21 сентября 2021 г. |
Дело N А83-6212/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 21.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Грабищенко О.В.,
при участии:
прокурора - Гармашовой И.В., удостоверение ТО N 296508 от 01.10.2020;
иные лица, участвующие в деле - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 года по делу N А83-6212/2020 (судья Плотников И.В.),
по иску Заместителя прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым
к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Обществу с ограниченной ответственностью "Крымская молочно-торговая компания"
о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым (далее - истец, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - Администрация), Обществу с ограниченной ответственностью "Крымская молочно-торговая компания" (далее - ООО "Крымская молочно-торговая компания", Общество) с требованиями о признании договора N 27 о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 27.12.2019, заключённого между Администрацией и Обществом, недействительным и применении последствий недействительной сделки путём возврата Обществом по акту приёма-передачи земельного участка ориентировочной площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: ул. Кирова, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым, напротив автостанции, в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Исковые требования основаны на положениях статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нормах статей 167, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обоснованы тем, что спорный договор заключен с целью сокрытия арендных отношений, вследствие чего он является притворной сделкой.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 года по делу N А83-6212/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права. Так, по мнению апеллянта, указанный объект не является капитальным, поскольку не имеет фундамента и у ООО "Крымская молочно-торговая компания" нет прав на него, которые подлежали бы обязательной государственной регистрации, либо иных документов, которые бы закрепляли права за предпринимателем, равно как и принадлежность данного объекта какому-либо земельному участку.
18.06.2021 Прокуратура Республики Крым представила отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки, проведённой совместно с представителями Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, было установлено, что на земельном участке, предоставленном ответчику по договору N 27 от 27.12.2019 для использования объектов выносной торговли и участия в универсальной ярмарке, был возведён торговый объект, имеющий признаки капитального строения.
Таким образом, по мнению Прокуратуры, под видом предоставления права на организацию и проведение ежедневной ярмарки, на длительный срок, организатор ярмарки фактически предоставил земельный участок ориентировочной площадью 60 кв.м, что привело к ограничению конкуренции и не поступлению в бюджет муниципального образования соответствующих платежей по арендной плате за использование указанного земельного участка.
Определением от 11.05.2021 апелляционная жалоба Администрации принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 29.06.2021.
Определением от 27.07.2021 заместителем председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Тарасенко А.А. на судью Колупаеву Ю.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы Администрации на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2021 года по делу N А83-6212/2020.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось, очередное судебное заседание назначено на 14.09.2021.
В судебное заседание 14.09.2021 явился прокурор. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления им посредством почтовой связи копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству и размещения текста указанного определения и определения об отложении судебного заседания на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
До начала судебного заседания 13.09.2021 через систему "Мой Арбитр" от Прокуратуры Республики Крым поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в части применения последствий недействительной сделки путем возврата ООО "Крымская молочно-торговая компания" по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: ул. Кирова, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым, напротив автостанции, в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Судебная коллегия исходит из того, что истец в соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Заявленный отказ, как установлено судом апелляционной инстанции, подписан уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем отказ от иска в части применения последствий недействительной сделки путем возврата ООО "Крымская молочно-торговая компания" по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: ул. Кирова, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым, напротив автостанции в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым, принимается судом апелляционной инстанции.
В связи с изложенным производство по делу N А83-6212/2020 в данной части требований подлежит прекращению.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией (организатор ярмарки) заключен с ООО "Крымская молочно-торговая компания" (участник ярмарки) договор от 27.12.2019 N 27 о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения (т.1 л.д.32-36).
Согласно разделу 1 Договора от 27.12.2019 N 27 организатором ярмарки для участия в универсальной ярмарке участнику ярмарки предоставлено торговое место N 22/л в соответствии со Схемой размещения торговых мест на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Размер оплаты за торговое место составляет 55000,00 руб. в год, оплата осуществляется по безналичному расчёту платежным поручением, путём перечисления участником ярмарки денежных средств на расчётный счёт организатора ярмарки (раздел 3 Договоров).
Срок действия Договора установлен в разделе 5 Договора - сроком на один год с момента его подписания.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора Общество использует предоставленное торговое место для осуществления следующего вида деятельности: летнее кафе.
Прокуратурой Черноморского района Республики Крым была проведена проверка исполнения законодательства при проведении ярмарок на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
В ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с представителями Администрации Черноморского сельского поселения, установлено, что Обществом возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения (т.1 л.д.44).
Под указанным объектом торговли размещён земельный участок ориентировочной площадью 60 кв.м, находящийся в муниципальной собственности Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Указанный земельный участок используется на основании договора предоставления торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N 27 от 27.12.2019, заключённого между Администрацией и ООО "Крымская молочно-торговая компания".
Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о предоставлении организатором ярмарки на длительный срок, под видом права на организацию и проведение универсальной ярмарки, земельного участка в пользование отдельным субъектам предпринимательства, что приводит к ограничению конкуренции и непоступлению в бюджет муниципального образования платежей за фактическое использование земельных участков.
По мнению прокурора, спорный договор N 27 от 27.12.2019 был заключен между ответчиками для сокрытия иной сделки - договора аренды земельного участка, расположенного под торговым объектом.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заместителя прокурора Республики Крым в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (пункт 1 статьи 52 АПК РФ).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10 право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Исковое заявление по настоящему делу предъявлено прокурором на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в защиту прав и законных интересов муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Республики Крым.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381- ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учётом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 утверждён Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
Пунктом 2 вышеуказанного Порядка установлено, что ярмарка - это мероприятие, проводимое по решению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым для розничной продажи товаров, организуемое в определенном месте (вне пределов розничных рынков) и на установленный срок с целью повышения доступности товаров для населения; в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными: на универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Торговое место - это место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведённое участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
Согласно п. 2.1 Порядка ярмарки подразделяются на следующие типы в зависимости от периодичности проведения - на регулярные и разовые. Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке (к ним относятся ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки). Разовые ярмарки не имеют установленной регулярности проведения (к ним относятся праздничные, сезонные и тематические ярмарки, не имеющие регулярного характера).
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что между Администрацией и ООО "Крымская молочно-торговая компания" заключен договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N 27 от 27.12.2019. Фактически на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Кирова, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым напротив автостанции расположен торговый объект, имеющий, по утверждению прокуратуры, признаки капитального строения.
При этом прокурором не представлено доказательств наличия у объекта признаков объекта капитального строительства, а имеющиеся в деле доказательства позволяют прийти к выводу, не опровергнутому сторонами, что данный объект представляет собой павильон "Бургерная", не являющийся капитальным.
Следует отметить, что доказательства передачи организатором ярмарки Обществу на основании спорного договора торгового места - павильона, в материалах дела отсутствуют.
Содержание вышеуказанных норм, регулирующих правила организации ярмарок и продажи товаров на них, а также требования к организации продажи товаров на ярмарках, позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемый договор не отвечает вышеизложенным требованиям, в связи с чем он не является договором о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке. Фактически организатор ярмарки предоставил Обществу право разместить на земельном участке муниципальной собственности нестационарный торговый объект, а Общество такой объект возвело.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учётом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
Согласно указанной норме права, признаком притворности является отсутствие волеизъявления на её исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически прикрыть другую сделку.
В связи с притворностью, недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
По мнению судебной коллегии спорная сделка заключена сторонами с намерением прикрыть другую сделку - по предоставлению места для размещения нестационарного торгового объекта.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, определенной полномочным органом.
Согласно Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса (пункт 1 раздела II).
НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 5 раздела II).
Согласно пункту 1 раздела V вышеуказанного Порядка с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО.
Случаи предоставления места для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Из содержания пункта 2 раздела IV Порядка и обстоятельств настоящего дела усматривается, что основания предоставления Обществу места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур отсутствуют.
Субъекты торговли, которым предоставлено право на размещение НТО без предоставления земельного участка или установления сервитута, обязаны вносить плату, определенную в договоре на размещение НТО. Размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам Конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы (пункты 2, 3 раздела VIII Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора).
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В материалы дела доказательств опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном выше порядке не представлено. Не представлено суду также и доказательств наличия у ответчика права на предоставление ему места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).
Положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений, приведенных в пунктах 73 - 75 постановления Пленума N 25, апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемого договора в связи с заключением его без торгов, и о наличии оснований для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности.
Под видом предоставления ответчику права на организацию и проведение ежедневной ярмарки на длительный срок, фактически осуществлялось пользование земельным участком для размещения нестационарного торгового объекта субъектом предпринимательства, в данном случае ООО "Крымская молочно-торговая компания", что привело к ограничению конкуренции.
С учётом изложенных выше обстоятельств, по мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого договора является верным, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 4 статьи 150, статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Заместителя прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым от исковых требований по делу N А83-6212/2020 в части применения последствия недействительной сделки путем возврата Обществом с ограниченной ответственностью "Крымская молочно-торговая компания" по акту приема-передачи земельного участка ориентировочной площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: ул. Кирова, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым, напротив автостанции в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.02.2021 по делу N А83-6212/2020 в данной части отменить.
Производство по делу N А83-6212/2020 в части применения последствия недействительной сделки - прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.02.2021 по делу N А83-6212/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6212/2020
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ЧЕРНОМОРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "КРЫМСКАЯ МОЛОЧНО-ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Лалаев Денис Александрович, ПРОКУРАТУРА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