г. Владимир |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А43-41848/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аренда Всего" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2021 по делу N А43-41848/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Аренда Всего" (ИНН 7804128229, ОГРН 1157847028085) к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ИНН 5260417980, ОГРН 1155260014623) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аренда Всего" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа Министерства от 01.10.2020 Исх. N 326-441774/20 в заключении с Обществом дополнительного соглашения об освобождении от уплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка от 10.12.2018 N 18-5771 г; об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о заключении с Обществом дополнительного соглашения об освобождении от уплаты арендных платежей к договору аренды земельного участка от 10.12.2018 N18-5771 г; об обязании Министерства в течение 15 календарных дней с момента вступления в силу судебного акта сообщить суду об исполнении решения суда путем направления в суд документов, подтверждающих заключение дополнительного соглашения.
Заявленные требования основаны на подпунктах "а", "б" пункта 1 Распоряжении Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", статье 19 (частях 1, 3) Федерального закона от "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и мотивированы тем, что Министерство незаконно отказалось заключать с Обществом упомянутое дополнительное соглашение.
Решением от 29.04.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель дублирует доводы, приведенные в обоснование иска. Полагает, что невозможность использования арендованного имущества по целевому назначению является основанием для освобождения арендатора от арендной платы. Считает неправомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения к спорным отношениям положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", поскольку земельный участок государственная собственность на который не разграничена по сути является федеральным. Более подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.12.2018 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 18-5771 г, по условиям которого арендодатель передал арендатору по акту в аренду до 10.12.2067 земельный участок (кадастровый номер 52:18:0100021:9) площадью 48872+/-77 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, Курортный поселок Зеленый Город, квартал N 29 лесничества "Зеленый Город", - под детскую оздоровительную базу.
В адрес арендодателя арендатор направил письмо от 29.09.2020 с просьбой не начислять арендную плату за апрель - июнь 2020 года.
Письмом от 01.10.2020 Исх. N 326-441774/20 Министерство сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области 13.04.2020 N 298 Обществ в качестве меры государственной поддержки предоставлена отсрочка внесения арендных платежей за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 на срок до 01.12.2020. Также указано, что такая мера государственной поддержки как освобождение от арендной платы на период с 01.04.2020 по 01.09.2020 в полном объеме действующим законодательством не предусмотрена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходил из следующего.
В силу статей 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора по требованию одной из сторон в судебном порядке возможно при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных законом или договором, либо в связи с существенным изменением обстоятельств при наличии одновременно нескольких условий.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 установлены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования), которые применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений, по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Однако ни Законом N 98-ФЗ, ни нормами постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 не предусмотрено правило для полного освобождения арендатора от оплаты аренды, по основанию, связанному с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
В обоснование предъявленного требования о понуждении Министерства к заключению дополнительного соглашения к договору аренды об освобождении от арендной платы на период с 01.04.2020 по 01.09.2020 Общество ссылается на распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с пунктом 1 названного Распоряжения предписано Росимуществу по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 1 апреля 2020 г. и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. " 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. Дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие такое освобождение, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов. Арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г.
Однако, как справедливо отмечено в обжалуемом решении, Распоряжение от 19.03.2020 N 670-р распространяет свое действие на договоры аренды федерального имущества, и носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления. В то же время арендованный Обществом земельный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.
Доводы заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, противоречат нормам материального права, поскольку право государственной собственности на него не разграничено. Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусматривает существование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то есть данные земельные участки не отнесены ни к федеральным землям, ни к участкам субъектов Российской Федерации, ни к муниципальным землям. При этом они находятся в государственной собственности.
На территории Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области 13.04.2020 N 298 "О предоставлении мер имущественной поддержки на территории Нижегородской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" утверждены меры имущественной поддержки в отношении арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а так же земельных участков, собственность на которые не разграничена, и порядок их предоставления, в соответствии с пунктом 2 которого Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области по договорам аренды имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, заключенным Министерством в рамках своих полномочий до 01.05.2020 на территории Нижегородской области: предоставить отсрочку уплаты арендной платы в размере 100% арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 на срок до 01.12.2020 арендаторам, являющимся организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, включенных в Перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), у которых соответствующий вид деятельности является основным по состоянию на 01.05.2020.
Во исполнение названного нормативно-правого акта ответчик внес информацию по установлению отсрочки оплаты арендных платежей в автоматизированную систему учета земельных участков и нежилого фонда Министерства, начисление арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 на срок до 01.12.2020 Обществу приостановлено.
Изложенное позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что в спорной ситуации отсутствуют правовые основания для понуждения Министерства к освобождению Общества от уплаты арендных платежей.
При таких обстоятельствах суд на законных основаниях отказал истцу в удовлетворении иска.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2021 по делу N А43-41848/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аренда Всего" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41848/2020
Истец: ООО "АРЕНДА ВСЕГО"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области