город Ростов-на-Дону |
|
21 сентября 2021 г. |
дело N А53-39342/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.,
при участии:
от УФНС России по РО: Климова Ю.М. по доверенности от 26.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области
на определение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.07.2021 по делу N А53-39342/2020
по заявлению Региональной службы ГСН РО о включении в реестр требований кредиторов
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой" (ИНН 6165098486, ОГРН 1026103737978),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой" (далее - должник) Региональная служба ГСН РО обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 177 000 руб.
В ходе рассмотрения заявления от уполномоченного органа поступило ходатайство о процессуальной замене заявителя Региональной службы ГСН РО на Федеральную налоговую службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2021 произведена процессуальная замена заявителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области на Федеральную налоговую службу России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области. Требование Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области в размере 177 000 руб. штрафов включено в четвертую очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой". В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) требования об установлении 177 000 руб. штрафы, учесть отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определение мотивировано тем, что интересы государственного бюджета в деле о банкротстве уполномочено представлять ФНС в лице своих структурных подразделений. Заявленные требования документально подтверждены.
Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил определение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что штрафы подлежат зачислению в бюджет субъекта, в связи с чем интересы в части получения исполнения не могут быть защищены передачей требований уполномоченному органу, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 предусмотрена гарантия защиты интересов федерального бюджета при уплате обязательных платежей, а не субъектов РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области возражало в отношении заявленных доводов, ссылалось на то, что ФНС представляет интересы государственного бюджета в части требования о взыскании обязательных платежей, административных штрафов, ввиду того, что бюджет субъекта образует структуру государственного бюджета, его интересы также представляет ФНС в лице структурных подразделей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой" введена процедура банкротства - конкурсное производство. Применены при банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой" правила 7-го параграфа главы IX Закона о банкротстве. Конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "Компания ЮгДонСтрой" утвержден - Байрамбеков Малик Мусаибович.
В ходе процедуры конкурсного производства в суд поступило заявление Региональной службы ГСН РО о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 177 000 руб. Заявление мотивировано наличием неисполненных постановлений о привлечении общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа, который не уплачен должником.
До рассмотрения заявления по существу в суд поступил отзыв конкурсного управляющего, который указал на то, что заявление о включении в реестр требований о взыскании обязательных платежей, к которым в том числе относятся административные штрафы, должно быть подано Управлением ФНС России по Ростовской области, а Региональная служба ГСН РО является ненадлежащим заявителем.
Также от уполномоченного органа поступило ходатайство о процессуальной замене заявителя Региональной службы ГСН РО на Федеральную налоговую службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу статьи 34 Закона о банкротстве к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся уполномоченные органы.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают исполнительные органы Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 257) Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с п. 2 Постановления N 257 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Приложением N 2 к Постановлению N 257 установлен перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление:
1. Министерство финансов Российской Федерации;
2. Федеральное агентство по государственным резервам;
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
4. Федеральная таможенная служба;
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
6. Орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
7. Фонд социального страхования Российской Федерации;
8. Федеральная служба судебных приставов;
9. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Утвержденный Постановлением N 257 порядок помимо прочего направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с п. 8 Постановления N 257 о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Постановления N 257 о порядке предъявления требований).
Согласно материалам обособленного спора, требования Региональной службы ГСН РО по своей правовой природе представляют собой административный штраф, начисленный ООО "Компания ЮгДонСтрой" на основании Постановления N 206308 от 18.11.2020 в размере 59 000 руб. и Постановления N 206400 от 18.11.2020 в размере 59 000 руб.
В силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве административные штрафы являются обязательными платежами.
Уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба (пункт 1 Постановления N 257), и именно она наделена правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате административных штрафов в государственный бюджет, который состоит из бюджета Российской Федерации и бюджета субъектов.
Таким образом, наличие у заявителя полномочий распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета, не наделяет Региональную службу ГСН РО полномочиями уполномоченного органа на предъявление требований в деле о банкротстве.
Согласно ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая, что задолженность по заявлению кредитора является требованием в пользу бюджета, а представление публичных интересов, в соответствии с Постановлением N 257, осуществляется ФНС России в лице УФНС России по Ростовской области, суд первой инстанции обоснованно произвел процессуальную замену заявителя.
В отношении существа предъявленных требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов и включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Следовательно, в деле о банкротстве суд обязан вне зависимости от доводов лиц, участвующих в деле, оценить действительность заявленного требования о включении в реестр и соответствие закону процессуальных и материально -правовых интересов заявителя.
Согласно статье 40 Закона о банкротстве кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, акты, товарно-транспортные накладные и иные документы); иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора. К заявлению кредитора должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику.
Таким образом, в деле о банкротстве включение задолженности в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
Установлено, что должник привлечен к административной ответственности с наложением административного штрафа на основании следующих постановлений Региональной службы ГСН РО:
Постановлением Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее - Региональная служба) от 18.11.2020 N 206307 ООО "Компания ЮгДонСтрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 59 000 руб.
Постановлением Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее - Региональная служба) от 18.11.2020 N 206308 ООО "Компания ЮгДонСтрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 59 000 руб.
Постановлением Региональной службы от 18.11.2020 N 206400 ООО "Компания ЮгДонСтрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 59 000 руб.
Указанные постановления Региональной службы вступили в законную силу 14.12.2020.
При этом, как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
По смыслу указанных разъяснений, при включении в реестр требований кредиторов требований, основанных на факте назначения должнику наказания в виде административного штрафа, необходимо установить дату совершения правонарушения.
Согласно постановлениям о назначении административного наказания датой совершения административных правонарушений является 30.05.2020 (постановления N 206307 от 18.11.2020 и N 206308 от 18.11.2020) и 30.07.2020 (постановление N 206400 от 18.11.2020).
Поскольку дело о банкротстве возбуждено 30.11.2020, т.е. после совершения указанных правонарушений и их выявления административным органом, суд первой инстанции обоснованно включил заявленные требования с учетом применения к должнику правила параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве в четвертую очередь реестра требований кредиторов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2021 по делу N А53-39342/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39342/2020
Должник: ООО "КОМПАНИЯ ЮГДОНСТРОЙ"
Кредитор: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ", ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, ДЕПАРТАМЕНТ КООРДИНАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Лысенко Владимир Николаевич, ООО "СЛАВЯНЕ-СТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ", ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН - УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФНС по РО
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Байрамбеков Малик Мусаибович, конкурсный управляющий Байрамбеков Малик Мусаибович, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5252/2024
26.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3583/2024
17.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-76/2023
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12903/2022
03.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15341/2022
21.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15473/2021
24.02.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39342/20