город Ростов-на-Дону |
|
22 сентября 2021 г. |
дело N А32-5106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от администрации муниципального образования город Краснодар, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Пироговой О.В. по доверенности N 2491/01 от 16.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2021 по делу N А32-5106/2021
по исковому заявлению администрации муниципального образования город Краснодар; департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар
к обществу с ограниченной ответственностью "КраснодарФинСтрой" (ИНН 2308103250, ОГРН 1042303711020)
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Союз Строй" (ИНН 2311235545, ОГРН 1172375032884); департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края; акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890); Синявского Анатолия Григорьевича; общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "ИНСИТИ" (ИНН 2311146140, ОГРН 1122311005398)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КраснодарФинСтрой" (далее - ООО "КраснодарФинСтрой", общество) о взыскании в пользу администрации денежных средств в размере 135 893 084,57 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Союз Строй"; департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края; акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"; Синявский Анатолий Григорьевич; общество с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик "ИНСИТИ".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что объект незавершенного строительства правомерно находился в реестре проблемных объектов и соответствовал требованиям пункта 5 Порядка обеспечения участия муниципального образования город Краснодар в отборе муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидии из бюджета Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по созданию условий для жилищного строительства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности, утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от 20.09.2019 N 4171 (далее - Порядок участия в отборе). ООО "КраснодарФинСтрой" не является получателем субсидии, субсидия была использована получателем субсидии по целевому назначению, и как следствие, основания для взыскания неосновательного обогащения либо возврата субсидии отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что между администрацией, ООО "КраснодарФинСтрой" в лице конкурсного управляющего Константинова В.В. и ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" заключены соглашения о взаимодействии от 18.06.2019 и от 23.10.2019. Предметом настоящих соглашений является взаимодействие сторон, осуществляемое в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства - ЖК "Форт Карасун". На основании предоставленных ООО "Союз Строй" документов из бюджета предоставлена субсидия на 2019 год в общем размере 135 893 084,57 рубля. В настоящее время ЖК "Форт Карасун" завершен строительством, выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2019 N 23-435140-В-2019. Администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что ООО "КраснодарФинСтрой" могло завершить строительство объекта за счет собственных и иных привлеченных (кредитных) средств и исполнить обязательства перед участниками долевого строительства вышеуказанного объекта, без получения денежных средств за счет выданной субсидии либо получением субсидии в меньшем размере. Реализация указанного имущества могла рассматриваться как источник поступлений для целей завершения строительства недостроенного объекта, а также осуществления расчетов с кредиторами по денежным требованиям. В результате недобросовестного поведения ООО "КраснодарФинСтрой" предоставлены и использованы субсидированные средства на завершение строительства указанных объектов, в то время как при надлежащем использовании имеющихся финансовых источников ООО "КраснодарФинСтрой" могло завершить его строительство и удовлетворить требования участников долевого строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда отменить.
АО "Россельхозбанк" и Синявский А.Г. в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации просил решение суда отменить, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в целях реализации дополнительных мер по защите прав пострадавших участников строительства в рамках реализации Закона Краснодарского края от 2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края", в период 2019-2020 годы муниципальному образованию город Краснодар из бюджета Краснодарского края выделены субсидии на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для жилищного строительства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности.
В целях осуществления завершения строительства проблемных объектов высокой степени готовности "многоэтажный жилой дом литер "2" со встроенно-пристроенными помещениями (3 этап строительства - корпус 2/3, 3-хсекционный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Сормовская, 208 (далее - ЖК "Форт Карасун") между администрацией и ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" заключено соглашение о взаимодействии от 22.04.2019 (далее - Соглашение от 25.09.2019), которым выражена готовность сторон к сотрудничеству по вопросу.
Впоследствии между администрацией, ООО "КраснодарФинСтрой" в лице конкурсного управляющего Константинова Владимира Владимировича и ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" заключены соглашения о взаимодействии от 18.06.2019 и от 23.10.2019. Предметом соглашений является взаимодействие сторон, осуществляемое в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства - ЖК "Форт Карасун".
ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ", имея намерение принять на себя обязательства по обеспечению прав пострадавших участников строительства на квартиры, в целях получения заключения об объемах финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта ЖК "Форт Карасун", обратилось в департамент строительства Краснодарского края.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" департаментом строительства Краснодарского края вынесено заключение от 20.09.2019 N 1 "Об объемах финансирования, необходимого для завершения строительства проблемного объекта", согласно которому комплектность документов, а также полнота и соответствие текстовых документов нормативным актам, которые в совокупности определяют дальнейшую возможность решения проблем дольщиков, соответствуют требованиям Приказа N 10.
В целях включения проблемного объекта ЖК "Форт Карасун" для участия в отборе с соответствующими заявлениями от 23.09.2019 в департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар обратилось ООО "Союз Строй" с приложением документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка участия в отборе.
23.09.2020 в адрес главы муниципального образования город Краснодар поступило обращение конкурсного управляющего "КраснодарФинСтрой" об оказании содействия в завершении строительства проблемного объекта - ЖК "Форт Карасун".
Во исполнение соглашения от 23.10.2019 между ООО "КраснодарФинСтрой" и ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" заключен договор от 23.10.2019 на выполнение ООО "Специализированный застройщик "ИНСИТИ" функций Технического заказчика и осуществление строительного контроля объекта ЖК "Форт Карасун".
27.11.2019 ООО "Союз Строй" в департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар (уполномоченный орган по предоставлению субсидий) направлено соответствующее заявление о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства ЖК "Форт Карасун" с приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с выполнением работ, оказанием услуг по завершению строительства проблемных объектов высокой степени готовности, постановлением администрации МО город Краснодар от 20.09.2019 N 4171 (далее - Порядок предоставления субсидий).
