г. Чита |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А78-4396/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июля 2021 года по делу N А78-4396/2021 по иску Министерства образования и науки Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, 106) к Администрации муниципального района "Шилкинский район" (ОГРН 1027500953743, ИНН 7527002133, адрес: 673370, Забайкальский край, Шилкинский р-н, г. Шилка, ул. Ленина, 80) о взыскании 1 405 974,53 руб., с привлечением третьих лиц - Комитета образования администрации муниципального района "Шилкинский район", МДОУ "Детский сад общеобразовательного вида N 23 "Пчёлка" (адрес: 673370, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ШИЛКИНСКИЙ РАЙОН, ШИЛКА ГОРОД, БАЛЯБИНА УЛИЦА, 57, ОГРН: 1027500952808, ИНН: 7527006032),
(суд первой инстанции - Д.Е. Минашкин),
при участии в судебном заседании):
от истца: Немова Е.А. (доверенность от 27.04.2021), Короткова Н.И. (доверенность от 11.01.2021);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее - истец, Минобразования Забайкальского края, министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Администрации муниципального района "Шилкинский район" (далее - ответчик, администрация) с иском о взыскании средств субсидии, предоставленных по соглашению от 26.07.2019 N 76654101-1-2019-002 в сумме 1 405 974,53 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третьи лица), были привлечены Комитет образования администрации муниципального района "Шилкинский район" (далее - комитет), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчёлка" (далее - учреждение, школа).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
В обосновании суд указал, что при установленных объективных обстоятельствах, затруднивших своевременное исполнение строительных работ, следует вывод, что само по себе недостижение ответчиком значений результата регионального проекта в 2020 году при установленной в приложении N 1 к Соглашению дате его конечного достижения - 31.12.2021, не привело к неправомерному использованию денежных средств ответчиком.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Министерства образования и науки Забайкальского края к Администрации MP "Шилкинский район" о взыскании средств субсидии, отменить.
Указывает, что В соответствии с Соглашением, и приложением N 5 к государственное программе Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы" Порядка предоставления и расходования субсидий:
-годом окончания реализации мероприятия по наименованию и адресу объекта МДОУ детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчелка" г. Шилка, мощность объекта 36 мест, является- 2020 год (строка N 8).
Министерство не оспаривает нецелевое и неэффективное использование субсидии ответчиком. Иск Министерства связан с неисполнением условие соглашения, а именно достижения целевых показателей к 2020 году, что влечет в соответствии со ст. 19 Порядка предоставления и распределения субсидий и; бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225, обращение Министерства образования и науки Забайкальского края в суд о взыскании средств субсидии.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.08.2021.
Представители министерства в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 26.07.2019 заключено Соглашение N 76654101-1-2019-002 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019-2021 годах (далее - Соглашение).
Данным Соглашением бюджету городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края предоставляется субсидия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минобразования Забайкальского края как получателю средств бюджета субъекта РФ в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 N 225 (далее - Постановление N 225).
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" согласно приложениям N 1 и N 2.
Приложением N 1 к Соглашению определено значение результатов регионального проекта в виде создания дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов РФ, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, с установлением их количественного показателя - 36 единиц и дат их достижения - до 31.12.2020 и конечного результата - до 31.12.2021.
Согласно приложению N 2 определен перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - создание в муниципальном образовании Шилкинское Забайкальского края условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования детей в возрасте до трех лет (обеспечение содействия занятости женщин - создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет).
При этом согласно дополнительному соглашению от 12.10.2020 N 76654101-1-2019-002/4 приложение N 2, содержавшее перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, изложено в редакции приложения N 1 к указанному дополнительному соглашению, с отражением направления финансирования - строительство (создание дополнительных мест в МДОУ детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчелка") в объеме средств субсидии из бюджета субъекта РФ на сумму 14 059 745,28 руб.
Выпиской из сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района "Шилкинский район" на 2020 год и расходными расписаниями за период с 26.05.2020 по 16.12.2020 подтверждается финансирование истца в объеме 14 059 745,28 руб. средств субсидии из бюджета Забайкальского края на мероприятие по созданию дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет.
Между тем, согласно требованию о добровольном возврате средств субсидии от 19.02.2021 N 1539 (далее - требование N 1539) в связи с не достижением результата использования субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, подтвержденного отчетом ответчика по состоянию на 01.01.2021, истец предложил ему в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечислить на счет Минобразования Забайкальского края средства субсидии в объеме средств, рассчитанных в соответствии с пунктом 15 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2017 N 29 (далее - Правила N 29).
Ввиду оставления ответчиком такого требования без исполнения, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей истца, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте (субсидии) заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Соглашение предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
Постановлением N 225 утверждена государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы" в рамках которой подпрограммой развития дошкольного образования согласно паспорту предусмотрена реализация, в том числе, в течение 2016 - 2025 годов этапа стабильного развития региональной системы дошкольного образования с установлением ожидаемых значений показателей конечных результатов реализации такой подпрограммы.
