г. Санкт-Петербург |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А56-111217/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Любимова А.А., по доверенности от 22.04.2020;
от ответчика (должника): Грушина М.С., по доверенности от 30.12.2020;
Корельский А.В., по доверенности от 27.08.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22091/2021) общества с ограниченной ответственностью "Радуга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2021 по делу N А56-111217/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Радуга"
к Балтийской таможне;
Северо-Западному таможенному управлению
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 06.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10216170/210120/0014575, а также о признании незаконным решения Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ) от 11.09.2020 N 15-02-22/120 по жалобе на решение Балтийской таможни от 06.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N10216170/210120/0014575.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 10.06.2021 отменить, ссылаясь на то, что сам по себе факт того, что в коммерческих документах по сделке стороны Продавец указал новые условия оплаты, не предусмотренные пунктом 4.1 контракта, не свидетельствует о наличии в представленных документах неустранимых разночтений и противоречий. Указанная разница была обусловлена меньшим количеством поставленного товара, что пропорционально изменило стоимость товара, сохранив при этом стоимость за килограмм. Законодательством не предусмотрен запрет на оплату одним платежным документом, только одной партии товара, так же не предусмотрен запрет на частичную оплату. Заявлением на перевод N 41 от 29.11.2019 была произведена нескольких инвойсов по одному контракту.
По мнению подателя жалобы, выявление отдельных недостатков (отсутствие в заявлениях на перевод ссылки на конкретный инвойс) в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.). в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ЕАЭС.
При наличии сомнений в исполнении Обществом обязательств по оплате за осуществленные ему поставки спорных товаров, таможенный орган мог запросить необходимую информацию, в том числе в части обоснования перевода декларантом платежей третьим лицам, не только у заявителя, но и у банка, осуществлявшего валютные операции. Экспортная декларация страны вывоза подтверждает факт вывоза товара на соответствующих внешнеторговой сделке условиях.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представители таможни просили в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, В рамках внешнеторгового контракта от 01.11.2019 N SANEGO-R/OTKR-2019, заключенного между компанией "SANEGO S.A.", Парагвай (продавец), и ООО "Радуга", Россия (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CFR Санкт-Петербург, ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/210120/0014575 товар: говядина мороженая бескостная тримминг, с содержанием жира 20%, мяса 80%, для свободной реализации. Производитель: Frigorifico Norte S.A., 15, товарный знак: без товарного знака, количество: 27999,48 кг, страна отправления/происхождения - Парагвай, код ТН ВЭД ЕАЭС - 0202309004, вес нетто - 27999,48 кг, цена товара - 1,7 доллара США за кг (2,7 доллара США за кг после внесения изменений).
Таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10216170/210120/0014575, определена и заявлена в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с использованием метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Сведения, указанные в ДТ N 10216170/210120/0014575, заявлены на основании следующих документов:
- контракт от 01.11.2019 N SANEGO-R/OTKR-2019;
- спецификация от 25.11.2019 N 2;
- речной коносамент от 30.11.2019 N 19ERV50119S087;
- коносамент океанский, фидерный от 30.11.2019 N MEDUA1269326;
- паспорт сделки N 19110072/2209/0044/2/1;
- инвойс от 26.11.2019 N 001-002-0000201;
- форма А от 10.12.2019 N C-0000181804.
При проведении контроля таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216170/210120/0014575, Балтийской таможней обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно:
1. Согласно пункта 2.1 контракта цена товара указана в спецификациях к контракту, в долларах США за килограмм, включая все расходы, связанные с отправкой и доставкой товара в порт назначения (оформление на экспорт, погрузо/разгрузочные работы в стране продавца), расходы по оформлению сопроводительных документов, стоимость тары, экспортной упаковки и маркировки. Ни один из представленных документов невозможно рассматривать как двустороннее соглашение, определяющее предмет поставки, его количество и стоимость.
2. Согласно спецификации к контракту N SANEGO-R/OTKR-2019 от 01.11.2019 цена на продукт: говядина мороженая бескостная, прочие части, количество: 28 000,00 кг, цена: 2,40 долларов США за кг. Согласно инвойсу N001-002-0000201 от 26.11.2019 цена 1,7 долларов США за кг. Таким образом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС выявлено основание невозможности определения таможенной стоимости товаров по цене сделки - продажа товара или его цена зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определена.