На основании предоставленных ООО "Союз Строй" документов из бюджета предоставлена субсидия на 2019 год в общем размере 135 893 084,57 рубля. Согласно реестру платежных документов и платежным поручениям от 11.12.2019 N 538781 и N 538782 денежные средства перечислены на счет ООО "СоюзСтрой".
В настоящее время ЖК "Форт Карасун" завершен строительством, выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2019 N 23-435140-В-2019.
Решением от 05.04.2019 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20367/2018 ООО "КраснодарФинСтрой" признано банкротом, введена применяемая в деле о банкротстве процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Константинов Владимир Владимирович.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) установлено, что согласно материалам инвентаризации ООО "КраснодарФинСтрой" на момент введения конкурсного производства у ООО "КраснодарФинСтрой" имеется имущество - объекты недвижимости, в том числе земельный участок площадью 15 956 кв. м, кадастровый N 23:26:0401001:2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Григорьевская.
Согласно выписке из ЕГРН в собственности ООО "КраснодарФинСтрой" также имеется имущество: объекты недвижимости, а именно: помещение, жилое, площадью 64,6 кв. м, кадастровый N 23:43:0414011:685, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Сормовская, д. 204/7, кв. 4, жилое помещение площадью 58,0 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0414011:3273, расположенное по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Сормовская, д. 208, корпус 1, кв. 1, земельный участок площадью 129000,00 кв. м, с кадастровым номером 23:26:0401001:31 расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст-ца Григорьевская. Указанные объекты недвижимости не обременены правами третьих лиц.
Администрация муниципального образования город Краснодар пришла к выводу, что ООО "КраснодарФинСтрой" могло завершить строительство проблемного объекта ЖК "Форт Карасун" за счет собственных и иных привлеченных (кредитных) средств и исполнить обязательства перед участниками долевого строительства вышеуказанного объекта, без получения денежных средств за счет выданной субсидии. Реализация указанного имущества, по мнению истцов, могла рассматриваться как источник поступлений для целей завершения строительства недостроенного объекта, а также осуществления расчетов с кредиторами по денежным требованиям.
Администрацией муниципального образования город Краснодар в адрес конкурсного управляющего ООО "КраснодарФинСтрой" направлено претензионное письмо от 26.11.2020 N 1808/02 о возврате в бюджет муниципального образования город Краснодар денежных средств в объеме субсидий, предоставленных на выполнение работ, оказание услуг по завершению строительства проблемного объекта высокой степени готовности ЖК "Форт Карасун" в размере 135 893 084 рубля 57 копеек. Данное письмо оставлено без ответа, требование - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в пункте 32 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), В случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 и 1107 ГК РФ.
Закон Краснодарского края от 2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края", устанавливает меры поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, и их объединений, а также инвесторов, обеспечивающих права указанных лиц на жилые помещения.
Из Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" следует, что субсидия затрагивает бюджетные правоотношения, является не доходом, а помощью для обеспечения прав пострадавших участников строительства.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - проблемные объекты).
Как следует из материалов дела, наличие нарушений при подаче документов не выявлено, субсидия использована по целевому назначению, строительство завершено, выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Нормативные документы по предоставлению поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов не ставят в зависимость возможность получения субсидии и наличие/отсутствие имущества или денежных средств у застройщика, не предусматривают обязанность застройщика сообщать кому-либо сведения о наличии имущества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2019 по делу N А32-20367/2018 ООО "КраснодарФинСтрой" признано банкротом, введена применяемая в деле о банкротстве процедура конкурсного производства.
Таким образом, с учетом положений Закона N 214-ФЗ спорный объект строительства соответствовал критерию проблемного объекта.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) установлено, что согласно материалам инвентаризации ООО "КраснодарФинСтрой" на момент введения конкурсного производства у ООО "КраснодарФинСтрой" имеется имущество.
При этом, информация об инвентаризации имущества ООО "КраснодарФинСтрой" опубликована в открытом источнике ЕФРСБ сообщением от 16.09.2019 N 4171220, в связи сведения о наличии объектов недвижимости в собственности должника ООО "КраснодарФинСтрой" были доступны.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что за счет стоимости выявленного имущества, принадлежащего должнику, возможно было покрыть расходы на окончание строительства, так как стоимость указанного имущества, по данным конкурсного управляющего, составляет 2 382 637,96 рублей.
Учитывая вышеизложенное, в том числе, наличие основания для предоставления субсидии, ООО "КраснодарФинСтрой" не является получателем субсидии, субсидия была использована получателем субсидии по целевому назначению, основания для взыскания неосновательного обогащения либо возврата субсидии отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.
Из приведенной нормы гражданского законодательства Российской Федерации следует, что иск о взыскании неосновательного обогащения может быть удовлетворен в случае получения денежных средств или их сбережения ответчиком в отсутствие предусмотренных в пункте 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований.
Целью Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" является социальная поддержка граждан, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов, перед которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края.
Таким образом, субсидия выдана не в целях поддержки предприятия ООО "КраснодарФинСтрой", а в целях реализации права граждан на жилье. Данная цель была достигнута, проблемный объект достроен, квартиры переданы участникам долевого строительства.
При изложенных обстоятельствах по делу заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-5106/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5106/2021
Истец: Администрация МО Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Артемасова С П, Департамент строительства Администрации МО г Краснодар, Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО Конкурсный управляющий "Краснодарфинстрой" Константинов В.В., ООО "КраснодарФинСтрой"
Третье лицо: АО РОССЕЛЬХОЗБАНК, АО "Российский Сельскохозяйственный банк", Департамент по надзору в строительной сфере КК, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ООО КРАСНОДАРФИНСТРОЙ, ООО Союз Строй, ООО "Союзстрой", ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ИНСИТИ, Синявский А.Г., СИНЯВСКИЙ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