город Томск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А45-11364/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Центр домоуправления" (N 07АП-8394/2021) на решение от 02.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45- 11364/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Центр домоуправления" (ОГРН 1145476059123, ИНН 5401379201), г. Новосибирск к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363), г. Новосибирск о признании недействительным предписания от 13.04.2021 N08-03- 017/1076-1,
третье лицо ЖСК "Прибрежный".
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Центр домоуправления" (далее - заявитель, ООО УК "Центр домоуправления") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 13.04.2021 N 08-03-017/1076-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ЖСК "Прибрежный".
Решением от 02.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО УК "Центр домоуправления", ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что право на взимание платы возникло в силу условий заключенного договора управления от 01.03.2021N Г1/1/21, фактического оказания жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по управлению многоквартирным домом, соответственно выставление собственникам платежных документов для оплаты явилось следствием оказанных услуг.
Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления.
Жилищная инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Центр домоуправления" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 1/2 по ул. Герцена, в г. Новосибирске на основании договора управления от 28.02.2021 NГ1-01-1/2-2021 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.04.2015 N054-000015, является ответственным лицом за обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также за начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества и жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме.
В связи с поступившим обращением на основании приказа инспекции от 31.03.2021 N 08- 01-017/1076 в отношении ООО УК "Центр Домоуправления" проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлось, в том числе, соблюдение лицензионных требований к исполнению обязанностей по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению указанным многоквартирным домом в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества за период с февраля по апрель 2021 года.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в доме, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Герцена, д. 1/2 (ул. Герцена, 2 стр. (по генплану) от 18.02.2021 N 1, собственниками помещений принято решение о выборе способа управления - управляющей организацией, в качестве управляющей организации определено ООО УК "Центр Домоуправления".
С собственниками заключен договор управления от 28.02.2021 N Г1-01-1/2-2021.
На основании положений пункта 12.2 договора данный договор вступает в силу с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом ГЖИ НСО "О внесении сведений в реестр лицензий Новосибирской области" от 19.03.2021 N 5773/10 в соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) многоквартирный дом N 1/2 по ул. Герцена внесен в реестр лицензий Новосибирской области как дом, к деятельности по управлению которым с 01.04.2021 приступил лицензиат ООО УК "Центр домоуправления".
Право управления домом, в том числе право начисления и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, выставления платежных документов потребителям, возникло у управляющей организации с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, то есть в данном случае с 01.04.2021.
На проверку заявителем представлен также договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Новосибирск, ул. Герцена, д. 1/2 (ул. Герцена, 2 стр. (по генплану) от 01.03.2021 N Г1/1/21, заключенный между ООО УК "Центр Домоуправления" и ЖСК "Прибрежный" (застройщиком).
По мнению жилищной инспекции, данный договор не мог являться основанием для начисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам (пользователям) жилых помещений дома по указанному адресу, поскольку основанием для включения в реестр лицензий Новосибирской области явился договор управления от 28.02.2021 N Г1-01-1/2-2021, заключенный между собственниками и заявителем.
В ходе проверки установлено, что с 01.04.2021 ООО УК "Центр Домоуправления" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по ул. Герцена, д. 1/2 в г. Новосибирске на основании договора управления от 28.02.2021 N Г1-01-1/2-2021 и является ответственным лицом за соблюдение лицензионных требований, в том числе, к начислению размера платы за жилищно-коммунальные услуги в указанном доме.
ООО УК "Центр Домоуправления" представило единый платежный документ по жилому помещению N 141 дома N 1/2 по ул. Герцена за март 2021 года, согласно которому собственнику (пользователю) начислено по статье "Содержание жилья" (1 176 руб. 78 коп.).
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2021 N 08-02-016/1076, обществу выдано предписание от 13.04.2021 N08-03-016/1076-1 о необходимости устранить нарушение по жилым помещениям многоквартирного дома N1/2 по ул. Герцена в части выставления начислений размера платы за содержание жилого помещения за март 2021 года. Срок исполнения - 01.05.2021.
