г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А42-254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24958/2021) общества с ограниченной ответственности "Наш Домоуправ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.06.2021 по делу N А42-254/2021, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к обществу с ограниченной ответственности "Наш Домоуправ"
о взыскании,
третьи лица: государственная жилищная инспекция Мурманской области, открытое акционерное общество "Апатитыэнерго",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский" (ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071; Санкт-Петербург, пр.Добролюбова, д.16, корп.2А, пом.54Н; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с обществу с ограниченной ответственностью "Наш домоуправ" (ОГРН 1155190007169, ИНН 5118002562; Мурманская область, г.Апатиты, ул.Гайдара, д.2; далее - Общество) о взыскании 15 809 248 руб. 78 коп., из которых 14 338 092 руб. 05 коп. задолженности за период с 01.01.2018 по 31.12.2018; 1 471 156 руб. 73 коп. пени, начисленные с 01.05.2019 по 05.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная жилищная инспекция Мурманской области (ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281; Мурманская область, г.Мурманск, ул.Карла Маркса, д.18), открытое акционерное общество "Апатитыэнерго" (ОГРН 1095101000565, ИНН 5101360376; Мурманская область, г.Апатиты, ул.Бредова, д.15А).
Решением суда от 15.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 15.06.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение, принять новый судебный акт, истребовать от АО "Апатитыэнерго" копии актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по многоквартирным домам, находящимся в управлении Общества.
Общество в жалобе ссылается на то, что приборы учета тепловой энергии установлены на тепловых сетях, принадлежащих АО "Апатитыэнерго", не могут быть признаны общедомовыми приборами учета многоквартирных домов. Податель жалобы указывает на то, что техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии отсутствует, в спорных многоквартирных домах ОДПУ горячей воды не имеется. По мнению ответчика, объем горячий воды должен рассчитываться по нормативу.
В отзыве Компания просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В апелляционный суд 13.09.2021 поступило ходатайство Общества о проведении онлайн-заседания, в удовлетворении которого судом отказано в связи с поздним поступлением ходатайства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (поставщик) и Общество (исполнитель) 01.11.2015 заключили договор теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 707 (далее - договор), согласно которому поставщик обязался осуществлять поставку коммунального ресурса (тепловая энергия и теплоноситель) в многоквартирный жилой дом, общим собранием собственников помещений в котором исполнитель выбран управляющей компанией, для целей обеспечения коммунальными услугами отопления и горячего водоснабжения потребителей, а так же исполнителя в части горячего водоснабжения общедомовых нужд, а исполнитель обязался оплачивать Поставщику принятый фактический объем коммунального ресурса.
Порядок определения количества (объема) коммунального ресурса определен сторонами в разделе 5 договора.
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата по договору производиться на основании выставленных поставщиком исполнителю платежных документов (счет, счет-фактура) следующим образом: в отношении объема коммунального ресурса, поставленного исполнителю для оказания коммунальных услуг потребителям, поставщик самостоятельно изготавливает платежные документы и при помощи исполнителя направляет потребителям до 15 числа месяца, следующего за расчетным для оплаты, в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Поступившие платежи потребителей коммунальных услуг засчитываются в счет оплаты по договору; в отношении объема коммунального ресурса, поставленного исполнителю, в размере 100% стоимости фактического коммунального ресурса, за расчетный период, определенного в соответствии с разделом 5 договора, до конца месяца, следующего за расчетным. Расчетным периодом принимается один календарный месяц (раздел 6 договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на период с 01.11.2015 с условием пролонгации, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункты 9.1, 9.2. договора).
Истец в 2018 году поставил тепловую энергию и теплоноситель по утвержденным тарифам и выставил ответчику 31.03.2019 к оплате корректировочные счета-фактуры за 2018 год в размере 19 245 817 руб. 43 коп., которые оплачены не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в сумме 14 338 092 руб. 05 коп., неоплата которой и оставление претензии от 08.06.2020 N 1299-04/17225 без удовлетворения, послужило основанием для обращения Компании в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 при наличии договорных отношений между потребителями в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией, между последней и исполнителем заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формулам, предусмотренным данным пунктом.
