г. Челябинск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А76-4220/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания Челябинск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 июля 2021 г. по делу N А76-4220/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общество с ограниченной ответственностью "Гастроном N 5 "Лазурит" - Худякова Н.А. (доверенность б/н от 01.03.2018, диплом).
Акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания Челябинск" (далее - истец, АО "УСТЭК-Челябинск") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гастроном N 5 "Лазурит" (далее - ответчик, ООО "Гастроном N 5 "Лазурит") о взыскании суммы основного долга в размере 66 820 руб. 75 коп., в том числе суммы основного долга в размере 65 423 руб. 90 коп., неустойки за период с 13.01.2020 по 05.04.2020 в размере 1 396 руб. 85 коп. (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 09.11.2020 и от 08.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮжУралЖКХ" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 16.08.2021) в удовлетворении исковых требований отказано, также судебным актом распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе АО "УСТЭК-Челябинск" просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования истца удовлетворить в полном объеме. По утверждению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что подвал ответчика является неотапливаемым, карточка технической инвентаризации от 1968 года на многоквартирный дом по ул. Цвиллинга, д. 83 не может рассматриваться в качестве доказательства по рассматриваемому делу
Предоставленный технический паспорт от 04.02.2019 на нежилое помещение N 3, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 83, оформленный кадастровым инженером Сипкиным М.Н., не соответствует нормам действующего законодательства
Также указывает, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного в помещениях многоквартирного дома, отапливаемого в целом, как единый объект.
Таким образом, оплата за отопление в нежилом помещении ООО Гастроном N 5 "Лазурит" должна включать в себя теплоснабжение собственного помещения (от системы отопления помещений, стояков внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома, а также от ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытий и стен не только помещений мест общего использования, но и граничащих с помещениями потребителя соседних жилых и нежилых помещений, не являющихся общим имуществом, и через которые в это помещение поступает теплота) и теплоснабжение помещений общего имущества многоквартирного дома (доли, приходящейся на нежилые помещения ООО Гастроном N 5 "Лазурит").
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, в соответствии с отзывом на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание своих представителей не направили.
С учетом мнения представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "УТСК" (теплоснабжающая организация) и ООО "Гастроном N 5 "Лазурит" (потребитель) заключен договор (теплоснабжение) с юридическими лицами N Т-516342 (теплоноситель в горячей воде) от 23.05.2017, по условиям которого истец (теплоснабжающая организация, ТСО) обязался подавать ответчику (потребителю) тепловую энергию и теплоноситель на объекты потребителя, указанные в приложении N1.1 к договору, в объеме, с качеством, определенными условиями договора, а потребитель обязался принимать тепловую энергию и возвращать теплоноситель, соблюдать режим потребления, оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя по договору (пункт 1.1 договора).
В разделе 3 договора согласованы права и обязанности потребителя, в том числе обязанность оплачивать тепловую энергию за расчетный период; вести учет потребляемой тепловой энергии и объема невозвращенного теплоносителя приборным методом и ежемесячно предоставлять до 25 числа текущего месяца в ТСО на бумажной носителе отчет о потреблении тепловой энергии.
В разделе 5 договора согласованы условия учета потребленной тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 5.1. договора определение количества тепловой энергии и теплоносителя, полученных потребителем осуществляются на основании показаний прибора учета потребителя.
В разделе 6 договора согласованы условия о тарифах.
В силу пункта 7.1 договора расчетный период для расчета за тепловую энергию и теплоноситель устанавливается равным календарному месяцу.
Сторонами согласовано, что договор заключен на срок по 31.12.2018 и вступает в силу с момента его подписания и подписания всех приложений к нему. Взаимоотношения сторон в период с 01.01.2018 до момента заключения договора регулируются условиями настоящего договора.
Согласно приложению N 1.1. к договору сторонами согласован объект поставки тепловой энергии - нежилое помещение Магазин "Лазурит" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д.83 (далее - спорное нежилое помещение), принадлежащий ответчику на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.03.2021.
Истец является правопреемником АО "УТСК" по вышеуказанному договору на основании договора о передаче прав и обязанностей АО "УСТЭК-Челябинск" с 01.01.2019, уведомления о замене стороны.
В ноябре 2019 года во исполнение обязательств по договору истец поставил тепловую энергию в помещение ответчика.
