город Омск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А46-4199/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9324/2021) индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-4199/2021 (судья Пермяков В. В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича (ОГРН 305550401101629, ИНН 550401100181) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, г. Омск, ул. Герцена, д. 25), о признании недействительным отказа в продлении договора от 14.01.2016 N Д-206/2016, выраженного в письме от 25.01.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича - лично (по паспорту);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Липовецкий Дмитрий Константинович (далее - заявитель, ИП Липовецкий Д.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании недействительным отказа в продлении договора от 14.01.2016 N Д-206/2016, выраженного в письме от 25.01.2021.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-4199/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р "О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров" (далее - распоряжение N 208-р), указывает, что заключенный с ИП Липовецким Д.К. договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) сроком на 5 лет (до 14.01.2021), подлежал продлению. Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ИП Липовецкий Д.К. также настаивает на том, что договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 считается возобновленным.
ИП Липовецкий Д.К. также ссылается на то, что письмом от 13.01.2021 предприниматель обращался в Администрацию с целью продления договора от 14.01.2016 N Д-206/2016, заинтересованное лицо отказало в продлении договора по формальным основаниям, чем нарушило права заявителя. Ссылка Администрации в отказе на подпункт 1 пункта 24 Постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п) неправомерна, так как предприниматель просил продлить договор, а не заключить новый.
15.09.2021 Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу. К отзыву приложен реестр на отправку почтовых отправлений от 14.09.2021.
Уполномоченный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании ИП Липовецкий Д.К. подтвердил получение отзыва Администрации, однако в связи с его несвоевременным представлением просил отложить судебное заседание для ознакомления с отзывом.
Суд апелляционной инстанции определил отказать в приобщении отзыва Администрации к материалам дела в связи с несвоевременным представлением данного отзыва суду и лицам, участвующим в деле.
Отзыв остается в материалах дела, однако оценке судом не подлежит.
В силу того, что судом отказано в приобщении отзыва Администрации, то суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований.
ИП Липовецкий Д.К. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию ИП Липовецкого Д.К., суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и предпринимателем заключен договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска (л. д. 15-20, далее - договор), предметом которого является предоставление места под размещение НТО по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, дом 175, сроком на 5 лет с момента подписания договора с целью осуществления на данных местах торговой деятельности - специализированной торговли.
Согласно положениям договора срок размещения НТО 5 лет (пункт 1.1 договора).
Предприниматель обратился в Администрацию с письмом от 13.01.2021 о продлении договора (л. д. 12).
Письмом от 25.01.2021 заявителю отказано в продлении договора со ссылкой на подпункт 1 пункта 24 Порядка N 1812-п.
Полагая, что отказ Администрации в продлении договора, выраженный в письме от 25.01.2021, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
02.07.2021 Арбитражного суда Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
3) если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом);
4) если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).
Согласно пункту 27 Порядка N 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка N 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договора аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату принятия отказа) следует, что торговый павильон площадью 67 кв.м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, дом 175, со специализацией - универсальная (продовольственные и непродовольственные товары), был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Из материалов настоящего дела следует, что ИП Липовецкий Д.К. обращался в Администрацию с целью продления договора от 14.01.2016 N Д-206/2016 в пределах срока действия договора (до 14.01.2021). НТО предпринимателя было включено в схему размещения НТО.
ИП Липовецкий Д.К. полагает, что отказ Администрации, изложенный в письме от 25.01.2021, в продлении договора со ссылкой на подпункт 1 пункта 24 Порядка N 1812-п, является неправомерным, так как предприниматель просил продлить договор, а не заключить новый.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы предпринимателя, полагает, что заявителем не учтено следующее.
Как было выше сказано, по общему правилу, приведенному в пункте 5 Порядка N 1812-п, право на заключение договора на размещение иных нестационарных торговых объектов реализуется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 Порядка N 1812-п.
Утверждая о том, что праве на продление договора на размещение торгового павильона предприниматель не учитывает, что ИП Липовецким Д.К. был заключен договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 на размещение НТО, а не договор аренды земельного участка.
Как верно указано судом первой инстанции, место размещения НТО не является сформированным земельным участком в соответствии с положениями статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 35, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Поскольку формирование и регистрация места размещения НТО не осуществляется, а его местоположение устанавливается только относительно конкретного адреса или объекта недвижимости, договор на размещение НТО не является тождественным договору аренды земельного участка.
Исключение, указанное в подпункте 1 пункта 24 Порядка N 1812-п, отражает в качестве условия наличие заключенного и действующего договора аренды земельного участка.
В настоящем случае предприниматель по состоянию на дату обращения не обладал действующий договором аренды земельного участка, так как таковой им не заключался, договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 заключен на размещение НТО, а не на аренду земельного участка.
Ссылка заявителя на положения Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" были правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как было выше сказано, договор аренды земельного участка предпринимателем не заключался.
Указание предпринимателя на распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом.
Пунктом 2 этого распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем, в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции усматривает, что в ред. от 18.03.2021 постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" торговый павильон предпринимателя исключен из схемы размещения НТО.
Указанное связано с тем, что согласно актуальной редакции пункта 22 Порядка N 1812-п на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта допускается размещение одного или нескольких торгово-остановочных комплексов. Максимальное количество торгово-остановочных комплексов на одном отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта определяется департаментом транспорта Администрации города Омска в зависимости от пассажиропотока, рассчитанного на основании общей вместимости общественного транспорта, выполняющего в течение одной минуты остановку на данном остановочном пункте.
В силу пункта 7 Порядка N 1812-п торгово-остановочный комплекс представляет собой НТО, размещенный на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта, состоящий из одного или двух павильонов или киосков, конструктивно объединенных и выполненных в едином архитектурно-художественном решении с остановочным навесом. При этом остановочный навес может представлять собой как открытую, так и закрытую конструкцию, оборудованную обогревательными элементами.
Таким образом, в настоящий момент пункт 22 Порядка N 1812-п допускает размещать на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта только торгово-остановочные комплексы, в то время как заявитель является обладателем торгового павильона, а не торгово-остановочного комплекса.
Ссылки заявителя на положения пункта 2 статьи 621 ГК РФ необоснованны, так как нормы действующего законодательства не предусматривают возможности размещения торговых павильонов на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта.
С учетом изложенного, Администрацией правомерно отказано в продлении договора от 14.01.2016 N Д-206/2016 на размещение НТО.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу N А46-4199/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4199/2021
Истец: ИП ЛИПОВЕЦКИЙ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ответчик: Админстрация Центрального административного округа г.Омска