г. Хабаровск |
|
22 сентября 2021 г. |
А73-7476/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 28.07.2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-7476/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - отдел) от 26.04.2021 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства N 7870/17/27027-ИП.
Решением суда от 28.07.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, указав, что одномоментное исполнение требований судебного пристава-исполнителя невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимости ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края. Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы Министерство сослалось на отсутствие свободных жилых помещений в государственном жилищном фонде края.
Административный орган отзыв на жалобу не представил.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что во исполнение решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 15.12.2016 по делу N 2-7902/2016 по гражданскому иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Уланова Алексея Николаевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края 04.05.2017 выдан исполнительный лист серии ФС N 018620562, на основании которого 01.06.2017 возбуждено исполнительное производство N 7870/17/27027-ИП.
В связи с тем, что в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 17.11.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
По состоянию на 03.12.2020 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем должнику выдано требование от 03.12.2020 за N 27027/20/76867 об исполнении решения суда в срок до 12.01.2021.
Также Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин судебного решения суда.
Вышеуказанное требование получено министерством 04.12.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
29.01.2021 судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол N 2826/21/27027-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 26.04.2021 вынесено постановление, о наложении административного штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона).
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
Второй инстанцией установлено, что отделом судебных приставов на основании исполнительного листа 01.06.2017 возбуждено исполнительное производство N 7870/17/27027-ИП, во исполнение которого министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Уланову А.Н. благоустроенное жилое помещение.
Однако министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, последний из которых до 12.01.2021, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона (вина) министерства заключается в том, что оно не предприняло необходимых, своевременных и достаточных мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в нем требования.
Апелляционный довод о том, что одномоментное исполнение требований судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимость ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края, отклоняется апелляционным судом ввиду того, что вступившие в законную силу судебное решение от 15.12.2016 по делу N 2-7902/2016 не исполняется на протяжении достаточно длительного периода времени.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылка министерства на невозможность исполнения судебного решения ввиду отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности. Право гражданина на получение жилого помещения, подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Довод о том, что в спорном исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, отклоняется судом второй инстанции.
Так, главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению, как несостоятельный.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не может согласиться с заявителем апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены судебного решения по приведенным доводам.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2021 по делу N А73-7476/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7476/2021
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управление федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО