г. Саратов |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А12-27288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 апреля 2021 года по делу N А12-27288/2020
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1063458027973, ИНН 3413009346)
к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов и установке общедомового прибора учета тепловой энергии,
в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания" Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - МУП "Управляющая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 246 747 руб. 40 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 935 руб.
Истец неоднократно изменял исковые требования.
В судебном заседании 11.03.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования: просил взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) задолженность за оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов и установку общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии в размере 101 804 руб. 16 коп.
На уточняющий вопрос арбитражного суда первой инстанции о надлежащем ответчике истец пояснил, что требования заявляет только к Минобороны России, исковые требования к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России у истца отсутствуют, а также просил удовлетворить исковые требования с учетом уточнений от 11.03.2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
МУП "Управляющая компания" из средств федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 881 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Управляющая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, МУП "Управляющая компания" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Гришина, д. N N 12, 12Б, 20, 22, 22А, 22Б, 22В, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и договорами управления МКД.
Как следует из уточнений к исковому заявлению, Минобороны России является собственником жилых помещений в указанных многоквартирных домах.
В связи с неисполнением Минобороны России обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов и установке ОДПУ тепловой энергии у последнего возникла задолженность в размере 101 804 руб. 16 коп.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В статье 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., - либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 ЖК РФ и пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пп. 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации. Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в статьях 153, 158 ЖК РФ, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.11.2010 N 4910/10, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
Согласно представленным расчетам истец просил взыскать с Минобороны России задолженность за оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов в следующем размере:
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 10 - 1 197 руб. 84 коп. за период сентябрь - октябрь 2020 г.;
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 28 - 1 359 руб. 96 коп. за октябрь 2017 г.;
- ул. Гришина, д. 22Б, кв. 60 - 25 216 руб. 50 коп. за период с октября 2017 г. по октябрь 2018 г.;
- ул. Гришина, д. 22А, кв. 60 - 3 292 руб. 95 коп. за период с октября 2019 г. по январь 2020 г.;
- ул. Гришина, д. 22, кв. 5 - 5 565 руб. 67 коп. за период август - ноябрь 2018 г.;
- ул. Гришина, д. 20, кв. 7 - 12 254 руб. 62 коп. за период с октября 2017 г. по июль 2018 г.;
- ул. Гришина, д. 12Б, кв. 23 - 10 226 руб. 36 коп. за период с октября 2017 г. по февраль 2021 г.;
- ул. Гришина, д. 12Б, кв. 7 - 12 286 руб. 26 коп. за период с ноября 2017 г. по февраль 2021 г.;
- ул. Гришина, д. 12, кв. 38 - 14 028 руб. 39 коп. за период с ноября 2018 г. по февраль 2021 г.;
- ул. Гришина, д. 12, кв. 32 - 10 049 руб. за период июль - декабрь 2018 г.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты в оперативное управление ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России переданы следующие жилые помещения:
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 10 (дата регистрации права оперативного управления - 28.10.2019);
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 13 (дата регистрации права оперативного управления - 28.10.2019);
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 28 (дата регистрации права оперативного управления - 28.10.2019);
- ул. Гришина, д. 22Б, кв. 60 (дата регистрации права оперативного управления - 30.10.2019);
- ул. Гришина, д. 22А, кв. 1 (дата регистрации права оперативного управления - 01.11.2019);
- ул. Гришина, д. 22, кв. 5 (дата регистрации права оперативного управления - 01.11.2019);
- ул. Гришина, д. 20, кв. 7 (дата регистрации права оперативного управления - 31.10.2019);
- ул. Гришина, д. 12Б, кв. 7 (дата регистрации права оперативного управления - 25.10.2019);
- ул. Гришина, д. 12, кв. 38 (дата регистрации права оперативного управления - 22.03.2018);
- ул. Гришина, д. 12, кв. 32 (дата регистрации права оперативного управления - 28.10.2019).
Сведения об объектах недвижимости, расположенных по адресам: ул. Гришина, д. 22А, кв. 60; ул. Гришина, д. 22А, кв. 4; ул. Гришина, д. 12Б, кв. 23, - в ЕГРН отсутствуют.
На основании пп. 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с момента возникновения права оперативного управления на спорные нежилые помещения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России перешли все правомочия его собственника (с ограничениями, установленными законом), к нему также перешло и бремя по их содержанию, в том числе обязанность по внесению платы за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, суд первой инстанции указал, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникло у ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с момента возникновения права оперативного управления на вышеуказанные помещения, в связи с чем признал исковые требования предъявленными к ненадлежащему ответчику - Минобороны России.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задолженность, возникшая до даты государственной регистрации права оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, также не подлежит взысканию с Минобороны России, поскольку представленные в материалы дела доказательства не содержат сведений о зарегистрированном праве собственности на указанные жилые помещения за Минобороны России в спорные периоды.
