г. Москва |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А40-41088/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи И.М. Албаковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 июня 2021 года
по делу N А40-41088/21, принятое судьёй Жбанковой Ю.В.,
по иску АО "РН-транс"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 6 703 825 рублей 04 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца: Смирнов Б.В. по доверенности от 01.01.2021
от ответчика: Басиладзе Л.T. по доверенности от 07.12.2020
УСТАНОВИЛ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РН-ТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 6 703 825 руб. 04 коп.
Решением суда от 09 июня 2021 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 6 000 000 руб. в виду применения судом первой инстанции ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 09 июня 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги", являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки груза, предусмотренный Правилами N 245.
Таким образом, Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки, перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнера с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В силу п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ N 245 от 07.08.2015 (далее - Правила N 245) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, Истцом в адрес Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" была направлена досудебная претензия N ПС-0049-У-2021 от 13.01.2021 с расчетом размера пени за просрочку доставки вагонов. Однако Ответчиком досудебная претензия была оставлена без удовлетворения.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования применительно к положениям ст.ст. 33, 97 УЖТ РФ.
Доводы ответчика об увеличении срока доставки грузов на основании п.6.7 Правил N 245 суд первой инстанции отклонил, указав, что предъявленные ответчиком документы составлены в одностороннем порядке, а также сослался на ст.308 ГК РФ, посчитав, что обязательства АО "Ковдорский ГОК" перед ответчиком не могут создавать обязанностей для истца.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в виду следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 63-ФЗ отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.
Между ОАО "РЖД" и АО "Ковдорский ГОК" имеется соглашение об электронном обмене данными, что подтверждается заявлением АО "Ковдорский ГОК" о присоединении от 21.02.2018 г. N 4698/ИВЦ.
В этой связи отсутствие в заявках рукописной подписи представителя АО "Ковдорский ГОК" не означает, что заявка им в действительности не согласовывалась и не подписывалась.
Более того, указывая, что представленные ответчиком заявки являются односторонними, а не двухсторонне подписанными документами, истец, по сути, заявляет о фальсификации ОАО "Российские железные дороги" доказательств путем фабрикации электоронной подписи представителей АО "Ковдорский ГОК".
Тем не менее, письменного заявления в порядке ст.161 АПК РФ представителем истца в суде первой инстанции не сделано.
При таких обстоятельствах, достоверность представленных ответчиком доказательств истцом не опровергнута.
В этой связи суд апелляционной инстанции принимает доводы ответчика о том, что по накладным N N ЭЧ223339, ЭЧ202609, ЭЧ202842, ЭЧ172589, ЭЧ139683 услуга оказывалась в связи с невозможностью приема грузополучателем вагонов, что подтверждается заявками на оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) N 52765 от 27.01.2020, N 52910 от 29.01.2020, N 53008 от 30.01.2020, N 53102 от 31.01.2020, N 53151 от 01.02.2020, N 53207 от 02.02.2020, N 53298 от 03.02.2020, N 53378 от 04.02.2020, N 53457 от 05.02.2020, N 53547 от 06.02.2020, N 53669 от 07.02.2020, N 53752 от 08.02.2020, N 53828 от 09.02.2020, N 53949 от 10.02.2020, N 54035 от 11.02.2020, N 54130 от 12.02.2020, N 54233 от 13.02.2020, N 54316 от 14.02.2020, N 54388 от 15.02.2020, N54535 от 17.02.2020, N 54607 от 18.02.2020, N 54679 от 19.02.2020, N 54794 от 20.02.2020, N 54913 от 21.02.2020, N 54987 от 22.02.2020, N 55032 от 23.02.2020, N 55098 от 24.02.2020, N 55202 от 25.02.2020, N 55251 от 26.02.2020, N 55330 от 27.02.2020, N 55455 от 28.02.2020, N 55570 ot01.03.2020 (том N2 лист 116-150, том N 3 лист 1-29).