Согласно копии технического паспорта первичной инвентаризации, составленного по состоянию на 1968 год (на дату постройки многоквартирного дома (далее - МКД)), помещение подвала N 3 является неотапливаемым, в нем отсутствует центральное отопление, а также водоснабжение и иные коммуникации (в графе "отопление" (Раздел "Благоустройство здания") указана лишь общая площадь жилых помещений).
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение N 3, расположенное в подвале жилого дома, указано на отсутствие системы отопления в данном помещении (графы "вид отопления" и "особые отметки" в разделе 2 технического паспорта).
Согласно техническим условиям от 19.11.2001 N 118/01р система отопления всего магазина ответчика является выделенной от системы отопления МКД. В листе 3 "Схема разводящих сетей по подвалу магазина" указано на отсутствие радиаторов отопления. В проекте указана только изометрия нижней разводки к радиаторам отопления на первом этаже.
По договору подряда от 03.06.2018 и акту к нему от 18.06.2018, заключенного между обществом "Гастроном N 5 "Лазурит" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью ПКФ "БАЗИС" (подрядчик), подрядчик обязуется в установленный договором срок по заданию заказчика выполнить работы по оборудованию теплоизоляционной конструкции, состоящей из нескольких слоев теплоизоляционного материала, защитно-покровного слоя и элементов крепления на трубопроводах общедомовой системы отопления, стояках отопления, промежуточных трубах и трубопроводах заказчика в подвальном помещении.
Согласно акту осмотра помещения от 13.08.2019, составленному ответчиком с истцом, все трубопроводы заизолированы, приборов отопления в подвале нет.
Актом от 02.10.2019 составленным с участием представителей истца и ответчика, произведено обследование подвального помещения ответчика, в котором указано, что нежилое помещение ответчика запитано от отдельной врезки на нужды отопления до индивидуальных тепловых пунктов (далее - ИТП) МКД, узел учета на данной врезке установлен, введен в эксплуатацию и учитывает потребление тепловой энергии на нужды отопления и ГВС, ГВС подключено от собственного бойлера, все трубопроводы заизолированы, приборов отопления в подвале нет.
Согласно акту осмотра помещения от 26.02.2020, составленному ответчиком совместно с управляющей компанией, общедомовые стояки заизолированы, общедомовых приборов отопления не выявлено.
Согласно акту повторного допуска от 23.07.2015 установлено, что узел учета тепловой энергии соответствует требованиям, и МУП "ЧКТС" разрешает эксплуатацию узла учета и опломбирует его с 23.07.2015 по 01.07.2019.
В соответствии с актом готовности систем теплопотребления от 03.06.2019 узел учета тепловой энергии ООО "Гастроном N 5 "Лазурит" произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии абонента, по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д.83, которым установлено соответствие узла учета тепловой энергии требованиям "Правил учета тепловой энергии", поверка вычислителя Multidata SI заводской номер 21296097 действительна до 14.05.2023, поверка расходомера заводской номер 41950836 действительна до до 14.05.2023.
В соответствии с актом готовности систем теплопотребления от 2019 года, составленного АО "УСТЭК-Челябинск", в помещении установлены приборы учета, дата поверки 14.05.2019 по 13.05.2023.
Истец произвел расчет количества поставленного ресурса и его стоимости, выставил на оплату счета-фактуры на общую сумму 95 144 руб. 90 коп.
Претензией N 16850 от 19.12.2019 истец обратился к ответчику с требованием об оплате задолженности за тепловую энергию за период ноябрь 2019 года (т.1 л.д.12-17).
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной тепловой энергии в полном объеме, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Как следует из материалов дела, исковые требования обусловлены взысканием задолженности и пени за нарушение срока оплаты полученной тепловой энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109), тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/83 от 20.12.2018 установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый АО "УСТЭК-Челябинск" на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа на период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/85 от 20.12.2018 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО "УСТЭК-Челябинск" на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 90/13 от 29.12.2018 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.06.2018 N 35/1, которым установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО "УСТЭК-Челябинск" населению Челябинского городского округа.
Расчеты стоимости тепловой энергии, производились истцом в соответствии с установленными тарифами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорное нежилое помещение расположено на первом этаже и в подвале многоквартирного дома 83 по ул. Цвиллинга в городе Челябинске, и является встроенно-пристроенным, имеет горизонтальную разводку систему отопления. В многоквартирном доме, в котором расположено спорное нежилое помещение отсутствует коллективный прибор учета тепловой энергии, что сторонами не оспаривается.
