г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-53659/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2021 г. по делу N А40-53659/21,
по заявлению ООО "Нормет"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Еретенко А.П. по доверенности от 29.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Мамедова И.А. по доверенности от 13.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нормет" (далее - Заявитель, ООО "Нормет", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни, выраженное в возврате заявления ООО "Нормет" за исх. N 13-12/003824 от 15.02.2021 г. о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021 г. заявление ООО "Нормет" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 04.09.2020 г. и 13.11.2020 г. ООО "Нормет" на Акцизном специализированном таможенном посту (центр электронного декларирования) ЦАТ по декларациям на товары (далее - ДТ) задекларированы следующие товары:
- по ДТ N 10009100/040920/0082514: "самоходная шарнирно-сочлененная подземная колесная горно-шахтная машина для заряжания шпуров и скважин в горных выработках (шахтах) марка "NORMET" модель "CHARMEC SF 605 DA (V), DH 135";
- по ДТ N 10009100/131120/0124769: "самоходная шарнирно-сочлененная подземная колесная горно-шахтная машина для работы в горных выработках и туннелях марка "NORMET" модель "CHARMEC SF 605 DA (V), DH 137"
Указанные товары выпущены таможенным органом согласно заявленной таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления.
Заявителем был уплачен утилизационный сбор за ввезенные самоходные машины в размере 707250,00 рублей по таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) N 10009100/070920/ЭО-0612662 и 707250,00 рублей по ТПО N 10009100/151120/ЭО-0712518. Всего 1414500,00 рублей.
На задекларированные самоходные машины таможенным органом выданы паспорта самоходных машин (далее - ПСМ) N N RU TK 208100, RU TK 282722, в поле 26 которых проставлены соответствующие отметки об уплате утилизационного сбора.
04.02.2021 г. в ЦАТ (вх. ЦАТ от 04.02.2021 г. N N 06225, 06226) поступили заявления Общества о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении указанных товаров.
В ответ на указанные заявления Таможенный орган в письме от 15.02.2021 г. исх. N 13-12/03824 отказал в возврате утилизационного сбора, указав, что законодателем предусмотрено взимание утилизационного сбора в отношении самоходных машин, код ТН ВЭД ЕАЭС которых поименован в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. N 81.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, Закон об отходах производства и потребления) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор не уплачивается в случаях, установленных в пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ. Список исключений является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 данной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем 5 пункта 6 данной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 81).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 1291) утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства РФ N 1291. Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Таким образом, указанный Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора. В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории N 3.
По общему правилу, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Таким образом, в силу прямого указания закона, объектом обложения утилизационным сбором являются не все самоходные машины, а только те, виды и категории которых включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации.
Следует также отметить, что Закон об отходах производства и потребления также содержит безусловное освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении определенной категории ввозимых транспортных средств и самоходных машин (например, ввозимых в качестве личного имущества физических лиц или принадлежащих дипломатическим представительствам) (пункт 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Однако такое исключение применяется к тем самоходным машинами, которые при других обстоятельствах облагались бы утилизационным сбором в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Самоходные машины, виды и категории которых не включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации, не облагаются утилизационным сбором вне зависимости от того, подпадают или нет такие самоходные машины под безусловные исключения, определенные пунктом 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Помимо вида и категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в перечне также указываются коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к самоходным машинам, включенным в перечень.
При этом, исходя из структуры перечня, коды ТН ВЭД ЕАЭС не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций (в скобках), дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория.
Таким образом, из формулировок перечня буквально следует, что утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Как правильно указал суд первой инстанции, позиция же ЦАТ о том, что взимание утилизационного сбора определено в отношении всех самоходных машин, код ТН ВЭД ЕАЭС которых поименован в перечне, но наименование которых не соответствует ни одному разделу перечня, основана на неверном толковании закона.
В случае если бы воля законодателя была направлена на взимание утилизационного сбора исключительно на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС, то в перечень был бы включен только список кодов ТН ВЭД ЕАЭС без указания вида и категории самоходных машин.
Однако поскольку в перечне в первую очередь указываются вид и категория самоходных машин, а код ТН ВЭД ЕАЭС является вторичным, именно вид и категория самоходных машин являются квалифицирующими для целей взимания утилизационного сбора.
Ввезенные ООО "Нормет" самоходные машины модели CHARMEC SF 605 DA (V) имеют код ТН ВЭД ЕАЭС 8705 90 800 5 и согласно технической документации смонтированы на самоходном полноприводном шасси и предназначены для заряжания шпуров и скважин гранулированными взрывчатыми веществами в горных выработках, не предназначены для движения по дорогам общего пользования и созданы на колесном шасси.
Однако, Перечнем утилизационный сбор установлен в отношении: "Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемых по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
Перечень не содержит такого вида и категории самоходных машин как "горно-шахтная машина", а поскольку Cамоходные машины модели CHARMEC SF 605DA (V) созданы на базе шасси колесного транспортного средства и не предназначены для содержания дорог, ввезенные ООО "Нормет" Cамоходные машины модели CHARMEC SF 605 DA (V) не являются объектом уплаты утилизационного сбора.
