г. Челябинск |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А76-15766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-15766/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Меденец Е.Я. (доверенность N 172 от 16.12.2020, диплом).
Акционерное общество "Ильмен-Тау" (далее - заявитель, общество, АО "Ильмен-Тау") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ЧРО ФСС, учреждение, Фонд) о признании недействительными: решения от 25.03.2021 N 78 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 756,2 руб.; решения от 25.03.2021 N 78 об отказе в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в части суммы 756,2 руб.,
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 06.07.2021) заявленные требования удовлетворены, решения Фонда в оспоренной части признаны недействительными, на ГУ ЧРО ФСС возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем принятия в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу решения о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 756,2 руб. и выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 756,2 руб., а также с учреждения в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
ГУ ЧРО ФСС не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права. Указывает на законность и обоснованность оспоренных решений Фонда. Обращает внимание на следующие обстоятельства: судом не принят во внимание довод учреждения о том, что согласно табелям учета рабочего времени застрахованные лица Кураев Д.С., Остякова З.И. и Рязанская Т.М. работали на условиях неполного рабочего времени, не дорабатывали до установленной трудовым законодательством нормы рабочего времени, заработная плата начислялась работодателем только за отработанные часы; при вынесении решения судом не учтены положения части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375), в силу которых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого начисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, и этот порядок распространяется на расчет пособия из минимального размера оплаты труда (что имело место в рассматриваемой ситуации); в этой связи Фондом правомерно произведен расчет пособий с учетом продолжительности рабочего времени.
В судебном заседании представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу АО "Ильмен-Тау" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Ильмен-Тау" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 107415002060 и состоит на учете в качестве страхователя в ГУ ЧРО ФСС (регистрационный номер в территориальном органе страховщика - 7410006544).
Должностными лицами Фонда проведена камеральная проверка правильности произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Проверка проведена на основе представленного страхователем расчета в связи с обращением за выделением средств Фонда за период с 19.11.2020 18.02.2021. По результатам проверки составлен акт проверки от 18.02.2021 N 78 (л.д.14-16), а также приняты решения: 1) от 25.03.2021 N 78 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым решено выделить средства в сумме 362947,97 руб. и отказано в выделении средств в сумме 756,2 руб.; 2) от 25.03.2021 N 78 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым решено не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения за сентябрь 2019 года, март и август 2020 года в сумме 756,2 руб. (л.д.17-25).
Полагая указанные ненормативные правовые акты в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 756,2 руб., и отказа в выделении средств на возмещение этих расходов не соответствующими закону, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие соблюдение им требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Из содержания оспоренных ненормативных правовых актов следует, что основанием для отказа заявителю в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 756,2 руб., а также для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в этой сумме послужил вывод Фонда о неправильном расчете страхователем размера пособий по временной нетрудоспособности работникам Кураеву Д.С. (специалист по продажам, работающий на основании трудового договора от 21.06.2019 N ИТ0024), Остяковой З.И. (воспитатель подразделения "Спортивная школа "Райдер", работающая на основании трудового договора от 25.11.2019 N ИТ0054) и Рязанской Т.М. (бармен, работающая на основании трудового договора от 02.12.2019 N ИТ0063), работающим на условиях неполного рабочего времени.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 255-ФЗ, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (часть 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (подпункт 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства, установлено и пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной не трудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке.
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Как следует из материалов дела, АО "Ильмен-Тау" выплачены пособия по временной нетрудоспособности своим работникам Кураеву Д.С., Остяковой З.И. и Рязанской Т.М.