3. Продавец в рамках внешнеторговой сделки не является производителем поставляемых товаров, отправитель товаров не являются ни продавцом товаров, ни производителем товаров. Участие третьих лиц согласно обычаям делового оборота предполагает наличие вознаграждения в их адрес. Ни один из представленных документов не подтверждает факт наличия коммерческой выгоды у каждой из поименованных организаций (продавец товара и отправитель товара), что свидетельствует о неподтвержденности таможенной стоимости и ее структуры.
4. Представленных документов недостаточно для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
5. Согласно спецификации к контракту порядок расчетов: первый платеж - предоплата в размере 50% осуществляется не позднее 10 дней с даты погрузки товара на борт судна, второй платеж - баланс в размере 50% стоимости подлежит уплате после подтверждения копий подписанных документов, полученных по электронной почте. Сумма баланса устанавливается по каждой поставке отдельно, исходя из фактического веса нетто товара, загруженного в контейнер. В комплекте документов представлено только заявление на перевод N 1 на сумму равную 50% стоимости сделки. Факт исполнения финансовых обязательств по контракту в полном объеме не подтвержден документально.
В результате анализа заявленной таможенной стоимости с имеющей в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что в соответствии с ДТ N 10216170/091119/0207102 задекларирован товар (аналог товара N 1) того же производителя по стоимости, значительно превышающей заявленную организацией (ТС - 4907188,71 руб., количество - 28000,00 кг).
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС Балтийской таможней 22.01.2020 направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 22.03.2020, а именно:
- пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки;
- оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;
- прайс-лист производителя и продавца, как публичная оферта, страховые документы;
- информация об уровне стоимости декларируемых товаров на внутреннем/ мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара;
- ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт;
- документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены;
- договор реализации ввозимого товара на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры, товарные накладные к нему, банковские платежные документы по предшествующим поставкам указанного товара. Расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке;
- оригинал договора купли-продажи со всеми имеющимися спецификациями, приложениями и дополнениями, либо надлежащим образом заверенная копия;
- оригинал инвойса, заказов, подтверждения заказов и спецификации (приложения) на поставку либо надлежащим образом заверенная копия;
- оригиналы банковских платежных документов по оплате счетов-фактур (инвойсов) в рамках контракта по данной и предыдущим поставкам: платежные поручения с отметками банка, выписка из лицевого счета, SWIFT, ведомость банковского контроля (в неформализованном виде), с отметками банка, бухгалтерские документы по оприходованию товаров в рамках данного контракта.
В запросе документов и (или) сведений от 22.01.2020 Балтийской таможней указаны конкретные обстоятельства, расцененные как признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, в том числе отклонение заявленной величины таможенной стоимости декларируемого товара от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, которые соответствуют признакам, поименованным в пункте 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров. Данные признаки свидетельствуют о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости рассматриваемого товара. Документы, запрошенные таможенным органом, поименованы в пункте 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
Одновременно с направлением запроса документов и (или) сведений от 22.01.2020 таможенный орган довел до ООО "Радуга" расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товара.
В соответствии с таможенной распиской ООО "Радуга" 22.01.2020 распорядилось денежными средствами, необходимыми для выпуска товара задекларированного по ДТ N 10216170/210120/0014575.
23.01.2020 товар, задекларированный по ДТ N 10216170/210120/0014575, выпущен Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
05.03.2020 Общество представило запрошенные в рамках проверки документы, сведения и пояснения в электронном виде.
06.04.2020 Балтийской таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10216170/210120/0014575.
ООО "Радуга" обратилась в Северо-Западное таможенное управление с жалобой на решение Балтийской таможни от 06.04.2020.
Решением Северо-Западного таможенного управления N 15-02-22/120 от 11.09.2020 решение Балтийской таможни от 06.04.2020 признано правомерным. В удовлетворении жалобы ООО "Радуга" отказано.
Не согласившись с решением Балтийской таможни от 06.04.2020 и решением Северо-Западного таможенного управления от 11.09.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 10.06.2021 в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; - установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документа.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений данного Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В пункте 13 Постановления N 49 разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем, при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
При этом, как указано в пункте 14 Постановления N 49, рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, начатого до выпуска товаров, включая споры о возврате таможенных платежей в связи с несогласием плательщика с результатами таможенного контроля, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 ТК ЕАЭС вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
С учетом того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в распоряжении таможенного органа имелась информация о более высокой стоимости сделок с товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, чем заявленная декларантом по спорной ДТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Таможней Обществу запроса от 22.01.2020 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара; срок представления документов до 22.03.2020.
