г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А56-110430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Грачев Н.К. по доверенности от 01.02.2018,
Пунько Д.А. по доверенности от 01.02.2021
от заинтересованного лица: Лебедев Г.Н. по доверенности от 27.04.2021, Скочилов Д.Н. по доверенности от 26.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20147/2021) ООО "Савва" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.05.2021 по делу N А56-110430/2020, принятое
по заявлению ООО "Савва"
к МИ ФНС N 16 по Санкт-Петербургу
об оспаривании сообщений об отказе в предоставлении субсидии
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Савва" (ОГРН: 1077847431364, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 17, корп. 1, лит. Д, пом. 1-Н, 5-Н, оф. 317, 413; далее - ООО "Савва", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Санкт-Петербургу (ОГРН: 1047802000300, адрес: 199178, Санкт-Петербург, пр-кт Большой В.О., д. 55, лит. Б; далее - МИ ФНС N 16 по Санкт-Петербургу, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении мер поддержки Обществу, и признании незаконными и отмене сообщений Инспекции от 18.05.2020 N45810 и от 26.06.2020 N 142310 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением от 01.05.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "САВВА" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что по состоянию на 01.03.2020, согласно сведениям ЕГРЮЛ, в качестве основного вида деятельности Общества заявлена "Деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью изделиями из кожи и меха" (ОКВЭД 46.16), однако фактически основным видом деятельности Общества с момента создания в июне 2007 года является "Розничная торговля обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах" (ОКВЭД 47.72), что подтверждается данными бухгалтерского баланса, расчетами по страховым взносам, договорами аренды помещений. Согласно которым Общество арендует нежилые помещения у различных юридических лиц с целью использования под розничную торговлю обувью и сопутствующими товарами.
Определением (протокольным) Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 рассмотрение апелляционной жалобы ООО "САВВА" отложено на 14.09.2021.
В судебном заседании 14.09.2021 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество обратилось с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки в виде субсидии как предприятие, наиболее пострадавшее от действия коронавирусной инфекции.
Сообщениями от 18.05.2020 N 45810 и от 26.06.2020 N 142310 Инспекцией в предоставлении субсидии отказано, основанием для отказа в получении мер государственной поддержки послужило то, что ОКВЭД 46.16 - деятельность агентов по оптовой торговле текстильным изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха, указанный Обществом в качестве основного вида деятельности, не входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Не согласившись с отказами Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности отказов Инспекции в предоставлении субсидии Обществу, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 утверждены Правила N 576 предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Указанные Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 Правил N 576 устанавливает, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Из абзаца третьего пункта 1 Правил N 576 следует, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 руб.; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
В указанный Перечень включена экономическая деятельность по розничной торговле прочими товарами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.7).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении Общества, в качестве основного вида деятельности Общества заявлена "Деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью изделиями из кожи и меха" (ОКВЭД 46.16).
При этом, "Торговля розничная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах" (ОКВЭД 47.72) на 01.03.2020 была включена в качестве дополнительного вида деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001), запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ Общества на 47.72 "Торговля розничная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах" действительно произведена только 13.04.2020, то есть после 01.03.2020.
При этом, как указывалось ранее, по состоянию на 01.03.2020 код ОКВЭД 47.72 включен в ЕГРЮЛ Общества в качестве дополнительного вида деятельности.
Представленными в материалы дела документами, в том числе данными бухгалтерского баланса, расчетами по страховым взносам, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расчетами по расходам на выплату страхового обеспечения, договорами аренды нежилых помещений с дополнительными соглашениями и иными приложениями за периоды с 2017 по 2019 год подтверждается факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности по оптовой торговле обувью и сопутствующими товарами в специализированных магазинах. В бухгалтерских документах Общества, ежегодно предоставляемых в налоговый орган, в качестве кода вида основной экономической деятельности по классификатору ОКВЭД указан 47.72.1 "Торговля розничная обувью в специализированных магазинах".
При этом каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2, в котором отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX).
В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Учитывая, что право на получение субсидии предоставлено лицам, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576, и Общество фактически осуществляло такую деятельность еще до 1 марта 2020 года, отказы Инспекции в предоставлении субсидии являются незаконными.
Оспариваемые действия налогового органа носят формальный характер, что противоречит целям и задачам государственной поддержи субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших в связи с введением ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой инфекции COVID-19.
Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576.
Аналогичная правовая позиция изложена судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу N А05-5898/2020, в рамках которого оспаривался аналогичный отказ налогового органа.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, сообщения Инспекции от 18.05.2020 б/н и от 26.06.2020 N 1423310 об отказе в предоставлении субсидии ООО "Сава" признанию незаконными и отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Общества подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб. по первой инстанции и 1500 руб., оплаченная при подаче апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная по апелляционной жалобе государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 мая 2021 года по делу N А56-110430/2020 отменить.
Признать незаконными и отменить сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу от 18.05.2020 б/н и от 26.06.2020 N 1423310 об отказе в предоставлении субсидии обществу с ограниченной ответственностью "Савва".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Савва" государственную пошлину по первой инстанции в размере 3000 руб., по апелляционной жалобе - в размере 1500 руб.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Савва" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110430/2020
Истец: ООО "САВВА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