С 01.01.2019 договор расторгнут, но в 2018 году в многоквартирных домах Общества эксплуатировались коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии теплоносителя. По условиям и в силу обязательств договора управляющая компания обязана оплачивать полный объем тепловой энергии теплоносителя, потребленный многоквартирным домом, включая корректировку платы за отопление.
Ответчик осуществляет управление многоквартирными домами в г.Апатиты. Многоквартирные дома ответчика подключены к централизованной открытой системе теплоснабжения, оснащены (коллективными) общедомовыми приборами учета тепловой энергии на входе в здание, учитывают общий объем тепловой энергии, теплоносителя, потребленный на нужды отопления и горячего водоснабжения. Приборы учета в своем составе имеют тепловычислитель, два расходомера и два термопреобразователя, которые установлены на подающем и обратном трубопроводах и позволяют определять количество теплоносителя, поставленного в многоквартирных домах на нужды горячего водоснабжения. Отдельный учет на линии горячего водоснабжения не организован.
Как следует из актов очередной проверки ОДПУ у потребителя, установленные в многоквартирных домах ОДПУ приняты и допущены к коммерческому учету. Ответчиком в адрес Компании ежемесячно направлялись отчёты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя. Общество возражений по показаниям, указанным в отчёте о потреблении тепловой энергии и теплоносителя Компании не представляло. Период эксплуатации данных ОДПУ не истек.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Тот факт, что приборы учета установлены на сетях теплосетевой организации АО "Анатитыэнерго" не влияют на взаиморасчеты с ответчиком, не меняют их порядок, установленный действующим законодательством и не указывают на то, что они не могут являться коллективными (общедомовыми) приборами учета с учетом следующих конкретных обстоятельств. В период действия договора с 2015 года меры по установке приборов учета на линии горячего водоснабжения Обществом не приняты. С начала действия договора до обращения в суд, взаиморасчеты по договору осуществлялись по показаниям данных ОДПУ, разногласий до 01.01.2017 у ответчика к расчетам исходя из показаний, установленных АО "Анатитыэнерго" ОДПУ тепловой энергии, теплоносителя, не возникало.
Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах ответчика установлены и приняты в надлежащем порядке как приборы коммерческого учета и могут быть использованы для расчетов объема коммунальных ресурсов, поставленных в спорный период.
Взаиморасчеты между Обществом и Компанией в спорный период осуществлялись по договору исходя из наличия в многоквартирных домах узлов учета тепловой энергии, теплоносителя, допущенных к коммерческому учету и отсутствия актов о выводе ОДПУ из эксплуатации.
По результатам протокольных решений, принятых на совместном совещании Правительства Мурманской области и ресурсоснабжающих организаций, состоявшемся 22.05.2019, принято решение о возврате проведенных в апреле доначислений ("положительных" корректировок по итогам работы общедомовых приборов учета тепловой энергии за 2018 год) в платежных документах за июнь 2019 года. Решения в части отмены корректировки по управляющим компаниям не было. На основании изложенного в корректировочньк платежных документах в адрес управляющей компании предъявлен полный объем, рассчитанной корректировки размера платы по коммунальной услуге "отопление". Соответственно корректировочные счета-фактуры от 31.03.2019 N А0001960/461, N А0001961/461, N А0001962/461, N А0001963/461, N А0001964/461, N А0001965/461, N А0001966/461, N А0001967/461, N А0001968/461, N А0001969/461, N А0001970/461, N А0001982/461. При этом отрицательные корректировочные счета-фактуры отнесены в оплату ранее возникшей задолженности и в оплату спорного периода не включена. Итоговая сумма по корректировочной счете-фактуре N А0001968/461 от 31.03.2019 за октябрь - 581 211 руб. 25 коп. Этаже сумма отражена в корректировочной счете-фактуре N А0001968/461 от 31.03.2019.
В справке о дебиторской задолженности отображена задолженность, которая числилась по данным бухгалтерского учета с учетом поступивших оплат на дату заседания в сумме 14 338 092 руб. 05 коп. по положительным корректировочным счетам фактурам от 31.03.2019 N А0001960/461, N А0001961/461, N А0001962/461, N A0001968/46I, N А0001969/461, N А0001970/461, N А0001982/461 (начислено 19 245 817 руб. 43 коп., оплачено 4 907 725 руб. 38 коп.).
