21 сентября 2021 г. |
Дело N А83-7949/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2021 года (резолютивная часть), 19 июля 2021 года (.
вадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2021 года (резолютивная часть), 19 июля 2021 года (мотивированное решение) по делу N А83-7949/2021,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота"
к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым,
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
26.03.2021 нарочно Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (ОГРН: 1149204069002 - л.д. 29-35 т. 1, далее - ФКУ "Управление ЧФ" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 16.03.2021 Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (ОГРН: 1149102017954 - л.д. 39-42 т.1, далее - ГКЦТ РК или административный орган) постановления N 05-06/2-08 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. (л.д. 13-15 т. 1).
Требования обоснованы тем, что заявитель не является теплоснабжающей организацией и в соответствии с законодательством Российской Федерации не обязан предоставлять сведения о своей деятельности по теплоснабжению; котельные (через которые вырабатывается теплоноситель) входят в состав имущественных комплексов военных городков и обеспечивают теплом здания, расположенные на территории этих военных городков, так как иной сети для обеспечения теплом этих зданий не создано.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено по тем основаниям, что ФКУ "Управление ЧФ" не является теплоснабжающей организацией, а значит субъектом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (л.д. 66-74 т. 2).
ГКЦТ РК подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявленных требований отказать, по тем основаниям, что судебный акт принят при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (л.д. 86-96 т.2).
В апелляционной жалобе указано на то, что ФКУ "Управление ЧФ" является теплоснабжающей организацией, так как осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, владеет источниками тепловой энергии и взымает плату за оказанные услуги по поставке тепловой энергии в общежития и жилые дома, является исполнителем коммунальных услуг; присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ФКУ "Управление ЧФ" не согласно с доводами апелляционной жалобы, так как осуществляет единственный вид деятельности - деятельность, связанную с обеспечением военной безопасности, и не осуществляет вид деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение тепловой энергией ФКУ "Управление ЧФ" расположенного на территориях военных городков жилого фонда осуществляется из-за отсутствия иных коммуникаций по передачи тепловой энергии, договора о возмещении затрат не являются договорами поставки тепловой энергии (л.д.101-103 т.2).
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 суд апелляционной инстанции не принимает в качестве доказательств новые документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу (л.д.104-111 т.2).
О принятии апелляционной жалобы участники извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021, копии которого участниками получены, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 82-84 т.2).
31.07.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 85 т.2).
На основании статей 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
16.03.2021 заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарев А.А., рассмотрев при участии представителя по доверенности ФКУ "Управление ЧФ" Куртасовой Ю.В. протокол об административном правонарушении N 05-06/2-08 от 02.03.2021 и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 05-06/2-08 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. (л.д. 16-27, 59-70 т.1).
Протокол об административном правонарушении с разъяснением прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ для лица, привлекаемого к административной ответственности, N 05-06/2-08 составлен 02.03.2021 заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Сундуковым В.В. также при участии представителя по доверенности ФКУ "Управление ЧФ" Куртасовой Ю.В. (л.д. 7-18 т. 2).
Согласно протокола и постановления, административное правонарушение выразилось в том, что ФКУ "Управление ЧФ", как субъект регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения, по состоянию на 11.01.2021 не предоставил за IV квартал 2020 года сведения о своей деятельности в сфере теплоснабжения, тогда как предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы N 1288/18 от 13.09.2018.
В подтверждение осуществления ФКУ "Управление ЧФ" регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения административным органом представлены следующие доказательства:
- акт приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военных городков N 189 (Евпатория), 190 (с. Уютное) войсковой части 81415, в соответствии с которым, во исполнение приказа Командующего ЧФ N 4635 от 11.10.14 166 отдел МИС передал, а Евпаторийская КЭЧ района (структурное подразделение ФКУ "Управление ЧФ") приняла ряд объектов имущества в соответствии с прилагаемыми описями, в том числе и котельную, числящуюся под N 90 по генплану (л.д. 71-80 т.1);
- письмо филиала ФКУ "Управление ЧФ" - 6 ФЭС от 18.09.2017 N 2426/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которым газовая котельная военного городка 189 войсковой части 81415 состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ "Управление ЧФ" - "6 ФЭС" (л.д. 81-82 т.1);
- письмо филиала ФКУ "Управление ЧФ" - 6 ФЭС от 28.04.2016 N 1145/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в котором сообщаются фактические затраты на содержание газовой котельной (л.д. 83-85 т.1);
- пояснительная записка о результатах работы котельной войсковой части 81415, военный городок N 189, за период работы с 01.01.2016 по 31.12.2016 года по выработке и отпуску тепловой энергии за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которой газовая котельная войсковой части 81415 находится в зоне ответственности Евпаторийской КЭЧ района, которая производит выработку тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд): ТСН "Звездный 1П", общежития - 3, 4, 5 (л.д. 87-88 т.1);
- расчет (калькуляция) расходов, связанных с производством тепловой энергии котельной войсковой части 81415, военный городок 189 за 2016 год за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в котором указываются площади отопления сторонних потребителей (л.д. 86 т.1);
- письмо Евпаторийской квартирно - эксплуатационной части района от 06.10.2016 N 9/1907, адресованное Государственному комитету, в котором Евпаторийская КЭЧ района подтверждает факт владения газовой котельной и оказания услуг отопления дома N 1 по ул. Степной в с. Витино Сакского района (л.д. 89-90 т.1);
- представление заместителя военного прокурора от 06.04.2018 N 1911, согласно которого проверкой установлено, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом N 4635 от 13.09.2014 и актом приемки (передачи) зданий, сооружений, военные городки NN 189, 190 (с. Витино, Республика Крым) переданы на учет и обслуживание Евпаторийской КЭЧ района. На территории данных военных городков размещается котельная и иные объекты инженерной инфраструктуры, посредством которых производится поставка услуг по теплоснабжению (л.д.91-93 т.1);
- отчет о проведении систематического наблюдения и анализа соблюдения стандартов раскрытия информации Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в I квартале 2021 года, согласно которого на территориях Симферопольского района в пгт. Гвардейское, Черноморского района с. Оленевка, Сакского района с. Витино, городов Феодосии и Евпатории ФКУ "Управление ЧФ" производит тепловую энергию не в режиме комбинированной выработки и поставляет ее потребителям, но пункты 16, 20 (е, ж) и 22 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" не выполнило (л.д. 19-25 т. 2);
- скриншоты (л.д. 26-28 т.2);
- поданное КЭЧ ФКУ "Управление ЧФ" заявление об установлении цен (тарифов) на теплоэнергию и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 год (л.д. 103 т. 1).