По запросу документов и (или) сведений Балтийской таможни от 22.01.2020 обществом представлен инвойс от 26.11.2019 N 001-002-0000201, согласно которому цена за товар в количестве 27 999,48 кг составляет 1,70 долларов США.
В письме от 05.03.2020 N 11255 общество поясняет, что товар приобретен у продавца по прайс-листу от 20.11.2019 и цена покупки соответствует цене предложения.
Однако в прайс-листе компании "Sanego S.A." от 20.11.2019 стоимость товара указана в размере 1,70 долларов США за кг без каких-либо примечаний относительно количества товара, который продается по данной цене.
Таким образом, пояснения Общества в письме от 05.03.2020 N 11255 о цене товара не подтверждены документально, поскольку в спецификации от 25.11.2019 N 2 к контракту сторонами контракта согласована стоимость товара значительно превышающая заявленную.
В спецификации от 01.11.2019 N 1 к контракту установлен следующий порядок расчетов: первый платеж - предоплата в размере 50% осуществляется не позднее 10 дней с даты погрузки товара на борт судна, второй платеж - баланс в размере 50% стоимости подлежит уплате после подтверждения копий подписанных документов, полученных по электронной почте. Сумма баланса устанавливается по каждой поставке отдельно, исходя из фактического веса нетто товара, загруженного в контейнер.
В комплекте документов представлено заявление на перевод от 13.01.2020 N 1 на сумму, равную 50% стоимости сделки. Факт исполнения финансовых обязательств по контракту в полном объеме не подтвержден документально. Цена сделки составила 47 599,12 долларов США, согласно представленному заявлению на перевод от 29.11.2019 N 41 на сумму 119 700,00 долларов США, в графе 70 "Назначение платежа" указан номер контракта, нет ссылки на инвойс.
Следовательно, цена товара и соответственно, заявленная таможенная стоимость товара не подтверждена. При этом таможенному органу не представляется возможным определить цены, фактически уплаченные или подлежащие уплате за товар, сведения в представленных документах невозможно сопоставить со сведениями о цене товара, подлежащей уплате за товар по предыдущим поставкам. Данное обстоятельство свидетельствует о факте документального неподтверждения сведений о формировании цены сделки, ее соответствии первоначальной цене предложения.
В соответствии со спецификацией от 25.11.2019 N 2 к контракту, в рамках которой осуществляется поставка рассматриваемого товара, сторонами контракта согласован порядок расчетов, при котором первый платеж - предоплата в размере 50% осуществляется перед отгрузкой товара. Предоплата может осуществляться единым платежом за всю партию товара по спецификации - или за отдельные партии товара в соответствии с недельным графиком отгрузок, который может быть согласован сторонами, как в письменной, так и в устной форме. Второй платеж - баланс в размере 50% стоимости подлежит уплате после подтверждения копий подписанных документов, полученных по электронной почте. Сумма баланса устанавливается по каждой поставке отдельно, исходя из фактического веса нетто товара, загруженного в контейнер.
В ответ на запрос документов и (или) сведений от 22.01.2020 Обществом представлены заявления на перевод:
от 29.11.2019 N 41 на сумму 119 700,00 долл./США;
от 30.12.2019 N 44 на сумму 33 597,96 долл./США;
от 13.01.2020 N 1 на сумму 23 799,12 долл./США;
Swift-уведомления к ним, мемориальные ордеры от 29.11.2019 N 41, от 30.12.2019 N 44, от 13.01.2020 N 1, выписки по счету от 29.11.2019, от 30.11.2019, от 13.01.2020, а также пояснения по оплате.
Согласно сведениям, содержащимся в графе 70 "Назначение платежа" заявления на перевод от 13.01.2020 N 1, платеж в размере 23 799,12 долларов США совершен во исполнение инвойса от 26.11.2019 N 001-002-0000201 в рамках рассматриваемого контракта.