На основании заявок было издано распоряжение о задержке вагонов в пути следования от 28.01.2020 N 778 (том N 3 лист 30).
На начало задержки был составлен акт общей формы от 28.01.2020 N 1/32 (том N 3 лист 32-34).
По окончании задержки был издан оперативный приказ 03.03.2020 N 806 (том N 3 лист 35) и составлен акт общей формы от 03.03.2020 N 1/50 (том N 3 лист 36-37).
Станцией назначения по накладным N N ЭЧ223339, ЭЧ202609, ЭЧ202842, ЭЧ 172589, ЭЧ 139683 составлен итоговый акт общей формы от 04.03.2020 N 2/1413 (том N 3 лист 38), данный акт указывает на увеличение срока доставки на 36 суток.
За период задержки вагонов на станции Белое Море Окт. ж.д. АО "Ковдорский ГОК" была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (накопительная ведомость N 180303, которая подписана без возражений представителем плательщика) (том N 3 лист 39-43).
Платежные документы, подтверждающие перечисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены в материалы дела (том N 3 лист 44- 61).
Учитывая подписанные без разногласий накопительную ведомость, акт оказанных услуг, счет-фактуру и платежное поручение по оплате оказанной ОАО "РЖД" вышеуказанной услуги, грузополучатель признал, что неприем станцией вагонов произошел по причинам, зависящим от грузополучателя, Вагоны по отправке N ЭШ193435 (том N 3 лист 73-75) были задержаны в пути следования на станции Белое Море Окт. ж.д. в связи с оказанием услуги грузополучателю АО "Ковдорский ГОК" по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) по договору от 30.11.2016 N 5/АФТО.
По накладной N ЭШ 193435, услуга оказывалась в связи с невозможностью приема грузополучателем вагонов, что подтверждается заявками на оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) N 54254 от 14.02.2020, N 54389 от 15.02.2020, N 54536 от 17.02.2020, N 54608 от 18.02.2020, N 54680 от 19.02.2020, N 54795 от 20.02.2020, N 54914 от 21.02.2020, N 54988 от 22.02.2020, N 55033 от 23.02.2020, N 55099 от 24.02.2020, N 55203 от 25.02.2020, N 55252 от 26.02.2020, N 55331 от 27.02.2020, N 55457 от 28.02.2020, N 55701 от 02.03.2020, N 55785 от 03.03.2020, N 55865 от 05.03.2020, N 55959 от 05.03.2020, N 56012 от 06.03.2020, N 56058 от 07.03.2020, N 56128 от 09.03.2020, N 56218 от 10.03.2020, N 56327 от 12.03.2020, N 56389 от 13.03.2020, N 56431 от 14.03.2020, N 56471 от 15.03.2020 (том N 3 лист 76-127).
На основании заявок было издано распоряжение о задержке вагонов в пути следования от 14.02.2020 N 1290 (том N 3 лист 128).
На начало задержки был составлен акт общей формы от 14.02.2020 N 1/40 (том N 3 лист 129-133).
По окончании задержки был издан оперативный приказ 17.03.2020 N 1325 (том N 3 лист 134) и составлен акт общей формы от 16.03.2020 N 1/60 (том N 3 лист 135- 137).
Станцией назначения по накладной N ЭШ193435 составлен итоговый акт общей формы от 18.03.2020 N 2/1776 (том N 3 лист 138-139), данный акт указывает на увеличение срока доставки на 32 суток.
За период задержки вагонов на станции Белое Море Окт. ж.д. АО "Ковдорский ГОК" была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (накопительная ведомость N 220301, которая подписана без возражений представителем плательщика) (том N 3 лист 140-145).
Платежные документы, подтверждающие перечисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены в материалы дела (том N 3 лист 146-150, том N4 лист 1-10).
