г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А26-4469/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Сизовым А.К.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43252/2023) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2023 по делу N А26-4469/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш город"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наш город" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, ответчик, административный орган) от 07.04.2023 N 005/020/13-12 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством издания приказа о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 10.04.2015 N 16 до 11.01.2028.
Решением суда от 24.10.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Комитетом подана апелляционная жалоба. В жалобе ее податель сослался на правомерность приказа, принятого по итогам рассмотрения заявления в рамках оказания государственной услуги. Указывает, что в результате проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям было выявлено неразмещение лицензиатом информации, установленной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Общества поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Наш город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 10.04.2015 N 16, выданной Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
С 11.01.2018 деятельность по управлению многоквартирными домами является лицензируемой, лицензия выдается срок на 5 лет с возможностью дальнейшего продления (часть 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ).
В связи с истечением срока действия лицензии от 10.04.2015 N 16 Общество 20.03.2023 через портал Государственных услуг обратилось в Комитет с заявлением о продлении срока ее действия.
На основании решения от 23.03.2023 N 002/020/13-12 Комитетом проведена оценка соответствия Общества лицензионным требованиям, в ходе которой установлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно: не соблюдены требования к размещению информации, установленные частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Результаты оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям отражены в акте оценки от 07.04.2023 N 004/020/13-12 и оценочном листе от 07.04.2023 N 003/020-13-12.
По результатам оценки Комитетом установлено, что в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) отсутствует следующая информация:
- г. Кемь, пр-кт. Пролетарский, д. 44а: Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, пр-кт. Пролетарский, д. 49: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, пр-кт. Пролетарский, д. 50: Информация о размере платы за жилое помещение (размещена до 31.12.2022. Актуальный размер платы отсутствует); Информация о применяемых тарифах (отопление, электроснабжение не размещены);
- г. Кемь, пр-кт. Пролетарский, д. 63: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, пр-кт. Пролетарский, д. 63а: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Каменева, д. 12: Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Каменева, д. 14: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Каменева, д. 16: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Фрунзе, д. 4а: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 13: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 15: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 5: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 7: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Высотная, д. 1: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 10: Информация о применяемом тарифе по отоплению;
- г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 12: Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 3: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 5: Информация о размере платы за жилое помещение;
- г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 6: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Свердлова, д. 14: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Свердлова, д. 14а: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15: Информация о размере платы за жилое помещение; Информация о применяемых тарифах;
- г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15а: Информация о применяемых тарифах.
Указанные обстоятельства послужили основанием для издания Комитетом приказа от 07.04.2023 N 005/020/13-12 "Об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Полагая, что указанный приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 192 ЖК РФ лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении 5 лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 192 ЖК РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
В силу статьи 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 13 Положения о лицензировании установлено, что к отношениям, связанным с оценкой соблюдения лицензиатом лицензионных требований, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований (пункт 25 Положения о лицензировании).
В силу пунктов 26 и 28 Положения о лицензировании организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Законом N 248-ФЗ, а должностные лица, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, при осуществлении лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 названного Закона.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Комитет в ходе рассмотрения заявления Общества от 20.03.2023 осуществил без взаимодействия с проверяемым лицом проверку соответствия лицензиата лицензионным требованиям, в рамках которой были запрошены сведения в налоговом органе и органах внутренних дел, а также проверено размещение информации о многоквартирных домах в ГИС ЖКХ.
Пунктом 17 Положения о лицензировании определено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) настоящего Положения и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий по проверке деятельности Общества Комитетом не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) Положения о лицензировании, а также не выявлено неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований.
Указанные обстоятельства, а также соблюдение Обществом установленного срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии Комитетом не опровергались.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
По мнению Комитета, достаточным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии является выявленный им факт размещения в ГИС ЖКХ неполной информации, свободный доступ к которой Общество обязано обеспечить в соответствии с частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Комитетом проанализирован отчет о качестве и полноте размещения Обществом информации в ГИС ЖКХ, из которого следует (по основным показателям): размещение информации по договорам управления - 68,82%; доля управляемых МКД, по которым размещен актуальный размер платы за жилое помещение - 9,68%; доля управляемых МКД, по которым размещена информация о нормативах потребления коммунальных услуг - 0,00%; доля управляемых МКД, по которым размещена информация о применяемых тарифах - 0,00%; доля управляемых МКД, по которым размещены отчеты об исполнении договора управления за последний отчетный период - 96,77%.
Вместе с тем, учитывая, что иная установленная законом информация в ГИС ЖКХ размещена, а установление факта неполного размещения сведений само по себе не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии, оценив существенность допущенного Обществом нарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неразмещение в ГИС ЖКХ части информации, предусмотренной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а именно: о размере платы за жилое помещение и о применяемых тарифах, не может служить достаточным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии на управление многоквартирными домами, если иных, грубых нарушений лицензионных требований не выявлено.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что собственникам помещений МКД информация о применяемых тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг доступна в личных кабинетах граждан в случае подключенного лицевого счета, а также через иные электронные сервисы: официальные сайты ресурсоснабжающих организаций, в ГИС ЖКХ в открытой части в разделе "информация для граждан", в официальных печатных изданиях.
Неразмещение информации в ГИС ЖКХ в соответствии с частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ не относится к грубым нарушениям лицензионных требований, является устранимым.
Обществом представлены пояснения относительно отсутствующей информации, в том числе в отношении информации, которая зависит от размещения соответствующих сведений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также доказательства размещения недостающей информации в период проведения проверки (с 04.04.2023 по 19.04.2023).
При этом из материалов дела не усматривается, что Комитет ранее уже устанавливал в действиях Общества нарушение лицензионных требований, установленных пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, и выдавал Обществу предостережения, предписания об устранении данных нарушений либо привлекал Общество к административной ответственности по данному факту.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, отказ в продлении срока действия лицензии не дает возможности заниматься в дальнейшем определенным видом деятельности, такая мера ответственности должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В рассматриваемом случае, оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ от 07.04.2023 N 005/020/13-12 влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности ООО "Наш город", не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности в виде отказа в продлении срока действия лицензии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным оспариваемый приказ, а также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления срока действия лицензии от 10.04.2015 N 16.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 24.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 октября 2023 года по делу N А26-4469/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4469/2023
Истец: ООО "Наш город"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору