42 (-35,72 куб.м).
Предъявленные к оплате счета-фактуры в нарушение принятых на себя обязательств ответчиком оплачены не в полном объеме, что привело к образованию задолженности в размере 74 298 руб. 48 коп. за период с июля 2019 года по январь 2020 года.
Претензия истца от 25.07.2020 оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а затем, в связи с его отменой определением от 14.05.2020 по делу N А27-9617/2020, - с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пунктов 8 и 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по поводу управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг регулируется жилищным законодательством.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и положениями Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг, в случае заключения договора управления - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354, пунктом 4 Правил N 124 установлено, что, по общему правилу, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребления при содержании общего имущества МКД.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Указанные разъяснения содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Положения статей 155, 157.2, 161 ЖК РФ, Правил N 124 предусматривают два способа определения объема обязательств управляющей организации по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых РСО:
- по договорам, заключенным между товариществом и РСО, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на ОДН, применению подлежит пункт 21 Правил N 124;
- по договорам, заключенным на приобретение коммунальных ресурсов на цели содержания общего имущества (далее - СОИ) МКД применяются положения пункта 21(1) Правил N 124.
В рассматриваемом случае подлежит применению порядок определения объемов коммунального ресурса, установленный пунктом 21.1 Правил N 124 (в целях СОИ), в рамках которого (подпункт "а") объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД.
При этом в случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчетного периода объем ресурса на ОДН имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно (объем) подлежит уменьшению (путем зачета) на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН в отношении конкретного дома.
Подпункт "б" пункта 21.1 Правил N 124 содержит положения о расчете объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами N 354.
Согласно подпункту "в" пункта 21.1 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, не оборудованный ОДПУ, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: VД = Vодн, где Vодн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, то есть в соответствии с подпунктом "в1" пункта 21 Правил N 124 - исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Таким образом, при расчете объема коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованным ОДПУ и необорудованным ОДПУ, подлежащий оплате коммунальный ресурс на ОДН определяется за минусом объема, потребленного потребителями в МКД согласно показаниям индивидуальных приборов учета, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса либо по нормативам, в соответствии с положениями Правил N 354.
Проанализировав указанные правовые нормы, проверив расчет истца, суд первой инстанции пришел к выводу о его соответствии законодательно установленному.
При этом судом учтено, что доказательств принятия собственниками помещений в МКД решений о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения в дело не представлено.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 24.01.2017 N 36-КГ16-23, от 11.07.2017 N 41-КГ17-16 и 41-КГ17-18, из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1 - 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что истцом необоснованно, в отсутствие документального подтверждения, произведен перерасчет в сторону уменьшения объемов горячей воды, потребленной гражданами - собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов, что привело к увеличению объемов горячей воды, поставленной на содержание общего имущества МКД, были предметом детального изучения суда первой инстанции, мотивированно и обоснованно отклонены.
В подпункте к (1) пункта 33 Правил N 354 установлено право потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 61 Правил N 354 основанием для перерасчета являются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу, выявленные в результате проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. При этом согласно абзацу 3 указанного пункта Правил, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
При этом, передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета с нарушением установленного срока влияет на корректность расчета объема энергоресурса, поставленного на содержание общедомового имущества.
Судом верно учтено, исключить в расчетном периоде влияние субъективного фактора (добросовестного или недобросовестного поведения потребителей при передаче показаний) при начислениях за энергоресурс невозможно, а длящийся характер отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг позволяет учесть использованные некорректные данные индивидуального потребления в последующем периоде.
При этом в силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Поскольку исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги, доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения обоснованности перерасчета судом отклонены.
При этом апелляционным судом учитывается, что после получения от потребителей показаний истец в соответствии с пунктами 31 и 61 Правил N 354 правомерно, вопреки доводам апеллянта, производил перерасчет размера платы согласно представленным показаниям и учитывало произведенные перерасчеты именно в том месяце, в котором были получены данные о фактическом объеме потребленного ресурса.
Поскольку вследствие произведенных потребителям перерасчетов на основании переданных впоследствии показаний ИПУ объем потребленного гражданами коммунального ресурса корректируется, то при определении объема энергии, поставленной на содержание общего имущества в этот период, подлежит использованию скорректированное значение показаний индивидуальных приборов учета.
Доказательств недостоверности использованных истцом показаний ОДПУ в спорные периоды не представлено.
Так как в данном случае корректировки показаний индивидуальных приборов учета граждан - жителей производились не вследствие произведенных проверок работоспособности и достоверности приборов учета, установленных в жилых и нежилых помещениях жителей МКД, а вследствие передачи жителями показаний индивидуальных приборов учета на основании подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан принять и учесть при расчете объема ресурса поставляемого на ОДН в том периоде, в котором соответствующие показания были переданы.
