город Омск |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А70-9032/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9757/2021) общества с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2021 по делу А70-9032/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" (ОГРН 1128602019424, ИНН 8602194090, адрес: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Маяковского, дом 57, корпус 1, офис 33) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ОГРН 1028600940576, ИНН 8603089934, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 4), об оспаривании постановления от 19.04.2021 N 72-3Н о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" - до перерыва: Захаренко Е.А. (по доверенности от 09.09.2021, сроком действия по 31.12.2021); Патерлау Т.С. (по доверенности от 23.06.2021 сроком действия по 31.12.2021)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" (далее - заявитель, ООО "Северспецсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, Северо-Уральское МУ Росприроднадзора, административный орган) об оспаривании постановления N 72-3Н о назначении административного наказания от 19.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - АО "Самотлорнефтегаз").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2021 по делу N А70-9032/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие вины ООО "Северспецсервис" в произошедшем инциденте, полагает, что в данном случае указанное обстоятельство предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам от него не зависящим, несмотря на принятие всех зависящих от заявителя мер по их соблюдению.
Апеллянт отмечает также, что заказчик, в нарушение условий заключенного договора, перед началом производства работ не ознакомил общество (подрядчика) с местоположением подземной вантузной задвижки на участке выполнения строительно-монтажных работ. Вместе с тем, поврежденный патрубок вантузной задвижки Ду50 находился под землей, визуально идентифицировать его во время производства работ не представлялось возможным. Отмечает, что при подписании акта приема-передачи трассы, на подписанной эксплуатирующей организацией ЦЭРТ-1 схеме, поврежденный трубопровод не обозначен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Северо-Уральское МУ Росприроднадзора, АО "Самотлорнефтегаз", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Северспецсервис" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании поручения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя от 17.02.2021 г. N 423-сз, проведен анализ имеющихся в Северо-Уральском МУ Росприроднадзора материалов, в результате которого установлено следующее:
В 2020 году ООО "Северспецсервис" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (постановление о назначении административного наказания N 270-ЗН от 15.09.2020, дело N 03/2-212/2020).
Загрязненный земельный участок расположен в районе КНС-1 Самотлорского месторождения нефти Нижневартовского района ХМАО-Югры.
Согласно сведениям, представленным Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (исх. N 31.02-Исх-428 от 29.01.2020), загрязненный участок находится в границах участка с кадастровым номером 86:04:0000001:98405, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Сведения о категории земель подтверждаются договором аренды земельных участков от 31.10.2013 N 3839, представленным администрацией Нижневартовского района. Арендатором земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:98405 является АО "Самотлорнефтегаз". Площадь загрязненного участка, установленная в рамках административного дела N 03/2-212/2020, составляет 0,017 га.
Между АО "Самотлорнефтегаз" и ООО "Северспецсервис" был заключен договор от 14.03.2018 N СНГ-0356/18 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, согласно которому АО "Самотлорнефтегаз" выступает в роли заказчика, а ООО "Северспецсервис" - подрядчика. Оформлен наряд-заказ N 13 от 31.08.2018 Перед началом работ был составлен акт-допуск от 10.06.2019 N 391.
В соответствии с материалами дела N 03/2-212/2020, 21.12.2019 при производстве работ на объекте "В/водовод от КНС-1 до куста 1098" Самотлорского месторождения нефти экскаватором Hyundai 220LC под управлением машиниста Жукова Олега Николаевича подрядной организации ООО "Северспецсервис" во время засыпки траншеи уложенного трубопровода произошло повреждение патрубка вантузной задвижки Ду50 действующего высоконапорного водовода КНС-1 - к. 1435 с его последующей разгерметизацией.
В результате разгерметизации высоконапорного водовода КНС-1 - к. 1435 и последующим выходом жидкости на почвенный покров произошло загрязнение почвенного покрова (порча земель). Факт загрязнения участка подтвержден результатами количественного химического анализа проб почвы (анализ проб выполнен Нижневартовским отделом филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре).
В соответствии с заключением Нижневартовского отдела филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре от 20.07.2020 N 351, по результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных на участке в районе в/водовода КНС-1 - к. 1435 Самотлорского месторождения, в контрольной пробе N 915 массовые доли нефтепродуктов и хлорид-ионов превысили концентрации загрязняющих веществ в почве фоновой пробы N916 в 12 и более 79,7 раз соответственно.