Таким образом, согласно выводам суда первой инстанции задолженность за услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов не подлежит взысканию с Минобороны России ввиду следующего:
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 10 - в размере 1 197 руб. 84 коп. за период сентябрь - октябрь 2020 г. - поскольку предъявлена к ненадлежащему ответчику;
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 28 - в размере 1 359 руб. 96 коп. за октябрь 2017 г. - поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на данное жилое помещение за указанным ответчиком в спорный период;
- ул. Гришина, д. 22Б, кв. 60 - в размере 25 216 руб. 50 коп. за период с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. - поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на данное жилое помещение за указанным ответчиком в спорный период;
- ул. Гришина, д. 22А, кв. 60 - в размере 3 292 руб. 95 коп. за период с октября 2019 г. по январь 2020 г. - поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимости (в том числе о зарегистрированных правах);
- ул. Гришина, д. 22, кв. 5 - в размере 5 565 руб. 67 коп. за период август - ноябрь 2018 г. - поскольку предъявлена к ненадлежащему ответчику;
- ул. Гришина, д. 20, кв. 7 - в размере 12 254 руб. 62 коп. за период с октября 2017 г. по июль 2018 г. - поскольку предъявлена к ненадлежащему ответчику;
- ул. Гришина, д. 12Б, кв. 23 - в размере 10 226 руб. 36 коп. за период с октября 2017 г. по февраль 2021 г. - поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимости (в том числе о зарегистрированных правах);
- ул. Гришина, д. 12Б, кв. 7 - в размере 12 286 руб. 26 коп. за период с ноября 2017 г. по 24 октября 2019 г. - поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на данное жилое помещение за указанным ответчиком в спорный период; за период с 25 октября 2019 г. по февраль 2021 г. - поскольку предъявлена к ненадлежащему ответчику;
- ул. Гришина, д. 12, кв. 38 - в размере 14 028 руб. 39 коп. за период с ноября 2018 г. по 21 марта 2019 г. - поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на данное жилое помещение за указанным ответчиком в спорный период; за период с 22 марта 2019 г. по февраль 2021 г. - поскольку предъявлена к ненадлежащему ответчику;
- ул. Гришина, д. 12, кв. 32 - в размере 10 049 руб. за период июль - декабрь 2018 г. - поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности на данное жилое помещение за указанным ответчиком в спорный период.
Также истцом было заявлено требование о взыскании с Минобороны России задолженности за установку ОДПУ тепловой энергии по следующим адресам:
- ул. Гришина, д. 22В, кв. 13 - в размере 1 976 руб. 16 коп. (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 01.12.2018),
- ул. Гришина, д. 22А, кв. 4 - в размере 2 173 руб. 50 коп.; ул. Гришина, д. 22А, кв. 1 - в размере 2 176 руб. 95 коп. (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 01.11.2017).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) собственники помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) до 01 июля 2012 обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя - до 01 января 2019 года - собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01 января 2013 года организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют; объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из пункта 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в случае, если собственники помещений многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, расходы по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Как указал суд первой инстанции, право собственности ответчика на спорные помещения по адресам: ул. Гришина, д. 22В, кв. 13 - в декабре 2018 года и ул. Гришина, д. 22А, кв. 1, кв. 4 - в ноябре 2017 представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Минобороны России обязанности по оплате расходов, понесенных истцом в связи с установкой ОДПУ в многоквартирных домах.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части на основании следующего.
Из материалов дела, в том числе, аудиопротоколов судебных заседаний, не следует, что истец отказался от исковых требований к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела также не следует, что судом первой инстанции принималось определение о прекращении производства по делу в части исковых требований, изначально заявленных к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом, из содержания резолютивной части обжалуемого судебного акта также не следует, что судом первой инстанции отказано в иске только в отношении Министерства обороны Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, апелляционным судом проверяется законность принятого судебного акта также в части отказа в иске к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из представленных ФГБУ "ФКП Росреестра по Волгоградской области" в суд апелляционной инстанции копий документов реестровых дел, следует следующее.
В соответствии с Приложением к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарском краю от 31.10.2007 N 788-р за Армавирской КЭЧ района на праве оперативного управления было закреплено 22 единицы федерального недвижимого имущества.
Согласно передаточного акта от 01.04.2011, составленного на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871, от Армавирской КЭЧ были переданы федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, основные средства.
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе, Армавирской КЭЧ.
Согласно указанных документов федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации были переданы все объекты, по которым произведен расчет задолженности за оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, за исключением квартир 13 и 28 МКД, расположенного по адресу: ул. Гришина, д. 22В.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ при реорганизации юридических лиц в форме присоединения к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 218 Кодекса, постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приобретение вещных прав на недвижимое имущество в порядке реорганизации не связано с моментом регистрации соответствующего права. Учреждение является универсальным правопреемником КЭЧ, следовательно, право оперативного управления на спорные квартиры перешло к учреждению. Министерство, закрепив квартиры на праве оперативного управления за правопредшественником учреждения, возложило на него и обязанности по содержанию, в том числе общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Реорганизация ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации состоялась в период, предшествующий исковому.
Соответственно, надлежащим ответчиком в исковой период будет являться ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в пользу МУП "Управляющая компания".
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 98468,06 руб., включающей в себя задолженность за услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов (101804,16 руб.) и исключающих расходы понесенных истцом в связи с установкой ОДПУ по адресам: ул. Гришина, д. 22В, кв. 10 - в размере 1 197 руб. 84 коп.; ул. Гришина, д. 22В, кв. 28 - в размере 1 359 руб. 96 коп.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части. С ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в пользу МУП "Управляющая компания" надлежит взыскать 98 468,04 руб. задолженности, 6 823 руб. - госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 апреля 2021 года по делу N А12-27288/2020 отменить в части.
Взыскать с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в пользу МУП "Управляющая компания" 98 468,04 руб. задолженности, 6 823 руб. госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27288/2020
Истец: МУП "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ" КОТЕЛЬНИКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Арбитражный суд Ростовской области