г. Киров |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А82-6405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С., без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2021 по делу N А82-6405/2021,
по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинская городская электросеть" (ИНН 7610096000, ОГРН 1127610001936)
к Департаменту финансов администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070192, ОГРН 1067610046492)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Управление городского хозяйства"
о признании незаконным бездействия, об обязании приостановить операции по расходованию средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Рыбинская городская электросеть" (далее - заявитель, ОАО "Рыбинская городская электросеть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск (далее - ответчик, Департамент), выразившегося в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск Ярославской области "Управление городского хозяйства" (далее - Учреждение, МБУ "Управление городского хозяйства") до исполнения исполнительных листов серии ФС N 034277051, серии ФС N 034277629, серии ФС N 034278164; в неисполнении решений Арбитражного суда Ярославской области от 17.11.2020 по делу N А82-7631/2020, от 01.12.2020 по делу N А82-11793/2020, от 29.12.2020 по делу N А82-14586/2020; об обязании Департамента в течение 5 дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу приостановить до момента исполнения исполнительных листов серии ФС N 034277051, серии ФС N 034277629, серии ФС N 034278164 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ "Управление городского хозяйства".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2021 заявленные требования удовлетворены: суд признал бездействие Департамента, не приостановившего осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Учреждения до момента исполнения исполнительных листов по делам N N А82-7631/2020, А82-11793/2020, А82-14586/2020 незаконным и обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества в виде приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МБУ "Управление городского хозяйства" в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на невозможность исполнения исполнительных документов ввиду отсутствия бюджетных ассигнований. Департамент поясняет, что в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в городском округе г. Рыбинск Ярославской области и принимаемыми мерами поддержки ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов значительно уменьшилось, в связи с чем доведение финансирования осуществляется по мере поступления доходов в бюджет городского округа г. Рыбинск Ярославской области. Департамент обращает внимание суда на то, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника приведет к невозможности исполнения всех расходных обязательств, в том числе по социально значимым вопросам города.
Заявитель в письменном отзыве считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Ярославской области по делам N N А82-7631/2020, А82-11793/2020, А82-14586/2020 вынесены решения о взыскании с Учреждения в пользу Общества задолженности по основному долгу и пени. Судом выданы исполнительные листы серии ФС NN ФС 034277051, 034277629, 034278164.
20.01.2021, 10.02.2021, 20.02.2021 ОАО "Рыбинская городская электросеть" направило в адрес Департамента заявления об исполнении исполнительных листов, которые им были получены 25.01.2021, 12.02.2021, 26.02.2021.
Полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до исполнения названных исполнительных документов, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого бездействия ответчика незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц входит проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
По смыслу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому судом делу должником является муниципальное бюджетное учреждение - МБУ "Управление городского хозяйства".
Особый порядок исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений установлен статьей 30 Закона N 83-ФЗ.
Частью 1 статьи 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Пунктом 6 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возложена обязанность не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить бюджетному учреждению - должнику, уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
При этом бюджетное учреждение - должник обязано на основании пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ: в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац первый); самостоятельно определить, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац второй); при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника (абзац третий).
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
Проанализировав изложенные нормативные положения, суд первой инстанции верно заключил, что законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
В настоящем деле предъявленные к исполнению исполнительные документы не возвращены заявителю и приняты Департаментом к исполнению. Финансовый орган не отрицает, что должник уведомлен о поступлении исполнительных документов.
В установленный законом срок требования исполнительных документов должником в полном объеме исполнены не были, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Департамент, установив неисполнение должником (третьим лицом) решения арбитражного суда, должен был в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.
Доказательств осуществления финансовым органом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.
Возражения подателя жалобы относительно невозможности исполнить исполнительные документы ввиду отсутствия бюджетных ассигнований не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку установленная законом обязанность Департамента приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, установлена императивно и подлежит исполнению финансовым органом независимо от уровня бюджетного финансирования.
Приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 301-КГ17-16158).
В рассматриваемых правоотношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия Департамента предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
Изложенное свидетельствует о наличии со стороны финансового органа незаконного бездействия, противоречащего установленному Законом N 83-ФЗ порядку обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок.
Рассматриваемое бездействие приводит к затягиванию исполнения судебных актов, которыми подтверждено денежное обязательство, и, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя как взыскателя.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия ответчика по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах бюджетного учреждения незаконным и удовлетворения требований Общества.
С учетом изложенных обстоятельств дела апелляционный суд находит правомерной и обоснованной избранную судом первой инстанции правовосстановительную меру в виде возложения на Департамент обязанности приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона N 83-ФЗ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2021 по делу N А82-6405/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6405/2021
Истец: ОАО "Рыбинская городская электросеть"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"