Основываясь на пунктах 3, 4, 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 10.07.2018 N 800, которыми предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к деградации земель, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, а также на основании материалов дела N 03/2-212/2020, согласно которым датой совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, является 21.12.2019 (дата аварии (инцидента) на объекте АО "Самотлорнефтегаз"), Управление, установив, что в установленный срок (не позднее 21.07.2020) ООО "Северспецсервис" не разработало проект рекультивации земель и не приступило к рекультивации земель, пришло к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
19.04.2021 Управлением вынесено постановление N 72-3Н от 19.04.2021 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, а также полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.07.2021 Арбитражным судом Тюменской области вынесено решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, является невыполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе при осуществлении иных работ, т.е. объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, посягающих на правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Следовательно, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен установить в его действиях состав административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае ООО "Северспецсервис" вменено невыполнение обязанностей по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:98405 в районе объекта в/водовод КНС-1 - к. 1435 Самотлорского месторождения, на котором обществом производились строительно-монтажные работы.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 6 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель установлены Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
В силу пункта 4 Правил N 800 в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
На основании пункта 26 Правил N 800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Вместе с тем, на основании представленных в материалы дела доказательств судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае у общества не возникло обязанности по проведению рекультивации спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, между АО "Самотлорнефтегаз" (Заказчик) и ООО "Северспецсервис" (Подрядчик) был заключен договор от 14.03.2018 N СНГ-0356/18 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству (с использованием схемы реализации материалов) (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора по заданию Заказчика Подрядчик обязуется выполнять работы по текущему ремонту трубопроводов в соответствии с Производственной программой на выполнение работ по текущему ремонту трубопроводов.
В соответствии с пунктом 2.1 договора Подрядчик обязуется выполнить работы по объектам: "Высоконапорные водоводы (Юг)" для нужд АО "Самотлорнефтегаз" по заданию Заказчика в соответствии с договором и рабочей документацией по наряд-заказам, оформленным в соответствии с приложением N 19 к договору, собственными силами либо с привлечением субподрядчика, включая:
- выполнение строительно-монтажных работ по строительству с использованием материалов и оборудования в соответствии со статьей 9 настоящего договора;
- иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ; проведение испытаний в соответствии с согласованной с Заказчиком инструкцией (методикой);
- индивидуальное испытание и комплексное опробование;
- сдачу объекта в эксплуатацию совместно с Заказчиком и выполнение обязательств в течение гарантийного Срока.
Согласно пункту 7.26 Подрядчик обеспечивает сохранение земельного участка, переданного Подрядчику на период проведения работ, и обязуется проводить мероприятия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 7.33, 7.34 договора Подрядчик при выполнении работ соблюдает требования действующего законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и безопасности ведения работ; соблюдает на объекте все необходимые меры противопожарной безопасности, радиационной безопасности, в том числе при организации контроля качества сварных соединений радиографическим методом, правила техники безопасности и санитарии, правила охраны труда и охраны окружающей среды в течение всего срока выполнения работ, вплоть до сдачи объекта по акту приемочной комиссии.
Пунктом 20.1 договора предусмотрено, что Подрядчик принимает все меры для обеспечения эффективной защиты и предотвращения нанесения ущерба существующим промышленным объектам, близлежащим трубопроводам, сетям электроснабжения, связи и прочим коммуникациям, покрытиям дорог и другим сооружениям, а также предотвращения причинения вреда окружающей среде, в том числе зеленым насаждениям, водотокам, почве и прочему.
Подрядчик несет все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных во время выполнения работ существующих объектов, близлежащих трубопроводов, сетей электроснабжения, связи и прочих коммуникаций, покрытий дорог и других сооружений, а также по компенсации вреда, причиненного окружающей среде, если этот вред нанесен в результате его действий (пункт 20.2 договора).
Пунктом 3.1.6. приложения 13 к договору предусмотрено, что Подрядчик/Исполнитель несет ответственность за нарушение и повреждение коммуникаций АО "Самотлорнефтегаз" (линии электропередач, трубопроводов, БГ, АГЗУ, устьевой арматуры, зданий, сооружений и технических устройств), явившихся следствием как прямого действия, так и некачественного выполнения работ/оказания услуг по обслуживанию, ремонту, наладке, строительству Подрядчиком/Исполнителем. В случае повреждения (выхода из строя) линий электропередач, трубопроводов, БГ, АГЗУ, устьевых арматур, зданий, сооружений, технических устройств и других коммуникаций или объектов АО "Самотлорнефтегаз", остановки работоспособности оборудования, невозможности осуществления деятельности персоналом АО "Самотлорнефтегаз" по вине Подрядчика/Исполнителя.