Проведенной учреждением камеральной проверкой установлено, что в соответствии с трудовыми договорами указанные работники работали на условиях неполного рабочего дня:
- Кураеву Д.С. установлен рабочий день с 9 ч до 16:40 с перерывом на обед 1 час. (6 часов рабочий 40 мин. в день при шестидневной рабочей неделе), а также установлен один выходной день, что соответствует 40- часовой рабочей неделе. Учетный период определен 1 месяц;
- Остяковой З.И. установлен рабочий день с 9 ч до 18:00 с перерывом на обед 1 час. (8 - часовой рабочий день), а также установлено два выходных дня, что соответствует 40-часовой рабочей неделе. Учетный период определен 1 месяц;
- Рязанской Т.М установлен режим рабочего времени по графику сменности, выходные дни согласно графику работы.
Анализе табелей рабочего времени выявил недоработку указанных лиц:
- Кураевым Д.С. в сентябре 2019 года до момента наступления страхового случая (18.09.2019) отработано 14 дней - 66,5 часа (0,69 ставки). При этом норма рабочего времени, согласно производственного календарю, за период с 01.09.2019 по 17.09.2019 - 96 часов (12 дней * 8 часов). Общее количество отработанных Кураевым Д.С. в сентябре 2019 за 19 рабочих дней составляет 89,07 часа, при этом плановое количество рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе за 19 рабочих дней в сентябре 2019 составляет 152 часа (19 дней * 8 часов);
- Остяковой З.И. в марте 2020 года на момент наступления страхового случая (06.03.2020) отработано 4 дня - 27,23 часа (0,68 ставки). При этом норма рабочего времени, согласно производственного календарю, за период с 01.03.2020 по 05.03.2020 - 40 часов (5 дней *8 часов=40 часов);
- Рязанской Т.М. в августе 2020 года на момент наступления страхового случая (13.08.2020) отработано 4 дня - 53,52 часа (0,84 ставки). При этом норма рабочего времени, согласно производственного календарю, за период с 03.08.2020 по 12.08.2020 -64 часов (8 дней * 8 часов).
При этом страхователем расчет пособия указанным застрахованным лицам произведен из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) без применения пропорции к продолжительности рабочего времени, что было отражено проверяющими в акте проверки.
В связи с тем, что застрахованные лица работали неполный рабочий день, Фондом произведен расчет пособий пропорционально продолжительности рабочего времени.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 названной статьи, на 730.
В силу пунктов 11(1) и 14 Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения (пункт 15 Положения N 375).
Пункты 15(1)-15(3) этого Положения устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: в случаях, указанных в пункте 11 (1) Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В соответствии с пунктом 16 Положения N 375, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 названного Положения, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
В рассматриваемой ситуации средний заработок застрахованных лиц в спорные периоды был ниже МРОТ, что фондом не оспаривается, в связи с чем расчет пособия по временной нетрудоспособности правомерно произведен страхователем исходя из среднего заработка приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует положениям части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 11(1), 15(1)-15(3) Положения N375.
Фонд полагает, что пособие на случай временной нетрудоспособности работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которого в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая, должно рассчитываться исходя из МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени.
Доводы Фонд в этой части рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В частности, судом верно отмечено, что с учетом правил расчета среднего заработка, изложенных в части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пунктах 15 и 16 Положения N 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели. При этом, положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в силу которых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица) не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Такое толкование закона соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 27.07.2016 N 309-КГ15-4727 и от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206.
При таких обстоятельствах оснований для пропорционального определения размера произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения, исходя из продолжительности отработанного застрахованными лицами рабочего времени, у учреждения не имелось.
Арифметическая правильность примененного обществом расчета пособий фондом не оспорена.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решений Фонда в оспоренной заявителем части.
Так как такими решениями ограничено законное право заявителя на получение предусмотренного законом возмещения фактически произведенных расходов за счет средств ФСС РФ, следует признать подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании решений Фонда в оспоренной части недействительными.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результатов рассмотрения заявленных требований, суд первой инстанции правомерно возложил на учреждение обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в спорной сумме в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Выводы, изложенные в обжалованном решении суда, соответствуют закону и основаны на материалах дела. Оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-15766/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15766/2021
Истец: АО "Ильмен-Тау", ГУ ЧРО ФСС РФ
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ филиал N7