г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А21-3158/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевы Н.А.,
при участии:
от истца: Гладышева А.И. по доверенности от 01.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23830/2021 акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.07.2021 по делу N А21-3158/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к акционерному обществу "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области Единая система обращения с отходами" (ОГРН 1023900588920 ИНН 3904036510; Калининградская область, г.Калининград, ул.Коперника, д.2-4, пом. литер XI; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к акционерному обществу "Прибалтийский Судостроительный Завод "Янтарь" (ОГРН 1023901861213, ИНН 3900000111; Калининградская область, г.Калининград, площадь Гуськова, д.1; далее - Завод) о взыскании 288 338 руб. 78 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) период с 01.01.2019 по 31.01.2019, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению ТКО в размере 89 871 руб. 49 коп. за период с 10.02.2019 по 19.11.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 05.07.2021, Завод обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении исковых требований отказать.
В жалобе Завод ссылается на то, что на период с 01.01.2019 по 27.03.2019 договорные условия не могут применяться сторонами, так как договор не является заключенным и условия договора о неустойке не применимы до даты заключения договора. Податель жалобы указывает на то, что фактически услуги оказывались с 01.02.2019, а в январе 2019 года услуги по договору оказаны не были. Завод включен в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р (далее - Перечень), в связи с чем в отношении него в период с 06.04.2020 по 07.01.2021 действовал государственный мораторий на начисление неустоек и иных финансовых санкций. Податель жалобы просит применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, апелляционный суд назначил рассмотрение апелляционной жалобы в порядке упрощенного производства с вызовом сторон.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд приобщил к материалам дела расчет истца и возражения ответчика на альтернативный расчет истца.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Между Предприятием (региональный оператор) и Заводом (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 230100708 от 01.01.2019 (далее - договор), в соответствии с которым истец обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 3 договора).
Согласно пункту 5 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.01.2019.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: 510,75 руб./куб.м. (пункт 6 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункт 7 договора).
Региональный оператор до 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем (пункт 9 договора).
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).
Во исполнение договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. За период с 01.01.2019 по 31.01.2019 оплата услуг ответчиком не произведена, в результате чего образовалась задолженность в размере 288 338 руб. 78 коп.
Судебным приказом Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2020 по делу N А21-10765/2020 с Завода в пользу Предприятия взыскана задолженность в размере 288 338 руб. 78 коп. за период с 01.01.2019 по 31.01.2019; пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.02.2019 по 27.08.2020 в размере 81 953 руб. 27 коп. и государственная пошлина в размере 5 203 руб. Судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
Поскольку задолженность за услуги по договору ответчиком не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
С учетом приведенных норм вопреки позиции ответчика в данном случае договор между сторонами заключен на условиях типового договора.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО. На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Как следует из пункта 17 договора, учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее - Приказ N 218).
Факт надлежащего оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела.
Пунктами 16 и 20 договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, Обществом не представлено. Компания в порядке, установленном пунктами 16 и 20 договора, не заявляла о выявленных нарушениях в работе регионального оператора.
Расчет объемов ТКО по нормативам не предусматривает направление потребителем заявок на вывоз отходов и учет фактически вывезенных отходов и последующее составление актов о количестве ТКО, поскольку накопление ТКО осуществляется потребителем на общедоступные площадки.
Сведения о том, что в исковой период спорные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались иными лицами Обществом перед судом не раскрыты, в материалах дела отсутствуют.
При этом ответчиком не представлены доказательства того, что хозяйственная деятельность Общества не осуществлялась, твердые коммунальные отходы не образовывались.
Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 24 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период истец заявил о взыскании пени за период с 10.02.2019 по 19.11.2020 в размере 89 871 руб. 49 коп.
Судом первой инстанции требование о взыскании неустойки признано обоснованным и удовлетворено.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление N 428) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых категорий должников, в том числе в отношении организаций, включенных в вышеприведенный Перечень.
Постановление N 428 вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение шести месяцев - с 06.04.2020 до 06.10.2020.
Помимо прочего мораторием на период его действия предусматривался запрет на применение финансовых санкций за неисполнение пострадавшими компаниями денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория (пункт 2 части 1 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ). Этот запрет не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения.
Исходя из содержания разъяснений, приведенных в пунктах 2, 4, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (ответ на вопрос N 10), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, включение должника в один из перечней лиц, предусмотренных Постановлением N 428, позволяет такому должнику заявлять возражения против взыскания с него неустоек и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им соответствующих обязательств до введения моратория. При этом такие возражения могут заявляться независимо от наличия у должника признаков банкротства.
Поскольку Завод включен в Перечень (под номером 445), предусмотренный абзацем 3 подпункта "б" пункта 1 Постановлением N 428, к нему подлежат применению положения моратория, при этом наличие признаков неплатежеспособности Завода правового значения не имеет.
Таким образом, к Заводу подлежат применению положения моратория, включая запрет на начисление неустойки за период с 06.04.2020 по 06.10.2020.
Впоследствии постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" мораторий продлен с 07.10.2020 до 08.01.2021.
Между тем пунктом 1 постановления N 1587 срок действия моратория продлен только в отношении лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1 Постановления N 428, то есть в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида которых в соответствии с ОКВЭД указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением N 434 на три месяца, то есть до 07.01.2021.
Суд апелляционной инстанции установил, что Общество в качестве основного вида деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц указало деятельность по строительству кораблей, судом и плавучих конструкций (30.11).
Перечень, утвержденный Постановлением N 434, не включает в себя такой вид деятельности, как деятельность по строительству кораблей. Таким образом, отсутствуют основания для применения к должнику положений подпункта "а" пункта 1 Постановления N 428 и продления моратория до 08.01.2021.
Суд апелляционной инстанции проверил расчеты пеней и пришел к выводу о правомерности начисления пени за период с 10.02.2019 по 05.04.2020, с 07.10.2020 по 19.11.2020 в размере 75 936 руб. 97 коп. (66 299 руб. 80 коп. до 06.04.2021 и 9 637 руб. 17 коп. с 07.10.2020 по 19.11.2020).
Согласно пункту 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Условий для применения положений статьи 333 ГК РФ апелляционным судом не установлено с учетом размера задолженности, периода просрочки, действия моратория и установленного публичным договором размера неустойки.
Решение суда подлежит изменению в части начисления пени и распределения судебных расходов, которые подлежат возмещению по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.07.2021 по делу N А21-3158/2021 изменить в части начисления пени и распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины. В этой части принять новый судебный акт.
Взыскать с акционерного общества "Прибалтийский Судостроительный Завод "Янтарь" в пользу государственного предприятия Калининградской области Единая система обращения с отходами" пени в размере 75 936 руб. 97 коп., 10 064 руб. 60 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска о взыскании пени отказать.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.07.2021 по делу N А21-3158/2021 в остальной части оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3158/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: АО "ПРИБАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ЯНТАРЬ"