г. Владивосток |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А51-5353/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПаблоТан - Зест и К",
апелляционное производство N 05АП-5777/2021
на решение от 12.07.2021
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-5353/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333) к обществу с ограниченной ответственностью "ПаблоТан - Зест и К" (ИНН 2508041829, ОГРН 1022500718734)
о взыскании утилизационного сбора в размере 7 560 000 руб. и пени в размере 1 146 914,5 руб.,
при участии:
стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
Находкинская таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПаблоТан - Зест и К" (далее - ответчик, общество, декларант) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в сумме 7 560 000 руб. за товар N 1 - 4 шт., товар N 2 - 2 шт., заявленный в ДТ N 10714040/030517/0013855; за товар N 1 - 14 шт., заявленный в ДТ N 10714040/130717/0023128; за товар N1- N 8, заявленный в ДТ N 10714040/271217/0042801 и пени в размере 1 146 914,50 руб. за неуплату утилизационного сбора, которые рассчитаны за период с 28.06.2018 по 20.03.2020 (с учетом ходатайства от 22.04.2020 (вх. N54191), в котором заявитель указал на техническую ошибку (опечатку) в сумме и периоде заявленных требований о взыскании пени, предоставив корректный расчет).
Определением суда от 08.06.2020 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2318/2020 и возобновлено определением суда от 27.11.2020.
Определением суда от 20.01.2021 производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы общества на решение Арбитражного суда Приморского края и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-2318/2020 и возобновлено определением суда от 19.05.2021.
Определением суда от 03.11.2020 удовлетворено ходатайство Находкинской таможни о принятии обеспечительных мер, которым наложен арест на денежные средства и иное любое имущество, принадлежащее ООО "Паблотан - Зест и К, в пределах общей суммы заявленных требований в размере 8 705 915 руб., на денежные средства, принадлежащие ООО "Паблотан - Зест и К", находящиеся на едином лицевом счете на уровне ФТС России в ресурсе ЕЛС, в том числе на денежные средства, которые будут поступать на этот счет в будущем в пределах общей суммы заявленных требований в размере 8 705 915 руб.
Решением от 12.07.2021 суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации 8 706 914 руб.50 коп., в том числе сбор за товар, ввезенный по ДТ N 10714040/030517/0013855, по ДТ N 10714040/130717/0023128, по ДТ N 10714040/271217/0042801 в размере 7 560 000 руб. и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 1 146 914 руб. 50 коп. Кроме того, суд взыскал с ООО "ПаблоТан - Зест и К" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 66 535 руб.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что тракторы сельскохозяйственные, б/у, задекларированные обществом в таможенном органе в мае-декабре 2017 в соответствии с кодом единой ТН ВЭД ЕАЭС 8701 915 000 0 и 8701 925 000 0 по спорным ДТ, не входили в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор в связи с чем у декларанта отсутствует обязанность по его уплате. Считает, что при отсутствии правовой определенности в отношении применения классификационного кода товара у таможенного органа отсутствуют основания для предъявления обществу требования об уплате утилизационного сбора после выпуска товара по спорным ДТ, оформленным в периоде с мая по декабрь 2017, который являлся переходным периодом, связанным с изменениями таможенного законодательства РФ.
Общество указывает, что суд не принял во внимание доводы общества об отсутствии переходных таблиц на портале ФТС России, ошибочно посчитав, что, факт их публикации не входит в круг обстоятельств, подлежащих выяснению по настоящему делу.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что ООО "ПаблоТан-Зест и К" в 2017 на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза были ввезены на условиях FOB Halcata и задекларированы с применением системы электронного декларирования в ДТ N 10714040/030517/0013855. (товары N1 - 4 шт., N 2 - 2 шт.), ДТ N10714040/130717/0023128 (товар N1- 14 шт.), ДТ 10714040/271217/0042801 (товары N1- N 8) тракторы сельскохозяйственные, бывшие в употреблении; страна происхождения товара - Япония.
Товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В графе 33 ДТ заявлены коды ТН ВЭД ЕАЭС: 8701915000 - тракторы прочие, бывшие в эксплуатации, тракторы с мощностью двигателя не более 18 Квт, для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные; 8701925000 -тракторы прочие, бывшие в эксплуатации, с мощностью двигателя более 18 Квт, но не более 37 Квт, для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что в отношении товара - тракторы сельскохозяйственные, бывшие в употреблении; различных марок и моделей (указаны в выше представленной таблице), задекларированного в ДТ N N 10714040/030517/0013855 (товары N 1, N 2), 10714040/130717/0023128 (тов. 1), 10714040/271217/0042801 (товары N 1 - N 8) не был уплачен утилизационный сбор ни ООО "ПаблоТан-Зест и К" при таможенном декларировании, ни ИП Дьячковой З.В. после приобретения товара.
Таможня письмом от 26.12.2019 N 06-04/17506 проинформировала ООО "ПаблоТан-Зест и К" о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 7 560 000 руб. за товары ввезенные по ДТ N 10714040/030517/0013855, ДТ N 10714040/130717/002312, ДТ N 10714040/271217/0042801, а также уплаты пени в размере 1 015 560 руб. рассчитанной на дату составления уведомления.