Учитывая подписанные без разногласий накопительную ведомость, акт оказанных услуг, счет-фактуру и платежное поручение по оплате оказанной ОАО "РЖД" вышеуказанной услуги, грузополучатель признал, что неприем станцией вагонов произошёл по причинам, зависящим от грузополучателя.
Вагоны по отправкам N N ЭЫ639636, ЭЫ576077 (том N 4 лист 12-16) были задержаны в пути следования на станции Куропта Окт. ж.д. в связи с оказанием услуги грузополучателю АО "Ковдорский ГОК" по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) по договору от 30.11.2016 N 5/АФТО.
По накладным N N ЭЫ639636, ЭЫ576077 услуга оказывалась в связи с невозможностью приема грузополучателем вагонов, что подтверждается заявками на оказание услуг по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) N 56017 от 06.03.2020, N 56060 от 07.03.2020, N 56099 от 08.03.2020, N 56217 от 10.03.2020, N 56326 от 12.03.2020, N 56388 от 13.03.2020, N 56430 от 14.03.2020, N 56470 от 15.03.2020, N 56536 от 16.03.2020, N 56597 от 17.03.2020, N 56710 от 19.03.2020, N 56760 от 20.03.2020, N 56795 от 21.03.2020, N 56849 от 22.03.2020, N 56905 от 23.03.2020, N 56971 от 24.03.2020, N 57018 от 25.03.2020 (том N 4 лист 17-50).
На основании заявок было издано распоряжение о задержке вагонов в пути следования от 07.03.2020 N 2006 (том N 4 лист 51).
На начало задержки был составлен акт общей формы от 07.03.2020 N 12 (том N 4 лист 52-53).
По окончании задержки был издан оперативный приказ 26.03.2020 N 2023 (том N 4 лист 54) и составлен акт общей формы от 26.03.2020 N 13 (том N 4 лист 55- 57).
Станцией назначения по накладным N N ЭЫ639636, ЭЫ576077 составлен итоговый акт общей формы от 26.03.2020 N 2/2051 (том N 4 лист 58), данный акт указывает на увеличение срока доставки на 20 суток.
За период задержки вагонов на станции Куропта Окт. ж.д. АО "Ковдорский ГОК" была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (накопительная ведомость N 310305, которая подписана без возражений представителем плательщика) (том N 4 лист 59-62). Платежные документы, подтверждающие перечисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, прилагаются к отзыву.
Учитывая подписанные без разногласий накопительную ведомость, акт оказанных услуг, счет-фактуру и платежное поручение по оплате оказанной ОАО "РЖД" вышеуказанной услуги, грузополучатель признал, что неприем станцией вагонов произошёл по причинам, зависящим от грузополучателя.
Также не может служить основанием к отказу в иске ссылка суда первой инстанции на ст.308 ГК РФ, так как данная норма не препятствует удовлетворению иска.
Согласно ч.3 ст.308 ГК РФ, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
В отношении грузоотправителя как участника перевозочного процесса правовым актом (п. 6.7 Правил N 245) установлен случай, когда действия грузополучателя по неприему грузов продляют срок доставки и, как следствие, лишают грузоотправителя права на предъявление иска о взыскании пени за просрочку в доставке.
При таких обстоятельствах исковые требования в общей сумме 6 437 945,78 руб. предъявлены истцом не правомерно.
С учетом того, что истец решение суда не обжалует, суд апелляционной инстанции считает необходимым в собственных расчетах придерживаться установленной судом первой инстанции пропорции, приходящейся на ст.333 ГК РФ в размере 10,5%, в связи с чем с ответчика в пользу истца следует взыскать 237 961,94 руб. ((6 703 825,04 руб. - 6 437 945,78 руб.) х 0,895%).
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с истца в пользу ответчика следует взыскать 639 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2021 года по делу N А40-41088/21 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу АО "РН-Транс" 237 961 руб. 94 коп. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с АО "РН-Транс" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 639 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41088/2021
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"