Вместе с тем, в графе 70 "Назначение платежа" заявления на перевод от 29.11.2019 N 41 указан контракт и общее наименование товара. Согласно пояснениям общества по данному заявлению произведена предоплата среди прочих, в том числе и по рассматриваемой поставке в размере 23 800,00 долларов США, однако идентифицировать указанную сумму в общей сумме платежа не представляется возможным.
Довод Общества о том, что законодательством не предусмотрен запрет на оплату одним платежным документом, апелляционным судом не принимается, поскольку при проверке документов и сведений Заявитель должен был документально подтвердить сумму, фактически уплаченную за спорный товар, но вместе с тем из представленных платежных поручений невозможно установить конкретную сумму, уплаченную по конкретной партии.
У Балтийской таможни отсутствовала возможность однозначного установления оплаты рассматриваемой поставки в представленных платежных документах.
Декларантом не представлены в полном объеме документы, подтверждающие все виды затрат, подлежащих отражению в калькуляции, что не позволяет оценить объективность и соответствие сформировавшейся стоимости сделки с ввозимым товаром по данным мирового рынка на рассматриваемую категорию товара.
По запросу таможенного органа обществом не представлены пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в Российскую Федерацию, сопоставимая информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида с учётом размерного ряда, страны происхождения и т.д., сопоставимая ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар в неформализованном виде, документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены.
Также декларантом не представлены пояснения продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, равно как и пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, как и не дано объяснение причин невозможности предоставления данных пояснений. Таким образом, таможенным органом была представлена участнику внешнеэкономической деятельности возможность реализовать свое право и доказать правомерность избранного метода определения таможенной стоимости, предоставить иные дополнительные документы и сведения, а также пояснения, которой общество не воспользовалось.
Согласно запросу документов и (или) сведений от 22.01.2020 Балтийской таможней указано обществу на необходимость предоставления документов и (или) сведений, в числе которых пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, информация об уровне стоимости декларируемого товара на внутреннем/мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара, ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт, документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены, расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке Российской Федерации.
Вместе с тем, запрошенные документы и сведения Обществом не представлены, как и документы и (или) сведения, свидетельствующие о совершенных обществом действиях в целях их получения или подтверждающие невозможность предоставления запрошенных документов.
При этом согласно пункту 2.1.1 агентского договора от 14.08.2014 N 2/Р-2014 среди прочих обязанностей агента предусмотрен анализ рынка импорта мясопродуктов в целях выявления наиболее экономически целесообразных поставщиков товаров для принципала, следовательно, общество должно располагать запрошенной таможенным органом информацией мирового рынка.
В соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным
органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
Учитывая, что Обществом не представлены документы и (или) сведения, свидетельствующие о совершенных обществом действиях в целях получения ценовой информации, пояснений по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, а также пояснений о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, как не представлены и документы, подтверждающие невозможность предоставления запрашиваемых документов и (или) сведений, довод Балтийской таможни является обоснованным.
В качестве источника для определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216170/210120/0014575 Балтийской таможней использована информация о товаре, задекларированном по ДТ N 10216120/211019/0031920.
Товар, задекларированный по ДТ N 10216120/211019/0031920, ввезен в сопоставимый период времени, сведения о нем соответствуют критериям идентичности.
Таком образом, использованная таможенным органом ценовая информация соответствует требованиям пункта 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, в части использования при контроле таможенной стоимости информации, имеющей максимально сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки, а также критериям, установленным статьями 37, 42 ТК ЕАЭС.
Учитывая изложенное, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания незаконным оспариваемого Обществом решения Балтийской таможни от 06.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10216170/210120/0014575, не имеется.
Решение Балтийской таможни обжаловано Обществом в Северо-Западное таможенное управление, по результатам рассмотрения жалобы решением от 11.09.2020 N 15-02-22/120 по жалобе Обществу отказано в ее удовлетворении.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку сведения о цене, фактически уплаченной/подлежащей уплате за товар по спорной ДТ, должным образом не подтверждены, а также принимая во внимание, что в результате проверки не получены сведения о формировании цены товара, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС свидетельствует о наличии ограничения для применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении товара, в связи с чем решение Балтийской таможни от 06.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/210120/0014575, а также решение Северо-Западного таможенного управления от 11.09.2020 N 15-02-22/120 являются правомерными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2021 по делу N А56-111217/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111217/2020
Истец: ООО "РАДУГА"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