г. Владимир |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А43-23607/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОРУС АвтоТранс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.05.2021 по делу N А43-23607/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛОРУС АвтоТранс" (ОГРН 5177746147761, ИНН 7703436058) к обществу с ограниченной ответственностью "АЛИДИ-НОРД" (ОГРН 1064703074611, ИНН 4703090157) о взыскании 201 922 руб. 34 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛОРУС АвтоТранс" (далее - ООО "ЛОРУС АвтоТранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АЛИДИ-НОРД" (далее - ООО "АЛИДИ-НОРД") о взыскании задолженности по договорам перевозки автомобильным транспортом по территории Российской Федерации от 01.02.2019 N СПБ201900045 и от 19.09.2019 N КдР201900215 в размере 85 925,53 руб., неустойки в размере 3615,75 руб. (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 18.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель считает, что ответчиком не представлены документы, подтверждающие причинение убытков в результате несохранной перевозки. Истец считает, что в данном случае имеет место быть отсутствие вины и недоказанность правового состава гражданского-правовой ответственности в виде убытков.
Апеллянт сослался на ч.1 ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункты 79, 80, 81, 86 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Кроме того, указанная в заявлении о зачете встречных требований сумма в размере 13 631 руб. 20 коп. не была заявлена в претензии, в связи с чем данное требование подлежит оставлению без рассмотрения.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "АЛИДИ-НОРД" (заказчик) и ООО "ЛОРУС АвтоТранс" (исполнитель) заключен договор перевозки автомобильным транспортом по территории Российской Федерации от 01.02.2019 N СПБ201900045, в соответствии с которым заказчик поручает на основании заявки (форма заявки - Приложение N 1 к настоящему договору), а исполнитель принимает на себя организацию перевозки грузов в городском, пригородном и междугородних автомобильных сообщениях. Исполнитель обязуется принимать грузы к перевозке в сроки, установленные заявкой и доставить вверенный исполнителю заказчиком груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а заказчик обязуется предъявлять к перевозке грузы в установленном объеме и оплатить за перевоз груза согласованную сторонами настоящего договора плату.
Также между ООО "АЛИДИ-НОРД" (заказчик) и ООО "ЛОРУС АвтоТранс" (исполнитель) заключен договор перевозки автомобильным транспортом по территории Российской Федерации от 19.09.2019 N КДР201900215, в соответствии с которым заказчик поручает на основании заявки (форма заявки - Приложение N 1 к настоящему договору), а исполнитель принимает на себя организацию перевозки грузов в городском, пригородном и междугородних автомобильных сообщениях. Исполнитель обязуется принимать грузы к перевозке в сроки, установленные заявкой и доставить вверенный исполнителю заказчиком груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а заказчик обязуется предъявлять к перевозке грузы в установленном объеме и оплатить за перевоз груза согласованную сторонами настоящего договора плату.
Согласно пункту 1.2 договоров наименование груза и его характеристики, количество мест, вес и объем груза, его объявленная стоимость, адрес подачи автотранспорта под загрузку и выгрузку, грузополучатели, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, дата и время начала погрузки, а также все иные необходимые сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются заказчиком в заявке.
Из пункта 1.4 договоров на каждую перевозку оформляется заявка, которая подписывается уполномоченным лицом заказчика и передается исполнителю по факсимильной связи или посредством электронной почты.
Заказчик в рамках настоящего договора гарантирует, что он является владельцем груза либо уполномоченным лицом владельца груза, иным образом вправе на законном основании уполномочен принять и принимает условия данного договора не только в отношении себя, но и также как уполномоченное лицо владельца груза (пункт 1.6 договоров).
Согласно пункт 2.3 договора от 01.02.2019 N СПБ201900045 исполнитель обязан в течение 1 (Одного) рабочего часа с момента получения заявки на перевозку груза сообщить о своем согласии или несогласии выполнить перевозку на предложенных в заявке условиях. В случае своего согласия исполнитель сообщает государственные регистрационные номера транспортных средств (далее ТС), фамилии водителей, заверяет заявку на перевозку своей печатью и подписью и возвращает ее заказчику по факсу или посредством электронной почты. В случае если исполнитель не выполнил вышеуказанные действия в течение 2 часов с момента получения заявки, заявка считается одновременно принятой и неисполненной перевозчиком, что приравнивается к неподаче ТС.
