г. Тула |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А23-6467/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КБК Энерго" (Калужская область, Дзержинский район, г. Кондрово, ОГРН 1124004000878, ИНН 4004016859) - Паршина Е.В. (решение от 31.08.2020 N 5, приказ от 02.09.2020 N 138), Егоренкова К.В. (доверенность от 05.08.2021 N 47), в отсутствие заинтересованного лица - администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Дзержинский район" (Калужская область, Дзержинский район, г. Кондрово, ОГРН 1024000569120, ИНН 4004002800), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КБК Энерго" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2021 по делу N А23-6467/2020 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КБК Энерго" (далее - ООО "КБК Энерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (с учетом уточнения) к администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Дзержинский район" (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по непринятию мер, предусмотренных пунктами 19, 22, 23, 24, 26, 33 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения городского поселения "Город Кондрово" на 2021 год, выразившегося в неутверждении для общества корректировочного тарифа (в сторону увеличения) на 2021 год Министерством конкурентной политики Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КБК Энерго" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, в судебное заседание представителя не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 30.12.2019 N 1839 утверждена актуализированная схема теплоснабжения ГП "город Кондрово" Дзержинского района Калужской области до 2034 года (актуализация на 2020 год). Статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в границах зоны деятельности ЕТО N 002 присвоен обществу.
Письмом от 05.03.2020 N 162 общество представило в администрацию предложение для проекта актуализации схемы теплоснабжения на 2021 и последующие годы с перечнем таблиц, в которые требует внести изменения, но без существа требуемых изменений и без приложений.
Письмом от 11.03.2020 N 166 общество представило желаемые редакции отдельных таблиц.
Письмом от 07.05.2021 N 222 общество потребовало у администрации актуализировать схему теплоснабжения в срок до 01.06.2020.
Администрацией 28.05.2020 размещена заявка по запросу котировок на работы по актуализации схемы теплоснабжения.
Письмом от 28.05.2020 N 4012 администрация сообщила обществу, что ею подготовлено и размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на работы по актуализации схемы теплоснабжения на 2021 год, срок подачи заявок - до 05.06.2021, после чего будет заключен контракт на данные работы.
Между администрацией и ИП Зарядовым П.А. 25.06.2020 заключен муниципальный контракт на формирование документации существующего положения и перспектив развития теплосистем ГП "город Кондрово" сроком исполнения до 25.07.2020.
Окончательный вариант, согласованный с обществом, представлен ИП Зарядовым П.А. 11.08.2020, акт сдачи работ подписан администрацией 31.08.2020.
Полагая бездействие администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" уполномоченные в соответствии с данным Законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, (далее - Требования N 154).
Согласно пункту 19 указанных Требований органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:
а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);
б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).
В силу пункта 22 Требований N 154 публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней.
Пунктом 23 Требований N 154 установлено, что процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:
а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);
б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;
в) проведение собрания участников публичных слушаний;
г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;
д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 24 Требований N 154 итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти города федерального значения на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний.
Согласно пункту 26 Требований N 154 с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа, в установленном порядке:
а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:
утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа;
продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;
возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку;
б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения принимает одно из следующих решений:
направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа;
возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.
Информацию о размещении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальных сайтах и опубликовать в официальных источниках опубликования не позднее 3 календарных дней со дня размещения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте (пункт 33 Требований N 154).
Из изложенного следует, что в силу пункта 19 Требований N 154 администрация должна была в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления такого проекта, разработанного юридическим лицом, либо возвратить его на доработку, либо обеспечить его размещение на официальном сайте с опубликованием сведений об этом.
Из материалов дела усматривается, что разработка проекта осуществлялась администрацией (посредством муниципального контракта), а не заявителем. Днем завершения разработки является день подписания акта сдачи работ по контракту - 31.08.2020 (иного из материалов дела не следует).
Уведомлением от 02.09.2020 администрация сообщила, что публичные слушания по проекту актуализированной схемы теплоснабжения состоятся 28.09.2020, дана ссылка на официальный сайт, где размещен проект.
Таким образом, предписанные пунктом 19 Требований N 154 действия по размещению проекта на официальном сайте с опубликованием сведений об этом совершены администрацией не позднее 02.09.2020 (дата уведомления), то есть в установленный срок.
В этой связи суд области по праву заключил, что нарушение пункта 19 Требований N 154 администрацией не допущено.