ООО УК "Центр Домоуправления", не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для выставления платежного документа за март 2021 года у заявителя отсутствовали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки в рамках государственного лицензионного контроля. Данное предписание оценивается судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие или отсутствие у лица, которому адресовано предписание, обязанности по проведению требуемых мероприятий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В части 1 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
На основании изложенных норм арбитражный суд первой инстанции признал, что включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом.
Судом первой инстанции установлено, что общество осуществило начисление по статье "Содержание жилья" (в размере 1 176 руб. 78 коп.) за март 2021 года, в период, когда не был заключен договор с собственниками помещений многоквартирного дома, что является нарушением части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 ЖК РФ, поскольку право управления данным домом возникло у заявителя только с 01.04.2021.
На проверку заявителем представлен также договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Новосибирск, ул. Герцена, д. 1/2 (ул. Герцена, 2 стр. (по генплану) от 01.03.2021 N Г1/1/21, заключенный между ООО УК "Центр Домоуправления" и ЖСК "Прибрежный" (застройщиком).
Общество в обоснование позиции по делу указывает, что ООО УК "Центр Домоуправления" на основании договора управления МКД N 1/2 от 01.03.2021 N Г 1/1/21, заключенного между ООО УК "Центр Домоуправления" и ЖСК "Прибрежный", осуществлял управление указанным домом до момента включения дома в реестр лицензий, соответственно имеет право на выставление собственникам помещений в указанном МКД платы за оказанные услуги.
Вместе с тем, в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно части 7.4 статьи 155 ЖК РФ при заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, такой управляющей организации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что постановлением по делу об административном правонарушении от 12.05.2021 N 173-21 прекращено производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Центр Домоуправления" ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Согласно указанному постановлению, принимая во внимание тот факт, что выставление платежных документов собственникам помещений МКД N 1/2 по ул. Герцена до 01.04.2021 осуществлялось на основании заключенного между ООО УК "Центр Домоуправления" и ЖСК "Прибрежный" договора управления МКД от 01.03.2021 N Г 1/1/21, у должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении не имелось правовых оснований для вывода о незаконном выставлении их жителям платежных документов за период отсутствия дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий, поскольку выставление платежных документов для оплаты является следствием оказанных заявителем жилищно-коммунальных услуг.
Информация о том, что наряду с обществом деятельность по управлению домом осуществляло иное лицо, в деле не имеется, на наличие таковых обстоятельств жилищной инспекцией не указано.
Совокупность изложенных выше обстоятельств позволяет признать, что общество фактически осуществляло управление рассматриваемым многоквартирным жилым домом, оказывало услуги по надлежащему содержанию общего имущества, что в свою очередь обусловило начисление платы собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Доказательств наличия спора с иной управляющей компанией относительно даты перехода прав и обязанностей по договору управления в данном деле не имеется.
Предписание, целью которого является устранение выявленных нарушений, не должно приводить к незаконному освобождению собственников помещений от оплаты потребленных услуг и бремени содержания имущества.
Оспариваемое предписание жилищной инспекции нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с этим оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. Иные выводы суда первой инстанции в рассматриваемой ситуации не могут быть положены в основу для признания оспариваемого предписания законным.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 1 статьи 112 АПК РФ).
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьями 104, 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11364/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление удовлетворить. Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 13.04.2021 N 08-03-017/1076-1.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Центр домоуправления" (ОГРН 1145476059123, ИНН 5401379201) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины по первой инстанции в сумме 3000 рублей и по апелляционной инстанции в сумме 1 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Центр домоуправления" (ОГРН 1145476059123, ИНН 5401379201) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от 11.08.2021 N 1366.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11364/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР ДОМОУПРАВЛЕНИЯ"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: ЖСК "Прибрежный", Седьмой арбитражный апелляционный суд