Согласно пункту 2.3 договора от 19.09.2019 N КДР201900215 исполнитель обязан в течение 1 (Одного) рабочего часа с момента получения заявки на перевозку груза сообщить о своем согласии или несогласии выполнить перевозку на предложенных в заявке условиях. В случае своего согласия исполнитель сообщает государственные регистрационные номера транспортных средств (далее ТС), фамилии водителей, заверяет заявку на перевозку своей печатью и подписью и возвращает ее заказчику по факсу или посредством электронной почты. В случае если Исполнитель не выполнил вышеуказанные действия в течение 2 часов с момента получения Заявки, заявка считается одновременно принятой и неисполненной Перевозчиком, что приравнивается к неподаче ТС.
В ходе исполнения договора составляются следующие документы: транспортная накладная, сводная товарная накладная, маршрутный лист (пункты 3.1-3.3 договоров).
Как видно из пункта 3.5 договоров исполнитель обязан выдать водителю транспортного средства, предоставляемого заказчику для осуществления перевозки, доверенность, оформленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и по форме указанной в Приложении N 4 к настоящему договору, с указанием паспортных данных водителя и сведений, идентифицирующих транспортное средство, в которой водителю предоставлены полномочия на: принятие и выдачу груза в соответствии со сведениями, указанными в ТН; проверку соответствия общего количества и качества груза транспортным документам; проверку качества упаковки груза; проверку отсутствия видимых повреждений груза; проверку соответствия укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сохранности груза и полномочия требовать их устранения; подписание от имени исполнителя товарно-сопроводительных документов, в том числе ТН; проставление от имени исполнителя отметок в ТН, связанных с надлежащим или ненадлежащим исполнением договора перевозки; участие в составлении актов с участием заказчика (грузоотправителя, грузополучателя), связанных с надлежащим или ненадлежащим исполнением договора перевозки, а также подписание указанных актов от имени исполнителя.
При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, водитель незамедлительно ставит в известность об этом заказчика и требует устранения проблемы. При выгрузке и обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, производится проверка груза в поврежденных местах по ТН, Товарным накладным со вскрытием поврежденных мест, с составлением соответствующего акта с участием водителя исполнителя (пункт 4.8 договоров).
Согласно пункту 4.9 договоров, если при принятии груза к перевозке, водитель исполнителя не сделал в ТН никаких записей (оговорок) в п. 12 "Оговорки и замечания перевозчика", груз считается принятым к перевозке в качественном состоянии, целым, в указанном Заказчиком количестве, в момент подписания сторонами товарно-сопроводительных документов.
В случае порчи, недостачи или утраты груза по вине Исполнителя, водитель Исполнителя обязан заверить данный факт в ТН и соответствующем акте, составленном Заказчиком (грузополучателем). В случае отказа водителя Исполнителя от подписи, в акте и/или ТТН, и/или ТН делается соответствующая отметка об отказе от подписи и заверяется подписью Грузополучателя (Заказчика). Такой Акт, отметки в ТН имеют полную юридическую силу (пункт 4.11 договоров).
Исполнитель ответственен за не сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Исполнитель не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело (пункт 8.1.1 договоров).
Из пункта 8.2.2. договоров следует, что за ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, и возмещается исполнителем в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Заказчик вправе, с соблюдением положений раздела 9 настоящего договора, удержать суммы, указанные в настоящем пункте, а также в пунктах 6.1.13, 8.2.3, из денежных средств, подлежащих оплате Исполнителю за оказанные им услуги.
Раздел 9 договора предусматривает обязательность направления письменной претензии.
Согласно пунктам 9.6 и 9.7 договоров в случае удовлетворения претензии, стороны производят взаиморасчет в течение следующих 10 (десяти) дней после получения ответа об удовлетворении претензии, в том числе путем зачета взаимных обязательств.
Подписав настоящий договор, исполнитель дает согласие (заранее данный акцепт) заказчику и заказчик имеет право без распоряжения и получения согласия исполнителя удерживать из сумм, подлежащих оплате исполнителю в рамках настоящего договора суммы начисленных штрафных санкций и ущерб, причиненный заказчику при перевозке груза или багажа в размере, указанном в п.8.2.2. настоящего договора.
