г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А41-20482/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2021 по делу N А41-20482/2021.
Садовое некоммерческое товарищество "Прибрежный" (далее - СНТ "Прибрежный", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями (с учетом принятых судом уточнений) о признании незаконным решения администрации от 25.02.2021 N Р001-8252517570-42807219 об отказе в отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 к категории земель сельскохозяйственного назначения, обязании администрации принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 к категории земель сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Утверждает, что ввиду возможного наложения фактических границ заявленного земельного участка на земли лесного фонда, земли иных категорий, находящихся в частной собственности, отнесение земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 к определенной категории земель, границы которого не поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, может привести к возникновению юридических коллизий и нарушению прав третьих лиц, что, в свою очередь, приведет к судебным спорам об обжаловании положительного решения администрации.
От СНТ "Прибрежный" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
От Администрации Дмитровского городского округа Московской области поступило, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом представители лиц, участвующих в деле, в заседание не явились.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.1993 главой администрации СНТ "Прибрежный" выдано свидетельство N 4519 о праве собственности на землю, в коллективно-совместную собственность - 10 244 кв. м, в собственность садоводов - 49 756 кв. м.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1993 году с присвоением номера 50:04:0140111:196, площадью 10 244 кв. м, местоположение: Московская обл., Дмитровский р-н, Зареченский с/с, в районе д. Липино, с/т "Прибрежный", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку категория земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 не установлена, что также подтверждается выпиской из ЕГРН, представитель товарищества обратился в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории".
Решением от 25.02.2021 N Р001-8252517570-42807219 администрацией отказано в отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 к категории земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием сведений об установленных в ЕГРН границах земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 названного Кодекса содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 названного Кодекса одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 названного Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 названного Закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Согласно части 12 указанной статьи земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При этом отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (часть 15 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).
В силу частей 3, 4 статьи 15 названного Закона до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу приведенного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков. В иных, помимо предусмотренных частью 3 указанной статьи случаях, до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В случае, указанном в части 4 статьи 15 названного Закона, процедура отнесения земельного участка к определенной категории определена порядком перевода земель из одной категории в другую и производится уполномоченным на это органом государственной власти или местного самоуправления.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, при определении уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления на отнесение земель к определенной категории, следует установить целевое использование земельного участка.
Согласно части 5 статьи 14 названного Закона земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Из представленной в материалы дела выкопировки из Генерального плана Дмитровского городского округа, утвержденного Советом депутатов Дмитровского городского округа Московской области N 819/96 от 15.05.2020, следует, что земельный участок, принадлежащий СНТ "Прибрежный", находится за пределами населенного пункта.
Свидетельством о праве собственности на землю от 30.03.1993 N 4519 земельный участок площадью 10 244 кв. м (кадастровый номер 50:04:0140111:196) предоставлен в коллективно-совместную собственность товарищества для "коллективного садоводства".
При рассмотрении дела установлено, что данный земельный участок фактически является землями общего пользования на территории СНТ "Прибрежный".
Поставленные на кадастровый учет земельные участки членов товарищества, расположенные на территории товарищества, имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается представленными в материалы дела общедоступными сведениями из сети интернет.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок имеет вид разрешенного использования "для коллективного садоводства".
Таким образом, с учетом нахождения земельного участка за пределами населенного пункта, вида разрешенного использования участка, положений части 1 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, устанавливающих обязательность отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для отказа в отнесении земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Так, как верно, вопреки доводам апелляционной жалобы, указал суд первой инстанции, отсутствие в ЕГРН координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 не может служить основанием для отказа в отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0140111:196 к категории земель сельскохозяйственного назначения с учетом документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 13 статьи 14 Закона N 172-ФЗ если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение заинтересованного лица незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2021 по делу N А41-20482/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20482/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ПРИБРЕЖНЫЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений МО
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству МО, Управление Росреестра по МО, АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