По подвалу МКД по полу проходят трубопроводы общедомовой системы отопления, закрытые в короба (диаметр трубопровода определить не представляется возможным), стояки общедомовой системы отопления D-20mm, L-2,268m, количество 28 шт. и D-20mm, L-3,894m, количество 2 шт., разводящая магистраль ГВС МКД, разводящая магистраль системы отопления и трубопровод ГВС обследуемого помещения 000 "Гастроном N 5 "Лазурит"". Трубопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу, заизолированы энергофлексом. Приборов отопления (радиаторов и т.п.) в подвале нет.
Доводы об ошибочности вывода суда первой инстанции, что подвал ответчика является неотапливаемым, так как невозможно установить фактические данные по карточке технической инвентаризации от 1968 года на многоквартирный дом по ул. Цвиллинга дом 83, а представленный технический паспорт от 04.02.2019 на нежилое помещение N 3, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 83, оформленный кадастровым инженером Сипкиным М.Н., не соответствует нормам действующего законодательства, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как следует из пояснений ответчика, нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности изначально было построено со специальным назначением "магазин".
В материалах дела имеется технический паспорт, полученный в ОГУП "ОблЦТИ" на момент первичной инвентаризации многоквартирного дома по состоянию на 1968 год.
В соответствии с представленным в материалы дела техническим паспортом на МКД 1968 года постройки, принадлежащее ответчику нежилое подвальное помещение является неотапливаемым, в нем отсутствуют центральное отопление, а также водоснабжение и иные коммуникации.
Порядок переустройства инженерных сетей многоквартирного дома определен в главе 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что сведения об отапливаемости или неотапливаемости помещения указываются в технической документации на многоквартирный дом.
В случае переноса сетей, кадастровым инженером в технический паспорт вносятся соответствующие изменения.
Перечень документов, которые входят в состав технической документации МКД, определён в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Документами технического учета жилищного фонда являются технический паспорт на дом, технический паспорт помещения, согласно приложениям N 12, 13 к Приказу Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".
Техническая инвентаризация объектов жилого фонда (или нежилых помещений) может быть подразделена на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта жилого фонда (или нежилого помещения) (при переустройстве и перепланировке помещения в МКД (статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации)).
Бюро технической инвентаризации (далее - БТИ) осуществляет технический учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, а именно:
- техническую инвентаризацию жилищного фонда;
- оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
- информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (пункт 7 Положения о государственном учете жилищного фонда, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301).
Согласно пункту 14 указанного Положения, БТИ хранит архивную документацию в отношении объектов недвижимости. Так, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ.
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Новых сведений, необходимых для внесения в ЕГРН в отношении подвала кадастровым инженером не было выявлено, в этой связи, как следует из пояснений ответчика, такой документ в Росреестр не представлялся, однако документ сформирован, и по запросу истца, в случае его заявления мог быть предоставлен на обозрение на судебные заседания.
Также ответчик в материалы дела приобщил проект на установку пункта учета тепловой энергии, по состоянию на 2002 год, согласованный с Челябинскими тепловыми сетями.
В соответствии с техническими условиями N 118/01р от 19.11.2001 система отопления ООО "Гастроном N 5 "Лазурит" является выделенной от системы отопления многоквартирного дома.
В соответствии с листом 2 "План первого этажа магазина с отопительными приборами, на первом этаже отражено размещение радиаторов отопления и конвекторов.
В соответствии с листом 3 "Схема разводящих сетей по подвалу магазина" в подвальном помещении нет радиаторов отопления. В проекте указана только изометрия нижней разводки к радиаторам отопления на первом этаже.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству (Проектирование тепловой защиты зданий) СП 23-101-2004 от 26.03.2004 (пункты 4.4, 4.5 Приложения Б):
холодный подвал - подвал, в котором отсутствуют источники тепловыделения и пространство которого сообщается с наружным воздухом,
отапливаемый подвал - подвал, в котором предусматриваются отопительные приборы для поддержания заданной температуры.
Таким образом, судом первой инстанции сделаны верные выводы, что предоставленные документы в материалы дела свидетельствуют о том, что помещение подвала изначально является неотапливаемым.
Истец в опровержение доводов ответчика никаких доказательств в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил.
Истцом произведен расчет задолженности за поставленную тепловую энергию в воде за период ноябрь 2019 года в спорное нежилое помещение на общую сумму 95 144 руб. 90 коп. с учетом НДС.