По сведениям ЕГРЮЛ заявитель вправе осуществлять только один вид деятельности - код 84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (л.д. 30 т. 1).
В соответствии со статьей 19.8.1 КоАП РФ не предоставление теплоснабжающими организациями сведений о своей деятельности, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в ред. от 08.12.2020, далее - Закон N 190-ФЗ) обязанность по раскрытию информации возлагает на теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования; такая информация подлежит раскрытию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Такой стандарт раскрытия информации утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 (в ред. от 12.07.2018, с изм. от 30.04.2020, далее - Стандарт раскрытия информации N 570).
По Стандарту раскрытия информации N 570 (подпункт "б" пункта 1) одним из видов субъектов раскрытия информации являются единые теплоснабжающие организации, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, функционирующие в поселениях и городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, а также функционирующие в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - регулируемые организации).
Такие регулируемые организации, согласно пункта 15 Стандарта раскрытия информации N 570, обязаны раскрывать информацию (в том числе) об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об основных потребительских характеристиках оказываемых регулируемых услуг; об инвестиционных программах и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых услуг; об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Данные требования по объему раскрытия информации связаны с установленными частью 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности:
1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;
2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;
5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;
6) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
9) обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
А также приведенными статье 2 Закона N 190-ФЗ понятиями :
пункт 11: теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
пункт 8: теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
пункт 16: теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
При этом, согласно положениям части 1 статьи 27 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация должна быть членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Как установлено, заявитель не является членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и не имеет свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения; его видом деятельности не является теплоснабжение, он вправе осуществлять единственный вид деятельности - связанный с обеспечением военной безопасности; административным органом не установлены и не доказаны надлежащими доказательствами факты владения заявителем на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, а также продажи заявителем тепловой энергии конкретным потребителям или теплоснабжающим организациям (их наименования не указаны), что является обязательным условием для определения статуса теплоснабжающей организации.
Кроме того, представленные административным органом в подтверждение статуса заявителя как теплоснабжающей организации документы составлены задолго до отчетного периода - IV квартала 2020 года, за который заявитель не предоставил сведения о своей деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что само по себе установление для заявителя тарифа на тепловую энергию не свидетельствует об отнесении ФКУ "Управление ЧФ" к теплоснабжающей организации в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ.
Приведенные в судебных актах по делу N А83-14759/2018 выводы о наличии у ТСН "Звездный 1П" долга в размере 650644,82 руб. за потребленную тепловую энергию, поставленную ФКУ "Управление ЧФ", в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не является основанием для освобождения от доказывания, так как по настоящему делу и делу N А83-14759/2018 различные участники, обязательными и не подлежащими доказыванию при рассмотрении нового дела являются не выводы арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, а установленные обстоятельства; по делу N А83-14759/2018 вступившим в законную силу судебным актом установлено, что ФКУ "Управление ЧФ" предлагало ТСН "Звездный 1П" заключить договор о возмещении затрат на переданную теплоэнергию, а не договор поставки (передачи) теплоэнергии.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.10.2020 N Ф10-3974/2020 по делу N А83-21303/2019; в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отказано. А также в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 01.02.2021 по делу N А84-3005/2020, от 07 июня 2021 года по делу N А83-13543/2020, от 09.08.2021 по делам NА84-3006/2020 и NА84-3007/2020.
Исходя из положений части 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства, не указанные в постановлении по делу об административном правонарушении и не являвшиеся основанием для привлечения лица к административной ответственности, не могут свидетельствовать о совершении правонарушения, за которое лицо привлечено к административной ответственности. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Как установлено, заявитель не совершил противоправного, виновного действия, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, так как не является теплоснабжающей организацией, обязанной предоставлять сведения о своей деятельности, связи чем, нет события административного правонарушения.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2021 года (резолютивная часть), 19 июля 2021 года (мотивированное решение) по делу N А83-7949/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Республики Крым по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7949/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