г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А40-216038/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу РЭК Омской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2021 по делу N А40-216038/20
по заявлению РЭК Омской области
к ФАС России
третье лицо: ООО "АЛЕРОН"
об оспаривании решения от 06.08.2020 года N 31/67169/20,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Арсланова Л.А. по доверенности от 10.11.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2021 заявление РЭК Омской области о признании недействительным решения ФАС России от 06.08.2020 N 31/67169/20 (далее - Решение ФАС России) оставлено без удовлетворения.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Алерон".
Представители общества и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение ФАС России принято по итогам рассмотрения в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, заявления ООО "Алерон" о разногласиях с РЭК Омской области, которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от17.12.2019 N 449/83 установила тарифы на тепловую энергию на 2020 год.
Решением ФАС России требования ООО "Алерон" удовлетворены частично.
Согласно резолютивной части указанного решения РЭК Омской области в числе прочего было указано на необходимость учёта расходов по статье "Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы" в соответствии с требованиями пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
В апелляционной жалобе РЭК Омской области выражает несогласие с тем, что расходы ООО "Алерон" по договорам с третьими лицами по итогам рассмотрения разногласий были признаны ФАС России экономически обоснованными.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Так, довод РЭК Омской области о том, что расходы по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" вопреки Решению ФАС России имеют иную экономическую природу, чем расходы по оплате труда производственного, цехового, административно-управленческого персонала, является неверным.
Для ООО "Алерон" тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2017-2020 гг. приказом РЭК Омской области от
01.08.2017 N 108/40.
При этом РЭК Омской области были исключены расходы ООО "Алерон" на 2020 год по договору с ООО "Интерра" от 01.09.2017 на осуществление функций административно-управленческого персонала и по договору с ООО "Строй-сервис" от
01.01.2018 на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования.
Вместе с тем заявленные регулируемой организацией расходы по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" вопреки доводам апелляционной жалобы, по сути, содержат расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств и общехозяйственные расходы, относящиеся к операционным в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования N 1075, и не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
Как было установлено ФАС России в рамках рассмотрения разногласий между РЭК Омской области и ООО "Алерон", необходимость заключения договора с ООО "Интерра" от 01.09.2017 N 1 на осуществление функций административно-управленческого персонала обусловлена отсутствием у ООО "Алерон" специалистов требуемой квалификации и отсутствием в тарифе денежных средств на организацию рабочих мест. В частности, тарифом не предусмотрены расходы на аренду офисного помещения, оплату оргтехники, программного обеспечения, канцелярии и средств связи.
Более того, согласно пункту 4.1 данного договора стоимость выполняемых ООО "Интерра" работ определяется размером денежных средств, предусмотренных сводом расходов на производство и передачу тепловой энергии, установленным тарифом РЭК Омской области по статьям расходов: фонд оплаты труда административно-управленческого персонала и отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.
Ссылка РЭК Омской области на то, что поскольку договор с ООО "Интерра" включает расходы в целом по регулируемой организации, так как услуги по теплоснабжению ООО "Алерон" осуществляет не только в Кормиловском муниципальном районе, но и в Азовском Немецком Национальном муниципальном районе, расходы по договору с ООО "Интерра" были перераспределены РЭК Омской области пропорционально выручке от реализации, является несостоятельной.
Подобный подход не соответствует учётной политике ООО "Алерон", утверждённой приказом от 01.08.2017 N У-8, согласно пункту 22 которой распределение общецеховых и общехозяйственных расходов по теплоисточникам производится пропорционально фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных. При этом ООО "Алерон" в орган регулирования документы, подтверждающие начисления по фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных в целом по организации, представлены не были.
Применительно к доводам апелляционной жалобы о расходах по договору с ООО "Строй-сервис" от 01.01.2018 N б/н на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования апелляционная коллегия исходит из следующего.
Так, необходимость заключения указанного договора обусловлена отсутствием у ООО "Алерон" квалифицированного персонала, низкой трудовой дисциплиной, необходимого оборудования, оснастки и инструментов для производства ремонтных, аварийно-восстановительных работ, невозможностью организации рабочих мест и отсутствием в тарифе денежных средств на приобретение материалов. При этом тарифом не предусмотрены расходы на формирование специальной аварийно-ремонтной бригады, аренда автотранспорта для осуществления доставки специалистов до места проведения работ, затраты на ГСМ, а также на приобретение материалов и необходимого инвентаря.
РЭК Омской области расходы регулируемой организации за 2018 год по договору с ООО "Строй-сервис" признаны в полном объёме экономически необоснованными.
При этом согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных на оплату труда основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды, определенных в действующих тарифах.
Как установлено ФАС России в рамках рассмотрения разногласий, за 2018 год в целом по ООО "Алерон" произошло 143 отказа теплоэнергетического оборудования, в том числе 56 ремонтов котельного оборудования, устранено 25 прорывов тепловых трасс, 62 отказа прочего оборудования (насосное, запорное, электрооборудование). Совокупность указанных факторов способна повлиять на обеспечение надежности работы ООО "Алерон" и могут привести к неизбежному снижению качества и надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования N 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктами 59 и 60 Основ ценообразования N 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путём индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определённый в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Таким образом, вывод ФАС России о неправомерности исключения РЭК Омской области расходов, относящихся согласно пункту 75 Основ ценообразования N 1075 к долгосрочным параметрам, вопреки доводам апелляционной жалобы является верным.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание, что указанные выше доводы РЭК Омской области в рамках рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в обоснование недействительности Решения ФАС России заявлены не были, что, по сути, исключает возможность оценки законности и обоснованности решения суда первой инстанции по данным доводам, поскольку в соответствии с положениями АПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Также не могут быть приняты во внимание доводы РЭК Омской области о том, что Решение ФАС России нарушает права и законные интересы РЭК Омской области в связи с тем, что решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2021 по делу N А46-19939/20 с РЭК Омской области взысканы убытки в размере 780 000 рублей, понесённые ООО "Алерон" в связи с подачей заявления о разногласиях в ФАС России.
Согласно статье 198 АПК РФ защищаются законные права лица, в данном же случае негативные имущественные последствия вызваны противоправным поведением РЭК Омской области, что установлено законным решением ФАС России.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2021 по делу N А40-216038/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216038/2020
Истец: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Федеральная антимономольная служба
Третье лицо: ООО "Алерон"