г. Самара |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А55-13931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Акционерного общества "Самарская сетевая компания" - представителя Маркелова Д.В. (доверенность от 07.02.2021 N 193),
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу N А55-13931/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Акционерного общества "Самарская сетевая компания",
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области,
о признании недействительным решения N 27-05-02/6912 от 31.03.2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарская сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 27-05-02/6912 от 31.03.2020 г. незаконным и обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдать разрешение на использование земель (или: земельного участка), находящихся в государственной собственности для проведения работ по реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160 -105/49 от опоры 400/131 в кадастровом квартале 63:37:2101001, площадью 12 414 кв. м., часть земельного участка с кад. N 63:37:2101001:3, площадью 1 451 кв.м., часть земельного участка с кад. No 63:37:2101001:4, площадью 298 кв.м. на срок 11 (одиннадцать) месяцев в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года заявление удовлетворено, признано незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 27-05-02/6912 от 31.03.2020. Суд обязал Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земель (или: земельного участка), находящихся в государственной собственности для проведения работ по реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160 - 105/49 от опоры 400/131 в кадастровом квартале 63:37:2101001, площадью 12 414 кв. м., часть земельного участка с кад. N 63:37:2101001:3, площадью 1 451 кв.м., часть земельного участка с кад. N 63:37:2101001:4, площадью 298 кв.м. на срок 11 (одиннадцать) месяцев в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу N А55-13931/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором АО "Самарская сетевая компания" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу N А55-13931/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей заинтересованного лица и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения инвестиционной программы Акционерного общества "Самарская сетевая компания" необходимо провести работы по реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160 - 105/49 от опоры 400/131.
Правила подачи заявления о выдаче разрешения на использование земель (или: земельного участка), находящихся в государственной собственности регламентированы Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
АО "ССК" в соответствии с указанным Постановлением Правительства подало заявление от 02.03.2020 исх.3356 в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о выдаче разрешения на использование земель (или: земельного участка), находящихся в государственной собственности исх. N 3356 от 02.03.2020 г. для проведения работ по реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160 - 105/49 от опоры 400/131 в кадастровом квартале 63:37:2101001, площадью 12 414 кв. м., часть земельного участка с кад. N 63:37:2101001:3, площадью 1 451 кв.м., часть земельного участка с кад. N 63:37:2101001:4, площадью 298 кв.м. на срок 11 (одиннадцать) месяцев в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой и техническим заданием (л.д.10-11 т.1).
Министерство письмом N 27-05-02/6912 от 31.03.2020 г. отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка для проведения реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N101/160 - 105/49 от опоры 400/131, так как указанная в Заявлении цель проведения работ не соответствует целям разрешенного использования указанных в "Правилах выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (л.д.12-13).
Не согласившись с указанным отказом, общество "ССК" обратилось в Арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок лесного фонда, разрешение на использование которого без оформления прав на него испрашивает общество "ССК", относится к федеральной собственности.
Обратного суду не представлено.
В соответствии со статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (пункт 6 статьи 101 ЗК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 г. N 528 утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в соответствии с которым Министерство определено в качестве органа исполнительной власти Самарской области, исполняющего государственные функции и реализующего полномочия в сфере лесных отношений, в том числе, и по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
Соответственно, Министерство является именно тем органом в Самарской области, который указан в п.2 Правил N 1244 и который уполномочен на предоставление земельных участков на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.
Министерство в обоснование своей позиции указало на следующие обстоятельства.
С 01.01.2021 г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 г. N 6112), которым утвержден Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно принятому Перечню использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
а) проведение выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов;
б) проведение инженерных изысканий для линейных объектов;
в) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
г) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Как следует из материалов дела, АО "Самарская сетевая компания" письмом от 02.03.2019 г. N 3356 обратилось в адрес министерства с обращением о выдаче разрешения на проведение работ по реконструкции ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N101/160-105/49 от опоры 400/131.
Таким образом, цель проведения работ - реконструкция ВЛ-10кВ Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160-105/49 от опоры 400/131, что не соответствует целям разрешенного использования, указанных в Правилах от 27.11.2014 г. N 1244, в Перечне, утвержденном Приказом Минприроды от 10.07.2020 г. N 434 и в подпункте 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Из указанных выше определений следует, что отличие капитального ремонта от реконструкции заключается в том, что при капитальном ремонте основные технико-экономические показатели сооружения остаются без изменения, а при реконструкции они изменяются, при этом при капитальном ремонте также возможно затрагивание конструктивных элементов.
В статье 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (пункт 6 статьи 101 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный Перечень включены, в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Таким образом, из системного толкования положений ЛК РФ и ЗК РФ следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае осуществления капитального или текущего ремонта линейного объекта.
На основании частей 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Как указано в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Как уже указывалось судом выше, порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 г. N 1244.
