г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А41-40931/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Альпине Оил Ру" - Куприянов Р.В. представитель по доверенности от 28.06.2021 года, Боровой И.А. - Генеральный директор по решению единственного участника N 1 от 01.12.2017 года,
от заинтересованного лица Смоленской таможни - Соловьева Е.В. представитель по доверенности от 06.05.2021 года (онлайн),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Смоленской таможни и Общества с ограниченной ответственностью "Альпине Оил Ру" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2021 года по делу N А41-40931/21, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альпине Оил Ру" к Смоленской таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альпине Оил Ру" (далее - ООО "Альпине Оил Ру", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 27.04.2021 N 10113000-524/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 171 690 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2021 года постановление от 27.04.2021 N 10113000-524/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменено в части назначенного наказания, штраф в размере 171 690 руб. заменен на штраф в размере 138 369 руб. 69 коп. (л.д. 103-106 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Смоленская таможня и ООО "Альпине Оил Ру" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ООО "Альпине Оил Ру", поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, заявленные требования ООО "Альпине Оил Ру" - удовлетворить. Против апелляционной жалобы Смоленской таможни возражали, просили в её удовлетворении - отказать.
Представитель Смоленской таможни, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Альпине Оил Ру" просил отказать.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Альпине Оил Ру" во исполнение контракта от 13.10.2020 N 131020/1, заключенного с ОДО "Центр Инноваций" (РБ, г. Минск) на поставку товара, в соответствии с которым из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь был вывезен товар на общую сумму 276 739 руб. 80 коп.:
- масло моторное ALPINE Turbo Super 10W-40 бочка 208л., в количестве 4 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 139674,40 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 банка 1л., в количестве 20 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 4690,80 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 канистра 4л., в количестве 20 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 14714,00 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 канистра 5л., в количестве 64 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 62016,00 руб.;
- масло моторное ALPINE RSD 10W-40 банка 1 л., в количестве 10 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 2345,40 руб.;
- масло моторное ALPINE RSD 10W-40 канистра 5л., в количестве 8 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 7552,00 руб.;
- масло моторное ALPINE Turbo Super 10W-40 канистра 20л., в количестве 10 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 37525,70 руб.;
- масло гидравлическое ALPINE Hydraulikol HLP 46 канистра 20л, в количестве 3 шт., код ТНВЭД 2710198400, общей стоимостью 8221,08 руб.
Согласно товарной накладной от 04.12.2020 N ЦБ-118 товар получен 07.12.2020 директором ОДО "Центр Инноваций", подпись которого скреплена печатью организации.
Грузоотправителем данного товара с территории РФ является ООО "Альпине Оил Ру", которое подтвердило факт продажи данного товара ОДО "Центр Инноваций", и его отправки в адрес получателя, при этом в ходе проведенного анализа сведений, содержащихся в ЦБД ЕАИС, было выявлено, что в нарушение требований ст. ст. 84, 104 ТК ЕАЭС ООО "Альпине Оил Ру" не произвело таможенное декларирование вывезенного 05.12.2020 с территории РФ в Республику Беларусь вышеуказанного товара.
Усмотрев по данному факту признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенным органом 09.04.2021 г. составлен протокол об административном правонарушении N 10113000-524/2021.
По результатам рассмотрения протокола и прилагаемых к нему материалов постановлением должностного лица Смоленской таможни от 27.04.2021 г. N 10113000- 524/2021 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа 171 690 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным таможенным органом постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств членов".
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование производится путем подачи декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации или декларации на транспортное средство (пункт 1 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), в результате которых к таможенному оформлению не заявляется весь товар или его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, ООО "Альпине Оил Ру" не произвело таможенное декларирование вывезенного 05.12.2020 с территории РФ в Республику Беларусь товара:
- масло моторное ALPINE Turbo Super 10W-40 бочка 208л., в количестве 4 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 139674,40 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 банка 1л., в количестве 20 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 4690,80 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 канистра 4л., в количестве 20 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 14714,00 руб.;
- масло моторное ALPINE TS 10W-40 канистра 5л., в количестве 64 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 62016,00 руб.;
- масло моторное ALPINE RSD 10W-40 банка 1 л., в количестве 10 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 2345,40 руб.;
- масло моторное ALPINE RSD 10W-40 канистра 5л., в количестве 8 шт., код ТНВЭД 2710198200 общей стоимостью 7552,00 руб.;
- масло моторное ALPINE Turbo Super 10W-40 канистра 20л., в количестве 10 шт., код ТНВЭД 2710198200, общей стоимостью 37525,70 руб.;
- масло гидравлическое ALPINE Hydraulikol HLP 46 канистра 20л, в количестве 3 шт., код ТНВЭД 2710198400, общей стоимостью 8221,08 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствуют законные основания для признания оспариваемого постановления незаконным.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Между тем, таможенным органом неверно определен размер административного штрафа, подлежащего взысканию с заявителя на основании оспариваемого постановления, поскольку обществом был вывезен товар на общую сумму 276 739 руб. 80 коп.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что сумма штраф, подлежащая взысканию по оспариваемому постановлению составляет 138 369 руб. 69 коп. вместо 171 690 руб.
Доводы общества о необходимости замены штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, подлежат отклонению апелляционным судом.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, проанализировав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, с учетом характера выявленных нарушений и степени общественной опасности правонарушения, такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку вмененное деяние привело к неуплате таможенных платежей в результате чего, государству причинен имущественный ущерб.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2021 года по делу N А41-40931/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40931/2021
Истец: ООО "Альпине Оил Ру"
Ответчик: Смоленская таможня ЦТУ ФТС
Третье лицо: Смоленская таможня ЦТУ ФТС