В силу прямого указания закона утилизационный сбор подлежит уплате в отношении не всех транспортных средств и самоходных машин, а только в отношении тех, виды и категории которых определены в Перечне.
Из формулировок Перечня буквально следует, что утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.11.2020 г. N 305-ЭС20-6768 по делу N А41-95371/2018 разъяснил, что распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные машины, классифицируемые в рамках определенной товарной позиции ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и п. 2 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления; само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом; основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин). Иными словами, при недоказанности таможенным органом отнесения самоходных машины к определенному виду и категории, указанных в Постановлении Правительства РФ N 81 от 06.02.2018, основания для обложения самоходных машин утилизационным сбором отсутствуют.
Следовательно, вопреки позиции ЦАТ код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственной и достаточной характеристикой для обложения самоходных машин утилизационным сбором. Ввезенные ООО "Нормет" Самоходные машины модели CHARMEC SF 605 DA (V) хоть и имеют код ТН ВЭД ЕАЭС 8705 90 800 5, однако (1) не предназначены для содержания дорог и (2) созданы на базе шасси колесных транспортных средств, что подтверждается паспортами на самоходные машины и технической документацией, т.е. две из трех характеристик (3-ей характеристикой является код ТН ВЭД ЕАЭС) ввезенных ООО "НОРМЕТ" самоходных машин, а именно категория и вид, не совпадают с указанными в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утв. Постановлением Правительства N 81.
Ввезенные ООО "Нормет" самоходные шарнирно-сочлененные подземные колесные горно-шахтные машины для заряжания шпуров и скважин в горных выработках CHARMEC SF 605 DA (V), DH 135 и CHARMEC SF 605 DA (V), DH 137 не поименованы в Перечне и соответственно, не облагаются утилизационным сбором.
Следовательно, утилизационный сбор в совокупном размере 1 414 500,00 руб., уплаченный ООО "Нормет" платежными поручениями N 2724 от 01.09.2020 г. и N 3659 от 11.11.2020 г. N 2417 является излишне уплаченным и подлежит возврату ООО "Нормет" в полном объеме.
Кроме того, ООО "Нормет" представило полный комплект документов, необходимых для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, а ЦАТ обязана вернуть излишне уплаченную сумму утилизационного сбора.
Факт уплаты утилизационного сбора в размере 707 250 рублей в отношении каждой из Самоходных машин (всего 1 414 500 рублей) подтверждается платежными поручениями N 2724 от 01.09.2020 г. и N 3659 от 11.11.2020 г., а также таможенными приходными ордерами (ТПО) N 10009199/151120/ЭО-0712518 и N 10009190/070920/ЭО-0612662.
Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора установлен Постановлением Правительства N 81.
Согласно пункту 29 Постановления Правительства N 81 заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты утилизационного сбора.
Паспорт самоходной машины RU TK 208100 и RU TK 282722 (прилагаем) содержит отметку об уплате утилизационного сбора, проставленную именно ЦАТ. Таким образом, на основании пункта 29 Постановления Правительства N 81 именно в ЦАТ ООО "Нормет" должно было и обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Пунктом 29 Постановления Правительства N 81 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых вместе с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора. В частности, вместе с заявлением в таможенный орган представляются следующие документы:
1) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора;
2) документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
3) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
ООО "Нормет" были представлены все перечисленные выше документы, что подтверждается списком приложений к заявлению.
Иные документы согласно правилам возврата утилизационного сбора представлять не требуется.
Таким образом, поскольку ввезенные ООО "Нормет" на основании деклараций на товары N 10009100/040920/0082514 и N 10009100/131120/0124769 самоходные шарнирно-сочлененные подземные колесные горно-шахтные машины для заряжания шпуров и скважин в горных выработках CHARMEC SF 605DA (V), DH 135 и CHARMEC SF 605DA (V), DH 137 не являются объектом обложения утилизационным сбором, фактически уплаченный ООО "Нормет" за каждую из указанных самоходных машин утилизационный сбор в размере 707 250,00 руб. (в совокупном размере 1 414 500,00 руб.) квалифицируется как излишне уплаченный и подлежит возврату ЦАТ по заявлениям ООО "Нормет". Поскольку ООО "Нормет" была соблюдена процедура обращения за возвратом излишне уплаченного утилизационного сбора и представлен полный комплект предусмотренных законом документом, ЦАТ незаконно уклоняется от возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, что является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Нормет".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные заявителем документы являются достаточными для расчета и подтверждения излишней уплаты утилизационного сбора, а решение таможенного органа о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним нарушает право Общества на своевременный возврат, излишне уплаченного в бюджет РФ сбора.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "Нормет".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-53659/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53659/2021
Истец: ООО "НОРМЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