г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А42-254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Панкова О.А. - доверенность от 18.10.2022 (онлайн)
от ответчика (должника): Шкоруп Н.А. - доверенность от 10.01.2022(онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35421/2022) общества с ограниченной ответственностью "Наш Домоуправ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 по делу N А42-254/2021, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Домоуправ"
3-и лица: 1) Государственная жилищная инспекция Мурманской области
2) акционерное общество "Апатитыэнерго"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с обществу с ограниченной ответственностью "Наш домоуправ" (далее - ответчик) о взыскании 14 338 092,05 руб. задолженности по договору теплоснабжения N 707 от 01.11.2015 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018; 1 471 156,73 руб. пеней за период с 01.05.2019 по 05.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Мурманской области и открытое акционерное общество "Апатитыэнерго" (далее - АО "Апатитыэнерго).
Решением суда от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2022 решение суда от 15.06.2021 и постановление апелляционного суда от 21.09.2021 по делу N А42-254/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец уточнил исковые требования с учетом Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2022 и просил взыскать с ответчика 14 210 192 руб. задолженности по договору теплоснабжения N 707 от 01.11.2015 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и 7 868 683,96 руб. пеней, начисленные с 01.05.2019 по 31.03.2022.
Решением суда от 12.09.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции не исследовал вопрос принадлежности к общему имуществу многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных за границей балансовой принадлежности, по которым истец ведет расчет. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что произведенный истцом является некорректным и несоответствующим требованиям законодательства.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), которые подключены к централизованной открытой системе теплоснабжения, оснащены (коллективными) общедомовыми приборами учета тепловой энергии на входе в здание (далее - ОДПУ), учитывают общий объем тепловой энергии, теплоносителя, потребленный на нужды отопления и горячего водоснабжения.
01.02.2015 между истцом (Поставщик) и ответчиком (Исполнитель) заключен Договор теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 707 (далее - договор), по условиям которого Поставщик обязался осуществлять поставку коммунального ресурса (тепловая энергия и теплоноситель) в многоквартирный жилой дом, общим собранием собственников помещений в котором Исполнитель выбран Управляющей компанией, для целей обеспечения коммунальными услугами отопления и горячего водоснабжения Потребителей, а так же Исполнителя в части горячего водоснабжения общедомовых нужд, а Исполнитель обязался оплачивать Поставщику принятый фактический объем коммунального ресурса (пункты 2.1., 4.3.1. договора).
Порядок определения количества (объема) коммунального ресурса определен сторонами в разделе 5 договора.
Согласно пункту 6.1. договора стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
На основании пункта 6.3. договора оплата по договору должна была производиться на основании выставленных Поставщиком Исполнителю платежных документов (счет, счет-фактура) следующим образом:
- В отношении объема коммунального ресурса, поставленного Исполнителю для оказания коммунальных услуг Потребителям, поставщик самостоятельно изготавливает платежные документы и при помощи Исполнителя направляет потребителям до 15 числа месяца, следующего за расчетным для оплаты, в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Поступившие платежи Потребителей коммунальных услуг засчитываются в счет оплаты по договору.
- В отношении объема коммунального ресурса, поставленного Исполнителю, в размере 100% стоимости фактического коммунального ресурса, за расчетный период, определенного в соответствии с разделом 5 договора, до конца месяца, следующего за расчетным.
Поставив в 2018 году тепловую энергию и теплоноситель по утвержденным тарифам, истец выставил 31.03.2019 к оплате корректировочные счета - фактуры за 2018 год в размере 19 245 817,43 руб., которые оплачены не в полном объеме.
Претензия от 08.06.2020 N 1299-04/17225, направленная истцом, оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
С учетом корректировки из расчета отопления за 2018 год исключены 25 МКД, у которых приборы учета тепловой энергии установлены на сетях АО "Апатитыэнерго", в отношении оставшихся 18 МКД, установленных на сетях потребителя, расчет произведен на основании коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии.
Объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, определен в соответствии с подпунктом (в) пункта 21(1) ПП РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями").
С учётом корректировки и поступивших оплат задолженность ответчика составляет 14 210 192,54 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя уточненное исковое заявление в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 при наличии договорных отношений между потребителями в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией между последней и исполнителем заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формулам, предусмотренным данным пунктом.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пунктов 2, 6 и 8 Правил N 491 участки внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления от точки раздела балансовой принадлежности абонента до узла учета являются общедомовым имуществом многоквартирного дома.
В данном случае узлы учета многоквартирного дома, обслуживаемые Обществом, размещены не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, которая в силу положений Правил N 491 является внешней стеной дома, а на сетях сетевой организации. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Таким образом, определение объема коммунального ресурса надлежит осуществлять в соответствии с подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, указанной в названном пункте, в то время как Компания в нарушение данной нормы рассчитывает объем коммунального ресурса путем установления разницы между объемами теплоносителя (горячая вода), определенными на подающем и обратном трубопроводах. Данный подход к определению объемов коммунального ресурса (горячей воды на общедомовые нужды) не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 124.
Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601) и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Факт оказания истцом услуг отпуска тепловой энергии и теплоносителя установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан обоснованным как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам подателя жалобы, предметом исковых требований по делу N А42-254/2021 является оплата счетов по договору N 707 ежегодной корректировки платы по отоплению за 2018 год. Корректировка платы по горячему водоснабжению действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно п. 42(1) Правил N 354 (далее - Правила N 354), в указанном случае, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3(2), которой предусмотрена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителя исходя из размера платы за тепловую энергию, потребленную в многоквартирном доме за истекший год по показания ОДПУ и общего размера платы потребителя за коммунальную услугу за прошедший год(в ред., действующей в период проведения корректировки по отоплению).
В счет-фактурах в период с января по декабрь 2018 отражена реализация тепловой энергии на отопление исходя из средних и нормативных значений в силу п.25 (1) Правил N 124. В марте 2019 произведена корректировка по показаниям ОДПУ тепловой энергии.
При расчете корректировки отопления объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, определен в соответствии с подпунктом (в) пункта 21(1) Правил N 124, по формуле, указанной в названном пункте: *.
При расчете корректировки отопления, объем тепловой энергии за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определен по нормативу, по формуле 15 Правил N 354: *.
Расчеты корректировок были направлены в адрес ответчика 05.09.2019 в ответ на запрос N 576 от 12.07.2019.
Представленные в апелляционной жалобе расчеты не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют указанным требованиям законодательства.
При этом, оплата по платежным поручениям расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов за 2017 и 2018 гг. в размере 2 225 204,42 руб., истцом получена, отражена в акте сверки взаиморасчетов, отнесена на ранее возникшую задолженность и в оплату спорного периода не включена. Учет поступавших оплат осуществлялся истцом в соответствии с условиями договора и статьей 319.1 ГК РФ. В материалы дела представлены справки об учете всех поступивших оплат, которые признаны судом достоверными и не опровергнуты ответчиком.
Учитывая, что доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании 14 210 192,54 руб. задолженности.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Факт просрочки оплаты потребленной в заявленный период тепловой энергии подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Представленный истцом расчет неустойки проверен судом первой инстанции, признан обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем требование о взыскании 7 868 683,96 руб. пеней за период с 01.05.2019 по 31.03.2022 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 по делу N А42-254/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-254/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО "НАШ ДОМОУПРАВ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "Апатитыэнерго", ПАО "ТГК - 1"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35421/2022
12.09.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-254/2021
20.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18068/2021
21.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24958/2021
15.06.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-254/2021