Кроме того, пунктом 6 разрешения N 619 на производство работ в охранной зоне действующих внутрипромысловых трубопроводов АО "Самотлорнефтегаз" предусмотрено:
- не допускать землеройной и ударной техники ближе, чем 3 м от оси внутрипромысловых трубопроводов. При необходимости проведения земляных работ в непосредственной близости от действующих коммуникаций (ближе 2-м.), работы проводить вручную, с применением лопат, без резких ударов в присутствии ответственного представителя ЦЭРТ-1;
- при обнаружении коммуникаций, неуказанных в технических условиях по соблюдению охранных зон внутрипромысловых трубопроводов, работы прекратить ответственному за безопасное производство работ вызвать представителя ЦЭРТ-1.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения договора, пришел к выводу о правомерности предъявленных в отношении общества требований по проведению рекультивации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции в данном случае полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в результате разгерметизации высоконапорного водовода КНС-1 - к. 1435 и последующим выходом жидкости на почвенный покров произошло загрязнение почвенного покрова (порча земель).
Факт загрязнения участка подтвержден результатами количественного химического анализа проб почвы (анализ проб выполнен Нижневартовским отделом филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре).
В соответствии с заключением Нижневартовского отдела филиала ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре от 20.07.2020 N 351, по результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных на участке в районе в/водовода КНС-1 - к. 1435 Самотлорского месторождения, в контрольной пробе N 915 массовые доли нефтепродуктов и хлорид-ионов превысили концентрации загрязняющих веществ в почве фоновой пробы N 916 в 12 и более 79,7 раз соответственно.
Согласно протоколу КХА N П/915/20 от 14.07.2020 по результатам количественного химического анализа почвы в контрольной пробе массовая доля нефтепродуктов составила 1420 мг/кг, хлорид-ионов - 797 мг/кг.
В силу протокола КХА N П/916/20 от 14.07.2020 по результатам количественного химического анализа почвы в фоновой пробе массовая доля нефтепродуктов составила 117 мг/кг, хлорид-ионов - П10 мг/кг.
Нефть сырая внесена в Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. В соответствии с п.6.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", нефть является природным жидким токсическим продуктом.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством
Частью 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве, собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Как следует из пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.
Перечни опасных и особо опасных производств предусмотрены, например, Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 48.1), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2 статьи 327), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (пункт 1 статьи 86), Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" (статья 1), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (приложения 1 и 2 к Закону), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (статья 5).
По смыслу пункта 2 статьи 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет одновременное наличие двух условий: источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц и при этом отсутствует вина владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания (в частности, в силу существования (предоставления) доступа к нему третьих лиц, отсутствия надлежащей охраны и др.).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону.
Так, согласно Приложению N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Следовательно, трубопровод, в результате разгерметизации которого произошла порча земель, транспортирующий нефетесодержащую жидкость, относится к категории опасных производственных объектов.
Поскольку источником загрязнения в настоящем случае является опасный производственный объект, не принадлежавший ООО "Северспецсервис", возложение на общество обязанности по возмещению вреда путем проведения рекультивации является неправомерным.
При таких обстоятельствах невыполнение обществом обязанности по рекультивации указанного земельного участка не образует состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку судом апелляционной инстанции, исходя из подтвержденных материалами дела обстоятельств, установлено, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения.
Субъект рассматриваемого административного правонарушения надлежащим образом Северо-Уральским МУ Росприроднадзора не установлен, равно как и не установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установил, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При данных обстоятельствах оспариваемое постановление N 72-ЗН по делу об административном правонарушении от 19.04.2021 следует признать незаконным ввиду отсутствия предусмотренных оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2021 по делу А70-9032/2021 подлежит отмене.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2021 по делу А70-9032/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление N 72-3Н о назначении административного наказания от 19.04.2021, вынесенное Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым общество с ограниченной ответственностью "Северспецсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9032/2021
Истец: ООО "СЕВЕРСПЕЦСЕРВИС"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Третье лицо: АО "Самотлорнефтегаз"