При этом расчет объема тепловой энергии произведен истцом с учетом показаний ИПУ ответчика и тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанной в соответствии с пунктом 3(3) приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил N 354), по формуле 2(5). По вышеуказанному расчету истца объем тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, в ноябре 2019 в спорном помещении составляет 4,2453 Гкал.
Ответчиком представлен контррасчет объема тепловой энергии за спорный период ноябрь 2019 года, согласно которому объем тепловой энергии, потребленный на общедомовые нужды определен по формуле 2(3) согласно пунктам 42(1) и 43 Правил, и согласно которому объем тепловой энергии потребленной на общедомовые нужды, в ноябре 2019 в спорном помещении составляет 4,1855989 Гкал.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В силу пункта 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В силу пункта 2 Правил N 354 потребителем коммунальных услуг признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как следует из абзаца 3 пункту 6 Правил N 354, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац 2 пункт 13 названных Правил).
На основании изложенного к отношениям сторон по поставке тепловой энергии, в том числе по осуществлению расчетов за нее, подлежат применению Правила N 354. В соответствии с пунктом 40 указанных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 Правил N 354.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Нормой пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно пунктам 80, 81 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Исходя из установленного приоритета учетного способа определения объема поставленных и подлежащих оплате энергоресурсов, основанного на измерении приборами учета, наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного индивидуального прибора учета предполагает необходимость исчисления количества потребленной тепловой энергии, используя показания такого прибора, вне зависимости от наличия либо отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета.
Кроме того, в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П указал на необходимость поощрения добросовестного, законопослушного поведения собственников и пользователей помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, выражающегося в обеспечении их сохранности, своевременной замене и надлежащей эксплуатации.
В связи с изложенным, в условиях наличия узла учета тепловой энергии и отсутствия в МКД ОПУ, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем обязательств ответчика в части ОДН может быть определен расчетным способом.
Апелляционная жалобы содержит доводы о том, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного в помещениях многоквартирного дома, отапливаемого в целом, как единый объект.
Таким образом, оплата за отопление в нежилом помещении ООО Гастроном N 5 "Лазурит" должна включать в себя теплоснабжение собственного помещения (от системы отопления помещений + от стояков внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома + от ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытий и стен не только помещений мест общего использования, но и граничащих с помещениями потребителя соседних жилых и нежилых помещений, не являющихся общим имуществом, и через которые в это помещение поступает теплота) и теплоснабжение помещений общего имущества многоквартирного дома (доли, приходящейся на нежилые помещения ООО Гастроном N 5 "Лазурит").
Указанные доводы судом апелляционной инстанции подлежат отклонению в силу следующего.
Спорное нежилое помещение имеет горизонтальную разводку системы отопления, расчет платы ОДН ответчиком произведен исходя из всей площади общих помещений - 318,7 кв.м. Указанная площадь взята из расчета истца и соответствует данным предоставленным управляющей компанией. Трубопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу, заизолированы.
Определяя количество потребленного ресурса, истец по сути заявляет, что ИПУ ответчика не может быть принят в качестве расчетного, не представляя в подтверждении к тому относимых и допустимых доказательств, подтверждающих неработоспособность прибора учета, и как следствие, пороков в исчислении им потребленного ресурса
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 309-ЭС19-18164 по делу N А34-3177/2018, применение пункта 42 (1) Правил возможно при одновременном отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, отсутствие только коллективных (общедомовых) приборов учета не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги по нормативу потребления без принятия показаний индивидуальных приборов учета.
Проверка для истца фактического потребления ответчика не влечет для него каких-либо затруднений, так как в ведомости учета тепловой энергии ответчика в каждом расчетном периоде вносятся данные по количеству тепловой энергии предыдущего месяца и данные по количеству тепловой энергии текущего месяца, что позволяет достоверно установить фактическое потребление ответчика за любой период, взяв соответствующие показания на любой начальный месяц расчета и показания на любой текущий месяц окончания расчета, установить общее количество потребления истца за такой период и сравнив его с предоставленными показаниями за каждый месяц за тот же период, установить фактический объем обязательств ответчика и достоверность переданных им сведений о потреблении.
Основания для применения определения объема обязательств ответчика перед истцом расчетным способом по нормативу, отсутствуют, так как указанный способ расчета, даже с учетом необходимости определения объема обязательств ответчика перед истцом по ОДН, не позволяет учитывать показания ИПУ.
