17 сентября 2021 г. |
Дело N А83-275/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием ликвидатора Товарищества собственников жилья "ЖК-3"Алимовой Людмилы Ивановны, в отсутствии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), МИФНС России N 9 по Республике Крым, МИФНС России N 4 по Республике Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Феодосийского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора Товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу N А83-275/2021, принятое по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) к ликвидатору Товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Людмиле Ивановне о признании незаконными действий и понуждении включить требование в промежуточный ликвидационный баланс, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС России N 9 по Республике Крым, МИФНС России N 4 по Республике Крым,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее по тексту - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий ликвидатора Товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Людмилы Ивановны (далее по тексту - ликвидатор) по не включению требований пенсионного фонда в реестр требований кредиторов и понуждении ликвидатора включить требования в промежуточный ликвидационный баланс.
Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 13.01.2021, от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МИФНС России N 9 по Республике Крым, МИФНС России N 4 по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года суд признал незаконными действия ликвидатора товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Людмилы Ивановны по не включению требований пенсионного фонда в реестр требований кредиторов; обязал ликвидатора включить требования пенсионного фонда в сумме 3500,00 руб. в промежуточный ликвидационный баланс требований кредиторов товарищества собственников жилья "ЖК-3"; взыскал с ликвидатора в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ликвидатор обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом нарушены требования ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части не ознакомления Алимовой Л.И. с уточненными требованиями и пояснениями третьего лица; неправильно применены ст. 65 Гражданского кодекса РФ, ст. 16, 189.87 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; выводы суда о правомерности применения истцом финансовых санкций к ТСЖ "ЖК-3" и наличии у него задолженности в сумме 3500 руб. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании ликвидатор поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на отзыв МИФНС России N 9 по Республике Крым.
До начала судебного разбирательства от МИФНС России N 9 по Республике Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От МИФНС России N 4 по Республике Крым поступила дополнительная информация. Кроме того, заявлено о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.04.2020 внеочередным общим собранием участников ТСЖ "ЖК-3" принято решение о ликвидации ТСЖ "ЖК-3".
21.05.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2209100195731 о том, что общество находится в стадии ликвидации и назначении ликвидатором Алимовой Л.И.
Сообщение о ликвидации юридического лица опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" часть 1 N 22(789) от 03.06.2020/69. Срок заявления требований - в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения.
15.10.2020 истцом в адрес ликвидатора ТСЖ "ЖК-3" было направлено заявление о включении в реестр требований кредиторов суммы долга в размере 3500,00 руб.
27.11.2020 пенсионным фондом получило уведомление об отказе ликвидатора товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Л.И. в признании требований, исходя из того, что кредитором пропущен двухмесячный срок, установленный ст. 63 ГК РФ.
Полагая, что действия ликвидатора по не включению требований пенсионного фонда в реестр требований кредиторов нарушает его права и законные интересы, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Соглашаясь с доводами истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Кодекса).
На основании пункта 4 статьи 62 Кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В пункте 1 статьи 63 Кодекса установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В пункте 2 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 Кодекса).
На основании пункта 9 статьи 63 Кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из дела усматривается, что промежуточный ликвидационный баланс ТСЖ "ЖК-3" был утвержден 02.09.2020.
Решением МИФНС N 9 от 12.09.2020 было отказано в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в связи с несоблюдением установленного законом порядка проведения процедуры ликвидации.
Обращаясь в суд с требованием к ликвидатору, пенсионный фонд в обоснование наличия задолженности указывает, что Товарищество собственников жилья "ЖК - 3" не предоставило сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на Алимову Людмилу Ивановну за декабрь 2019 года - май 2020 года, сведения о страховом стаже застрахованных лиц за 2019 год на Алимову Людмилу Ивановну, в связи с чем, пенсионным фондом 05.08.2020, 06.08.2020, 10.08.2020 были вынесены решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S19200009187, 091S19200009189, 091S19200009299, 091S19200009301, 091S19200009302, 091S19200009303, 091S19200009424 в виде штрафа на общую сумму 3500,00 руб. Указанные решение получены ликвидатором 08.08.2020, 10.08.2020, 12.08.2020. Требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (от 27.08.2020, 31.08.2020, 26.08.2020) не были оплачены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что пенсионный фонд в установленном законом порядке не смог реализовать свои права как кредитора Товарищества собственников жилья "ЖК - 3".
Вместе с тем, предусмотренная в статье 63 Кодекса процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации.
При этом ликвидатор обязан действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, по состоянию на 02.09.2020 (дата утверждения промежуточного ликвидационного баланса) ликвидатор Алимова Л. И. не могла не знать о применении истцом финансовых санкций в виде штрафа за непредставление сведений персонифицированного учета, а следовательно, об обязанности уплатить сумму штрафа.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Алимовой Л.И. не соблюдены нормы о ликвидации юридического лица (ликвидатор не отразил требования кредитора в ликвидационном балансе), а следовательно суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции прав ответчика в части не ознакомления Алимовой Л.И. с уточненными требованиями истца отклоняются апелляционной коллегией ввиду того, что указанные уточнения являются, по сути, конкретизацией требований, при этом ни предмет, ни основание спора не изменены.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу N А83-275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ликвидатора Товарищества собственников жилья "ЖК-3" Алимовой Людмилы Ивановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-275/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ТСЖ Ликвидатор "жк-3" Алимова Людмила Ивановна
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, Ликвидатор ТСН "ЖК-1" Якунина А.В., МИФНС России N4 по РК, ТСЖ "ЖК-3"