Согласно п. 2 Правил N 1244 заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Пункт 3 Правил N 1244 содержит требования к содержанию самого заявления, а пункт 4 Правил содержит требования к составу документов, приложенному к заявлению.
В соответствии с пунктом 7 названных Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, АО "ССК" испрашивало разрешение на использование земель на основании пп.2 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ (капитальный или текущий ремонт линейного объекта).
Порядок выдачи разрешения для указанных целей, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.34 ЗК РФ, регламентируется Правилами.
Проведение работ по реконструкции, фактически представляют собой капитальный ремонт линии электропередачи.
Объекты электросетевого хозяйства подлежащие ремонту включаются с инвестиционную программу АО "ССК", которая утверждается Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что основной вид деятельности АО "ССК" передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.
Для осуществления бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергии необходимо своевременно осуществлять реконструкцию (капитальный ремонт) электрических сетей.
В соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах - услуги по передаче электрической энергии.
Объекты электросетевого хозяйства подлежащие ремонту включаются в инвестиционную программу АО "ССК", которая утверждается Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.
Под инвестиционным проектом в настоящих Правилах понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В ходе рассмотрения дела заявителем суду представлен приказ о внесении изменений в инвестиционную программу АО "ССК" на 2017-2021 г., которым корректируется перечень объектов электроэнергетики подлежащего реконструкции. В этом перечне присутствует наименование инвестируемого проекта "Реконструкция ВЛ-10Кв Ф-1 ПС 35/10 кВ "Усолье" в пролете опор N 101/160 - 105/49" (л.д.16-18 т.1).
Кроме того, обществом "ССК" в материалы дела представлено техническое задание на проектирование, рабочая документация Система электроснабжения 004/19-ЭС.
С учетом изложенного, судом обоснованно отклонены доводы Министерства со ссылкой на позицию Департамента недвижимости по вопросу реконструкции объектов недвижимости, изложенной в письме Минэкономразвития России от 20 февраля 2014 г. N Д23и-478.
Также Министерство в обоснование своей позиции указывает на то, что цель использования, указанная обществом "ССК" в заявлении, прямо не указана в п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ, согласно которой разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока;
5) в целях возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком.
В связи с чем Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало заявителю в выдаче разрешения на использование земель.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенное, фактически планируемые работы соответствуют подпункту 1) п.1. 39.34 ЗК РФ - капитальный или текущий ремонт линейного объекта.
Таким образом, разрешение на использование земельного участка в рассматриваемом споре испрашивалось обладателем прав на линейный объект в целях его текущего ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
Обратного суду не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что у Министерства отсутствовали предусмотренные пунктом 9 Правил N 1244 основания для отказа в выдаче разрешения на использование лесного участка.
Согласно п. 14.3) ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом суд принял во внимание, что не предоставление разрешения на использование земельного участка делает невозможным исполнение выполнения инвестиционной программы АО "ССК", утвержденной Министерством энергетики Самарской области и, следовательно, подвергает опасности осуществления бесперебойного энергоснабжения потребителей электроэнергии Самарской области.
Поскольку применительно к рассматриваемому случаю иное положениями ЛК РФ не предусмотрено, то общество, обращаясь с соответствующим заявлением в Министерство, правильно руководствовалось также и нормами ЗК РФ.
С учетом вышеизложенного суд пришел к верному выводу, что Заявление подано в соответствии с Правилами, а при выдаче разрешения на использование земель необходимо руководствоваться подпунктом 1) п.1. 39.34 ЗК РФ.
Заявленное обществом "ССК" требование о восстановлении нарушенного права и возложение на заинтересованное лицо обязанности, связанной с устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Министерство указывает на то обстоятельство, что суд первой инстанции при вынесении решения указал, что работы, соответствующие целям использования земель, предусмотренные в п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ и разрешение на использование земельного участка, в рассматриваемом споре испрашивалось в целях его текущего ремонта.
С данным выводом Министерство не согласно и полагает, что АО "ССК" испрашивало разрешение для использование земель для проведения именно реконструкции.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции исходил из имеющейся в материалах дела проектной документации N 004/19-ЭС 2019 г.
Согласно п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Из проектной документации следует, что у линии электропередачи после проведения работ не изменяется класс напряжения, он остается тем же, происходит замена старых опор на новые и замена старого провода на новый.
Виды работ, указанных в техническом задании на проектирование спорного объекта (приложение к заявлению Общества в Министерство (исх. N 3356 от 02.03.2020 г)), в проектной документации N 004/19-ЭС 2019 г., с учетом понятия "реконструкция линейных объектов" и понятия "ремонт линейных объектов", изложенных соответственно в п.14.1 и п.14.3 ст.1 ГрК РФ позволяют сделать вывод, что будут проводиться именно ремонтные работы. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.202 по делу А55-34532/2019.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2021 года по делу N А55-13931/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13931/2020
Истец: АО "Самарская сетевая компания"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области"