Корректировка размера платы по отоплению по жилым помещениям исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии, установленных на вводе в многоквартирный дом, производилась в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годах. Отмена корректировки за 2018 год в многоквартирном доме с положительной корректировкой не связана с отменой корректировки по причине отсутствия ОДПУ горячей воды.
После смены способа управления новой управляющей организацией данные ОДПУ допущены к коммерческому учету, о чем оформлены и составлены акты очередной проверки узлов учета тепловой энергии у потребителя. ОДПУ по настоящее время эксплуатируются, а отсутствие ОДПУ ГВС не влияет на работоспособность теплосчетчиков, установленных на вводе в многоквартирный дом.
Информация ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных домов приборами учета размещена в сети интернет в разделе корректировка платы за отопление.
Согласно Постановлению Правительства Мурманской области N 386-ПП от 05.08.2016 "О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению" на территории Мурманской области была установлена оплата коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в рассматриваемом случае размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся по формуле 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016, действующей в период проведения корректировки по отоплению за 2018 год), предусматривающей корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителя, исходя из размера платы за тепловую энергию, потребленную в многоквартирном доме за истекший год по показаниям ОДПУ и общего размера платы потребителя за коммунальную услугу за прошедший год.
В счетах-фактурах в период с января по декабрь 2018 года отражалась реализация тепловой энергии на отопление исходя из средних и нормативных значений в силу пункта 25 (1) Правил N 124.
Таким образом, по договору в 2018 году предъявлялся объем тепловой энергии за отопление равный объему тепловой энергии, начисленной и предъявленной населению за коммунальную услугу по отоплению исходя среднемесячного объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ за прошедший год или нормативных значений. В марте 2019 года реализация тепловой энергии за каждый календарный год (2018 год) скорректирована до факта показаний ОДПУ тепловой энергии и Обществу выставлены корректировочные счета-фактуры от 31.03.2019 на сумму минус 5 315 778 руб. 77 коп. Сумма положительных корректировочных счетов-фактуры (к увеличению) составила 19 245 817 руб. 43 коп. за отопительные месяцы - январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, сумма отрицательных корректировочных счетов фактур (к уменьшению) составила - 24 561 596 руб. 20 коп. за межотопительные месяцы - май, июнь, июль, август, сентябрь 2018 года.
По итогам совещания 22.05.2019 правительства Мурманской области с энергоснабжающими организациями решено не предъявлять потребителям положительный перерасчет размера платы за отопление по итогам 2018 года (корректировку к доплате) (протокол совещания от 22.05.2019).
В отношении МКД Общества сумма отмененной положительной корректировки составила 709 350 руб. 79 коп.
Перерасчет, выставленной в марте 2019 года корректировки за 2018 год, отражен в квитанциях жителей за июнь 2019 на лицевых счетах Общества (снятие начисленной корректировки). Особых распоряжений об отмене обязательств управляющей организации в адрес Компании не поступало. Следовательно, не выставленная корректировка за отопление гражданам не может быть выкуплена и по договору цессии.
Апелляционный суд отмечает, что оплата по платежным поручениям за расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов за 2017 и 2018 год в размере 2 225 204 руб. 42 коп. отражена в акте сверки взаиморасчетов и отнесена на ранее возникшую задолженность и в оплату спорного периода не включена.
Оспаривая иск по размеру, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательства, подтверждающие, что стоимость предъявленного ему к оплате объема отпущенной тепловой энергии за спорный период превышает сумму, подлежащую уплате при равномерной оплате коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года. Ответчиком не представлен контррасчет задолженности, основанный на надлежащих доказательствах.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
За нарушение ответчиком сроков оплаты по договору истец, руководствуясь частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) начислил ответчику неустойку в сумме 1 471 156 руб. 73 коп. за период с 01.05.2019 по 05.04.2020.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Контррасчет ответчиком не представлен, оснований к снижению законной неустойки, суд не установил.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Основания для отмены или изменения решения суда по указанным в апелляционной жалобе доводам апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.06.2021 по делу N А42-254/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-254/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО "НАШ ДОМОУПРАВ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "Апатитыэнерго", ПАО "ТГК - 1"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35421/2022
12.09.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-254/2021
20.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18068/2021
21.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24958/2021
15.06.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-254/2021