Указанная ответчиком математическая модель расчета отпущенного ресурса не противоречит законодательству в области теплоэнергетики, Жилищному кодексу Российской Федерации, не умаляет интересы собственников МКД, поскольку не возлагает на них дополнительной обязанности по оплате расходов на ОДН, возложенной на ответчика как на собственника недвижимого имущества, не нарушает прав ответчика, установившего индивидуальный прибор учета, и может позволить определить количество отпущенного ответчику ресурса в отсутствие ОДПУ, с учетом показаний индивидуального прибора учета ответчика, а также определить количество потребленного ресурса, по оплате ОДН.
В соответствии с пунктом 2 (3) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2 (3):
с использованием следующих величин: vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2 (5); si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством российской федерации; n т - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; tт - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что плата за тепловую энергию на отопление спорного нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме 83 по ул. Цвиллинга в городе Челябинске, рассчитывается в соответствии с формулой 2 (3), в связи с чем, правомерно отклонен расчет истца и принят контррасчет объема тепловой энергии ответчика за ноябрь 2019 года в объеме 4,1855989 Гкал на сумму 6 799 руб. 71 коп. (4,1855989 Гкал *1 624 руб. 55 коп. =6 799 руб. 71 коп.).
Как следует из материалов дела, что по акту повторного ввода узла учета тепловой энергии N 782/1320 от 03.06.2019 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", "узел учета" - это техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что спорные нежилые помещения, обладают признаками единого комплекса, имеют общую инженерную инфраструктуру в виде системы отопления, не связанной с системой отопления МКД, в котором они расположены. Истцом не доказано, что имеется возможность установки отдельного прибора учета на каждое помещение без реконструкции самой системы отопления нежилых помещений. Прибор учета, установленный на два нежилых помещения, введен в эксплуатацию надлежащим образом, срок его поверки на момент спорного периода теплоснабжения помещений не истек.
При установке прибора учета на несколько объектов теплоснабжения, принадлежащих разным лицам, количество потребленной тепловой энергии (теплоносителя) каждым из указанных лиц определяется исходя из показаний прибора учета пропорционально мощности теплопринимающего устройства объектов теплоснабжения каждого из этих лиц, а при невозможности определения мощности - пропорционально площади помещений их объектов теплоснабжения, если иное не установлено соглашением между ними.
Таким образом, показания установленного в помещении ответчика узла учета тепловой энергии должны быть приняты к расчету теплоснабжающей организацией, каких-либо иных правовых оснований не принимать такие показания узла учета ответчика истцом не представлено.
Факт потребления тепловой энергии подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
В этой связи ответчиком произведена оплата за тепловую энергию за период ноябрь 2019 года на общую сумму 35 999 руб. 81 коп., в том числе за тепловую энергию, потребленную на общедомовые нужды, в размере 6 887 руб. 81 коп. платежными поручениями N 1579 от 11.12.2019 на сумму 29 112 рублей, N 1863 от 03.11.2020 на сумму 5 387 руб., N 95 от 10.03.2021 на сумму 1 500 руб. 81 коп.
Принимая во внимание контррасчет ответчика и факт погашения ответчиком задолженности за тепловую энергию за ноябрь 2019 года в соответствии с его расчетом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о взыскания задолженности за тепловую энергию за ноябрь 2019 года не имеется.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки за несвоевременную оплату за тепловую энергию за период с 13.01.2020 по 05.04.2020 в размере 1 396 руб. 85 коп.
Согласно пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно указанным выше положениям, ООО "Гастроном N 5 "Лазурит" должно было оплатить тепловую энергию за ноябрь 2019 года до 10.12.2019.
Ответчиком представлен контррасчет пени, исходя из суммы долга 35 912 руб. 28 коп. за период с 11.12.2019 по 10.03.2021 с учетом произведенной ответчиком оплаты, согласно которому размер пени в составляет 154 руб. 33 коп.
Ответчиком произведена оплата пени на общую сумму 822 руб. 48 коп. платежными поручениями N 96 от 10.03.2021 на сумму 802 руб. 03 коп., N 1772 от 09.07.2020 на сумму 20 руб. 15 коп.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку ко дню вынесения решения задолженность и пени оплачены ответчиком в полном объёме.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "УСТЭК-Челябинск" - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 июля 2021 г. по делу N А76-4220/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4220/2020
Истец: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: ООО "Гастроном N 5 "Лазурит"
Третье лицо: КУИЗО Г.Челябинска, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЮЖУРАЛЖКХ"