г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А21-3898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23971/2021) исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гусевский городской округ" "Сельское водопроводное хозяйство" Бабиченко Ильи Игоревича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.2021 по делу N А21-3898/2021 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к исполняющему обязанности директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гусевский городской округ" "Сельское водопроводное хозяйство" Бабиченко Ильи Игоревича
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гусевский городской округ" "Сельское водопроводное хозяйство" Бабиченко Ильи Игоревича (далее - директор предприятия, лицо, привлекаемое к ответственности, Бобиченко И.И.) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.06.2021 исполняющий обязанности директора МУП "СВХ" МО "Гусевский городской округ" Бабиченко Илья Игоревич привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАп РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным определением, Бобиченко И.И. направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Ссылается на то, что судом дана неверная правовая оценка доводам директора предприятия о том, что административный орган неверно определил объем полномочий представителя. Указывает, что МУП "СВХ" предприняло исчерпывающие меры по погашению задолженности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило обращение от АО "Янтарьэнергосбыт" (N 248/4852 от 22.03.2021), содержащее информацию о нарушении МУП "Сельское водопроводное хозяйство" основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N442 (далее по тексту - Основные положения) выразившееся в несоблюдении обязательства по оплате задолженности за потребленную электроэнергию.
Согласно представленной информации между АО "Янтарьэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и МУП "Сельское водопроводное хозяйство" (Потребитель) заключен договор на электроснабжение N 668/31 от 19.02.2015.
По условиям договора на электроснабжение N 668/31 от 19.02.2015 поставщик принял на себя обязательства по поставке электроэнергии, а покупатель обязался своевременно и в полном объеме оплачивать полученную электроэнергию.
Вместе с тем, на момент проверки свои обязательства покупатель не выполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность перед поставщиком за электроэнергию на 08.07.2020 по вышеуказанному договору в сумме 2 554 121,28 руб.
Данные обстоятельства подтверждены счетами-фактурами, актом сверки взаимных расчетов, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Калининградской области.
По факту выявленного нарушения 09.04.2021 заместитель начальника отдела по государственному энергетическому надзору Управления Вестфаль О.В., рассмотрев материалы проверки, составила в отношении и.о. директора предприятия протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду, в связи с чем, материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Калининградской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях директор предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.61 КоАП РФ, не установил оснований для признания правонарушения малозначительным, привлек директор предприятия к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении гарантирующим поставщиком гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Пунктом 256 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В силу пункта 257 Основных положений величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
Согласно пункту 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня представления обеспечения исполнения обязательств.
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Основных положений).
Пунктом 260 Основных положений установлено, что обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).
По согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 настоящего документа, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно представленным актам сверки взаимных расчетов между АО "Янтраьэнергосбыт" и МУП "Сельское водопроводное хозяйство" по договору энергоснабжения N 668/31 от 19.02.2015 сумма задолженности за период с апреля 2019 года по апрель 2020 года полностью не погашена, сумма просроченной задолженности на 01.02.2021 составляет 3 276 747,43 руб.
На основании пунктов 255 - 261 Основных положений АО "Янтраьэнергосбыт" обратилось к МУП "Сельское водопроводное хозяйство" с требованием о предоставлении финансовой гарантии, предусмотренной действующим законодательством. В ответ на заявление Предприятие не погасило долг и не предоставило обеспечение, а выразило отказ от предоставления финансовых гарантий.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в бездействии МУП "Сельское водопроводное хозяйство" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются, в том числе и должностные лица потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ исполняющим обязанности директора МУП "Сельское водопроводное хозяйство" является Бабиченко Илья Игоревич, который наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в МУП "Сельское водопроводное хозяйство", в том числе по руководству повседневной финансово-хозяйственной деятельностью.
Таким образом, Бабиченко И.И. является должностным лицом и субъектом рассматриваемого правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения должностным лицом установленных законодательством требований, в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Бабиченко И.И. во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Бабиченко И.И. состава вмененного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения Бабиченко И.И. к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Доводы Бабиченко И.И. о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что для участия в рассмотрении административного дела 09.04.2021 явилась представитель Холод Мария Анатольевна, действующая на основании доверенности от N 30 от 06.04.21. Вместе с тем, полномочия, указанные в доверенности для участия Холод М.А ограничены только участием в судах, в государственных учреждениях, в том числе по административным делам, при этом право на подписание протокола об административном правонарушении отсутствовало.
При этом из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, направлен в адрес предприятия по почте (Уведомление N 248-2013 от 19.04.2021).
Довод о необоснованном исправлении административным органом опечатки в протоколе об административном правонарушении так же правомерно отклонен судом, поскольку в данном случае внесение такого рода изменений (даты события правонарушения) в протокол не исключает вывода о наличии в деянии предприятия состава вменяемого правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оснований для признания правонарушения малозначительным апелляционным судом не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ учитывая, принцип справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, посчитал возможным назначить наказание в виде предупреждение.
Назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 июня 2021 года по делу N А21-3898/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности директора МУП "СВХ" МО "Гусевский городской округ" Бабиченко Илью Игоревича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3898/2021
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: И.О. диреектора МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "СЕЛЬСКОЕ ВОДОПРОВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ" БАБИЧЕНКО И.И., МУП "СЕЛЬСКОЕ ВОДОПРОВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Третье лицо: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17043/2021
23.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23971/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3898/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3898/2021