По результатам состоявшихся публичных слушаний принято заключение от 30.09.2020 с рекомендацией утвердить проект актуализированной схемы теплоснабжения.
Постановлением администрации от 30.09.2020 N 1299 актуализированная схема теплоснабжения утверждена.
Согласно пункту 22 Требований N 154 публичные слушания по проекту начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений, и не длятся более 30 календарных дней.
По мнению заявителя, публичные слушания должны были начаться не позднее 01.05.2020 и завершиться не позднее 01.06.2020.
Между тем из содержания данной нормы следует, что публичные слушания являются предметными - по проекту схемы теплоснабжения, а, следовательно, не могут начинаться и завершаться в ее отсутствие.
Поскольку, как указано выше, днем завершения разработки схемы является 31.08.2020, довод общества о необходимости начала публичных слушаний не позднее 01.05.2020 и завершения не позднее 01.06.2020, обоснованно признан судом области несостоятельным.
Согласно пункту 23 Требований N 154 процедура проведения публичных слушаний состоит из 5 этапов: размещения на официальном сайте уведомления не менее чем за 7 календарных дней до начала слушаний; размещение замечаний и предложений; проведение собрания участников слушаний; подготовка и оформление протокола; размещение протокола.
Уведомление о проведении публичных слушаний 28.09.2020 размещено на официальном сайте 02.09.2020 (http://www.admkondrovo.ru/news/2753/), то есть с соблюдением указанного срока; собрание (слушания) проведены в объявленный день с участием представителя заявителя.
Установленный пунктом 24 Требований N 154 трехдневный (со дня проведения слушаний) срок на подготовку, оформление и размещение протокола администрацией соблюден.
Сроки утверждения схемы теплоснабжения, установленные пунктом 26 Требований N 154, администрацией также не нарушены - публичные слушания состоялись 28.09.2020, постановление об утверждении схемы теплоснабжения N 1299 вынесено и опубликовано 30.09.2020.
По справедливому суждению суда первой инстанции, формулировка "при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа", не может служить основанием для признания бездействия администрации незаконным по пункту 26 Требований N 154, поскольку не может быть расценена как позволяющая принять иное решение (например, не утверждать схему) в условиях несоблюдения данного срока.
Сведений о нарушении трехдневного срока, установленного пункта 33 Требований N 154, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом обоснованно не установлено незаконного бездействия администрации, выразившегося в несоблюдении пунктов 19, 22, 23, 24, 26, 33 Требований N 154, в связи с чем сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, как верно отметил суд, пунктом 38 Требований N 154 определено, что утверждение актуализированной схемы теплоснабжения, за рядом исключений, осуществляется не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Между тем, бездействие администрации в части нарушения сроков, установленных пунктом 38 Требований N 154, заявителем не обжаловалось.
Кроме того, суд области верно указал, что бездействие администрации, то есть несовершение ею каких-либо действий в отсутствие к тому законных оснований, из представленных материалов не усматривается. Администрацией приняты меры к сбору предложений, осуществлена разработка проекта (посредством муниципального контракта) и его утверждение в установленном порядке. Срыв сроков исполнения контракта со стороны исполнителя-хозяйствующего субъекта, по справедливому суждению суда, в данном случае не может служить основанием для вывода о бездействии администрации.
Ссылки ООО "КБК Энерго" на протоколы совещаний министерства конкурентной политики Калужской области от 14.02.2020 и 17.03.2020 в подтверждение довода о том, что непринятие мер по актуализации схемы теплоснабжения может привести к потере тарифа, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку основаны на допущении обществом потенциальной возможности потери тарифа, в то время как доказательств реального нарушения прав и законных интересов заявителя в материалы дела не представлено.
Довод заявителя жалобы о том, что представленный 14.05.2021 администрацией отзыв не был направлен обществу, в связи с чем оно не имело возможности ознакомиться с ним и дать свои пояснения, отклоняется судебной коллегией, поскольку представители ООО "КБК Энерго" присутствовали в судебном заседании 17.05.2021 (протокол судебного заседания от 17.05.2021), в котором судом было объявлено о поступлении дополнительного отзыва администрации. Таким образом, заявитель имел возможность ознакомиться с указанным отзывом, однако, своим правом не воспользовался.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 31.05.2021 N 131.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2021 по делу N А23-6467/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КБК Энерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.05.2021 N 131.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6467/2020
Истец: ООО "КБК Энерго", ООО Новокондровская ТЭЦ
Ответчик: Администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района Дзержинский район