В материалы дела представлены счета на оплату услуг перевозки от 27.12.2019, от 31.01.2020, от 31.08.2019, от 31.10.2019, от 28.02.2020, акты от 27.12.2019, от 31.01.2020, от 31.08.2019, от 31.10.2019, от 28.02.2020, счета-фактуры от 27.12.2019, от 31.01.2020, от 31.08.2019, от 31.10.2019, от 28.02.2020.
Стоимость перевозки ответчиком оплачена частично и согласно уточненному расчету истца составляет 85 925 руб. 33 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг послужило истцу основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Исходя из положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации К РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Перевозка груза и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 784 ГК РФ).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 796 ГК РФ).
Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что наличие вины перевозчика в несохранной перевозке презюмируется и для освобождения от ответственности на него возлагается бремя доказывания своей невиновности.
В силу пункта 9 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее -Устав) перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.
Из содержания приведенной статьи во взаимосвязи со статьями 309 и 796 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что плата за услуги по перевозке груза подлежит взысканию с заказчика при условии надлежащего исполнения перевозчиком обязательств.
В силу пункта 1 статьи 39 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается, в том числе Правилами перевозок грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила N 272).
Подпунктом "в" пункта 79 Правил N 272 предусмотрено, что акт составляется в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза.
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (пункт 80 Правил N 272).
Требования у содержанию акта предусмотрены пунктом 82 Правил N 272.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
Судом установлено, что в рамках указанных договоров ответчик передал истцу для перевозки грузы. Передача товара ответчику подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными.
При осуществлении перевозки грузов по представленным в материалы дела накладным ответчику был причинен ущерб на общую сумму 85 925 руб. 53 коп., что подтверждается представленными в материалы дела копиями товарных накладных и актов расхождении при приемке товаров, составленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подтверждающие недостачу товаров по вышеуказанным перевозкам документы составлены грузополучателями и подписаны без замечаний водителями истца, ответчик в соответствии с пунктами 4.11, 8.22, главой 9 договора направлял в адрес истца претензионные письма, в которых отражена сумма недостачи в размере 85 925 руб. 53 коп.
В связи с отсутствием разногласий в стоимости недостающего товара при подписании соответствующих документов, ни у истца, ни у ответчика необходимости проведения экспертизы для определения размера фактической недостачи груза с приглашением экспертов в соответствующей области не возникло.
Пунктом 8.2.2. договоров предусмотрено, что ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается исполнителем в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Заказчик вправе, с соблюдением положений раздела 9 договоров, удержать суммы, указанные в настоящем пункте, а также в пунктах 6.1.13, 8.2.3, из денежных средств, подлежащих оплате Исполнителю за оказанные им услуги.
Подписав договоры, истец дал согласие (заранее данный акцепт) ответчику и ответчик имеет право без распоряжения и получения согласия истца удерживать из сумм, подлежащих оплате истцу в рамках договоров суммы начисленных штрафных санкций и ущерб, причиненный ответчику при перевозке груза или багажа в размере, указанном в пунктах 8.2.2. договора (пункт 9.7 договоров).
Таким образом, ответчик воспользовался своим правом, предусмотренным договором, и удержал из стоимости оказанных услуг по перевозке стоимость поврежденного товара.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не опровергнуты обстоятельства, положенные в основу возражений ответчика и установленные судом.
Согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Если обязательства были прекращены зачетом, однако одна из сторон обратилась в суд с иском об исполнении прекращенного обязательства либо о взыскании убытков или иных санкций в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства, ответчик вправе заявить о состоявшемся зачете в возражении на иск (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств").
Поскольку уплата провозной платы была произведена ответчиком с удержанием денежных средств в счет погашения ущерба, причиненного ответчику при перевозке груза, о чем указывалось ответчиком в претензиях, а также в возражениях на иск, суд обоснованно признал прекращенными обязательства ответчика по уплате провозной платы в заявленном истцом размере.
В связи с этим требование истца удовлетворению не подлежало.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности удовлетворению не подлежит, в связи с отсутствием долга на стороне ответчика, осуществившего в порядке статьи 410 ГК РФ и условий договоров удержание суммы ущерба в результате несохранной перевозки из суммы провозной платы за перевозку грузов. Данные действия ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства и условиям договоров.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.05.2021 по делу N А43-23607/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОРУС АвтоТранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23607/2020
Истец: ООО "ЛОРУС АВТОТРАНС"
Ответчик: ООО "АЛИДИ-НОРД"