Факт осуществления АО "Кузнецкая ТЭЦ" перерасчетов объемов потребленной горячей воды на ОДН, ранее начисленных гражданам по среднемесячным показаниям приборов учета и по нормативам, по причине предоставления в июне-августе 2019 года гражданами-потребителями показаний индивидуальных приборов учета (путем сообщения показаний при оплате, размещения в личных кабинетах на сайте, на автоответчик, что не противоречит подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354), подтверждается письмом АО "Кузнецкая ТЭЦ" от 30.10.2019 "О причинах перерасчета" (л.д.122-123 т.1, л.д.1-5 т. 2). Кроме того, сторонами было проведено обследование приборов учета в спорных помещениях, в котором нашли подтверждение факты наличия иных показаний ИПУ потребителей, которые подлежат учету в последующие периоды. В подтверждение произведенных жителям перерасчетов представлены квитанции на оплату коммунальных услуг с отображением произведенных перерасчетов (л.д. 82-88, т.2, документы в электроном виде в приложении к дополнительным пояснениям, зарегистрированным судом 12.04.2021).
В материалы дела представлена подробная расшифровка объемов потребления горячей воды на СОИ (ОДН), с указанием расхода ОДПУ МКД, объемов потребления граждан, сверхнормативных объемов на ОДН, примененных тарифов (л.д. 74-77 т. 1).
Использованный в расчете объем потребления горячей воды в МКД определен истцом по показаниям ОДПУ, что подтверждается отчетами о суточных параметрах горячего водоснабжения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из содержания расшифровки следует, что истцом учтены отрицательные значения объема ресурса на ОДН. Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции также пояснил, что такие отрицательные значения с учетом сложившейся судебной практики учтены истцом.
Стоимость поставленного коммунального ресурса на сверхнормативный объем горячей воды, поставленной на ОДН, определена по тарифам на горячую воду, согласно Приложению N 2 к Постановлению РЭК Кемеровской области от 18.12.2018 N 591 "Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую АО "Кузнецкая ТЭЦ" на потребительском рынке Новокузнецкого городского округа, на 2019 - 2023 годы" (109,46 руб./куб.м, 117,43 руб/куб.м), поскольку Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2015 N 7/79 не установлены меры социальной поддержки в виде размера платы за коммунальные ресурсы или услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 решения).
Примененная истцом в расчетах стоимость коммунального ресурса ответчиком не оспорена.
Расчет объемов и стоимости горячей воды на ОДН, представленный истцом, признан судом соответствующим вышеназванным положениям Правил N 124, Правил N 354 и фактическим обстоятельствам дела, нормативно и документально подтвержденным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен контррасчет ответчика, в том числе в части объемов потребления горячей воды за июнь 2019 года, ввиду необоснованности использованных в нем данных, отсутствия пояснений относительно использованных значений.
Доводы ответчика о том, что в письменной форме договор N 9003 заключен только после подписания протокола разногласий и действует с 01.05.2019, в связи с чем, при перерасчетах не подлежат учету показания ИПУ за более ранние периоды, судом отклонен как противоречащий пункту 9.1 договора, преамбуле договора, содержащей дату 01.01.2017, протоколам общих собраний собственников помещений в МКД, а также подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354. В судебном заседании ответчик не отрицал, что осуществлял управление спорными МКД с 2017 года.
Оснований переоценки выводов суда, основанных на представленных в дело доказательствах, судом апелляционной инстанции не усмотрено.
Таким образом, задолженность в размере 74 298 руб. 48 коп. подтверждена материалами дела. Доказательства погашения долга ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены.
В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств по оплате тепловой энергии, переданной в спорный период, истцом в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислена пеня в сумме 3 027 руб. 41 коп. за период с 02.01.2021 по 31.05.2021 из расчета 1/300, 1/170, 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 5% годовых, действующей на день рассмотрения спора (с учетом уточнений). При расчете истцом учтено Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "т 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Кодекса).
Суд первой инстанции, учитывая, что факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии и горячей воды подтвержден материалами дела, принимая во внимание срок оплаты, установленный договором, проверив расчет размера пени, представленный истцом, обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика пени в сумме 3 027 руб. 41 коп.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции применил нормы законодательства по договору энергоснабжения, а в рамках дела рассматривались отношения по договору на приобретение коммунальных ресурсов, используемых на содержание общедомового имущества за тепловую энергию на горячее водоснабжение, являются несостоятельными, так как указанные нормы регулируют отношения по энергоснабжению в целом, включая отношение по потреблению/поставке коммунальных ресурсов на ОДН (СОИ).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 июня 2021 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Титан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18944/2020
Истец: АО "Кузнецкая ТЭЦ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Титан"