В связи с неоплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, подлежащего уплате по спорным ДТ в размере 7 560 000 руб., таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением, в котором также просил в судебном порядке взыскать пени, всего в размере 1 146 914,50 руб., рассчитанные в связи с несвоевременной уплатой утилизационного сбора, в соответствии с представленным расчетом за период с 28.06.2018 по 20.03.2020.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2020 по делу N А51-2318/2020 обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Находкинской таможни, выразившихся в установлении факта неуплаты ООО "ПаблоТан-Зест и К" утилизационного сбора в размере 7 560 000 руб. за товары, ввезенные по ДТ N 10714040/030517/0013855, ДТ N 10714040/130717/0023128, ДТ N 10714040/271217/0042801 и возложении обязанности по его уплате и о признании недействительным уведомления от 26.12.2019 N 06-04/17506 в части расчета размера утилизационного сбора 7 560 000 руб. и пени 1 015 560 руб.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2020 по делу N А51-2318/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ПаблоТан-Зест и К" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2021 решение от 03.09.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А51-2318/2020 Арбитражного суда Приморского края оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО "ПаблоТан-Зест и К" - без удовлетворения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2021 в передаче кассационной жалобы ООО "ПаблоТан-Зест и К" на решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2020 по делу N А51-2318/2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2021 по тому же делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, указав, что приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании положений законодательства, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей названной статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в Российскую Федерацию.
Факт ввоза самоходной техники обществом на таможенную территорию ЕАЭС и его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленными в материалы дела ДТ N 10714040/030517/0013855, N 10714040/130717/0023128, N 10714040/271217/0042801 на товары с отметкой должностного лица таможни 04.05.2017, 13.07.2017, 28.12.2017 соответственно "выпуск разрешен".
Следовательно, именно ООО "Паблотан-Зести К" является лицом, осуществившим ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ) и плательщиком утилизационного сбора.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Пунктом 5 Правил N 81 установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 81.
В силу пункта 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 названных Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования) (пункт 11 (1) Правил N 81).
Согласно сноске 4 к действовавшему на дату декларирования спорных товаров Перечню N 81 - тракторы сельскохозяйственные, бывшие в употреблении; страна происхождения товара - Япония в ДТ N 10714040/030517/0013855, ДТ N 10714040/130717/0023128, N 10714040/271217/0042801, с учетом внесенных в него Постановлением Правительства РФ от 11.05.2016 N 401 изменений, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб.
В приложении N 6 к Порядку N 81 в разделе XIV утверждены коэффициенты для расчета утилизационного сбора в отношении тракторов сельскохозяйственных колесных, классифицируемых по коду 8701 90, определяемому согласно сноске в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Согласно спорным ДТ в графе 33 декларантом заявлены коды ТН ВЭД ЕАЭС: 8701915000 -тракторы прочие, бывшие в эксплуатации, тракторы с мощностью двигателя не более 18 Квт, для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные; 8701925000 - тракторы прочие, бывшие в эксплуатации, с мощностью двигателя более 18 Квт, но не более 37 Квт, для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные.
Из акта камеральной таможенной проверки от 26.12.2019 N 10714000/210/261219/А000030 следует, что в отношении ввезенного товара утилизационный сбор не уплачивался.
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно положениям пункта 17 Правил N 81, в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора, плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что письмом от 26.12.2020 N 06-04/17506 таможенный орган уведомил общество о наличии у него задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении самоходной техники, задекларированной в спорных ДТ. Указанное письмо было получено обществом 30.12.2019. Между тем, утилизационной сбор в размере 7 560 000 рублей общество не оплатило, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом уведомление таможни об уплате утилизационного сбора, оформленное письмом от 26.12.2019 N 06-04/17506 признано законным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2020 по делу NА51- 2318/2020, в связи с чем, на основании части 2 статьи 69 АПК РФ судебная коллегия исходит из того, что требование об уплате утилизационного сбора выставлено на законных основаниях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при наличии на то правовых и фактических оснований обоснованно удовлетворил требования таможенного органа в части взыскания с общества утилизационного сбора в размере 7 560 000 рублей.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Апелляционным судом установлено, что таможней пени начислены начиная со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81 по ДТ N 10714040/271217/0042801 за период с 28.06.2018 по 20.03.2020 в размере 327 690 руб., по ДТ N 10714040/030517/0013855 за период с 28.06.2018 по 20.03.2020 в сумме 245 767,50 руб., по ДТ N 10714040/130717/0023128 за период с 28.06.2018 по 20.03.2020 в размере 573 457,50 руб. Проверив расчет пени, представленный таможней (том 1 л.д.96-98), суд признал его арифметически верным.
Утилизационной сбор общество не оплатило, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Возражений относительно расчета утилизационного сбора и пени общество не заявило.
Вместе с тем, возражения общества сводятся к тому, что тракторы сельскохозяйственные, б/у, задекларированные обществом в таможенном органе в мае-декабре 2017 в соответствии с кодом единой ТН ВЭД ЕАЭС 8701 915 000 0 и 8701 925 000 0 по спорным ДТ, не входили в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор в связи с чем, у декларанта отсутствует обязанность по его уплате.
Аналогичный довод был заявлен обществом в суде первой инстанции и справедливо был им отклонен, поскольку уже являлся предметом оценки в рамках рассмотрения Арбитражным судом Приморского края дела N А51-2318/2020. Так, судами первой, апелляционной и кассационной инстанций давалась оценка правоотношениям сторон, возникшим на основании принятия таможней решения от 26.12.2019 N 06-04/17506 об уплате утилизационного сбора в размере 7 560 000 руб. и пени в размере 1 015 560 руб., рассчитанной на дату составления данного уведомления, в связи с чем, повторной оценке не подлежат.
Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.07.2021 по делу N А51-5353/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5353/2020
Истец: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ПАБЛОТАН - ЗЕСТ И К"