Согласно утвержденному Постановлением N 225 Порядку предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, субсидии предоставляются Минобразования Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований в целях реализации одного или нескольких мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования: строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций, а также для оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации мероприятий (пункты 2, 3).
В силу пунктов 8, 10, 11, 12 указанного Порядка предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании Соглашения, которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Результатом использования субсидии является создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минобразования Забайкальского края на основе результата, указанного в пункте 10 настоящего Порядка.
Органы местного самоуправления муниципальных образований размещают в системе "Электронный бюджет" отчетность по формам и в сроки, установленные в соглашениях (в данном случае - не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.4 Соглашения в части достижения значений результатов регионального проекта)).
Согласно пункту 18 приведенного Порядка в целях возврата средств субсидии, полученных с нарушением условий, порядка их предоставления или целей использования, Минобразования Забайкальского края в течение 15 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет муниципальному образованию требование о добровольном возврате средств субсидии. Муниципальное образование в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства субсидии на счет Министерства.
В случае неперечисления муниципальным образованием средств субсидии в сроки, установленные пунктом 18 настоящего Порядка, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 19).
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно строке 8 результатов использования субсидий приложения к Порядку в отношении МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчелка" (Шилкинский район, г. Шилка, ул. Балябина, д. 57) результатом использования субсидий из бюджета Забайкальского края должно было явиться создание муниципальным образованием 36 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет с окончанием реализации мероприятия в 2020 году.
Приложением N 1 к Соглашению сторонами определено значение результатов регионального проекта путем создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в количестве 36 единиц и дат их достижения - до 31.12.2020 и конечного результата - до 31.12.2021 с направлением инвестирования строительства на 2020 год в виде средств бюджета субъекта РФ в размере 14 059 745,28 руб.
Из материалов дела следует, и истцом не опровергалось, что ответчиком 01.10.2019 был заключен муниципальный контракт N ЭА82/2019 на выполнение работ по строительству здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчелка" г. Шилка (далее - контракт).
Результатом выполненной работы по контракту является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Работы осуществляются в соответствии с проектной сметной документацией (пункты 1.1, 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 32 914 568,43 руб. (с учетом пункта 1.1 дополнительного соглашения N 3 от 22.12.2020), и включает в себя расходы, связанные с выполнением работ, предусмотренных контрактом, в полном объеме, стоимость материалов, расходы на перевозку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением генеральным подрядчиком своих обязательств по контракту (пункт 3.1 контракта).
Начало выполнения работ определено не ранее даты заключения контракта, окончание - не позднее 01.12.2020 (с учетом пункта 1 дополнительного соглашения N 2 от 20.08.2020), с оговоркой на установление сроков выполнения отдельных этапов работ по объекту в соответствии с графиком. Окончание работ подтверждается подписанием акта приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией и всеми необходимыми документами. Графики выполнения работ и оплаты выполненных работ в совокупности составляют график исполнения контракта (пункт 4.1 контракта).
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правильно посчитал ошибочной позицию истца, ссылавшегося в своих письменных пояснениях от 28.06.2021 на момент окончания работ по контракту - 31.07.2020 без учета приведенного дополнительного соглашения N 2 от 20.08.2020.
Далее, как правильно установлено судом первой инстанции, Актом N 1 приемки законченного строительством объекта от 30.11.2020 зафиксировано осуществление строительно-монтажных работ здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе дошкольной образовательной организации МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 23 "Пчелка" (адрес: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Балябина, д. 57, строение 2) в период с 01.10.2019 по 02.11.2020, с указанием на необходимость проведения работ по озеленению (посев газона, посадка деревьев и кустарников) к установленному сроку (май 2021 года).
Согласно акту от 30.11.2020 застройщик, технический заказчик и генеральный подрядчик удостоверили соответствие параметров построенного объекта капитального строительства (здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе дошкольной образовательной организации МБДОУ N 23 "Пчелка" г. Шилка) проекту, имеющему положительное заключение экспертизы от 23.08.2019 N 75-1-1-3-022133-219, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Между тем, из отчёта ответчика о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 следует, что им к 31.12.2020 не создано 36 дополнительных мест в дошкольной организации для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по причине не получения к указанной дате разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
При этом с учетом заключения Государственной инспекции Забайкальского края N 15/21 от 06.04.2021 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 92-RU92531102-01-2021 выдано Администрацией городского поселения "Шилкинское" 12.04.2021.
Данное обстоятельство расценено истцом как нарушение ответчиком пункта 4.3.3 Соглашения, повлекшее предъявление требования N 1539 о возврате средств из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края, объем которых согласно представленному в материалы дела расчету составил 1 405 974,53 руб. применительно к пункту 15 Правил N 29.
Согласно этому пункту Правил в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения результатов использования субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата=(Vсубсидии*k*m/n)*0,1, где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году; m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение; n - общее количество результатов использования субсидии; k - коэффициент возврата субсидии.
Суд первой инстанции в рассматриваемой ситуации обоснованно не согласился с истцом о необходимости возврата ответчиком истребуемой субсидии в предъявленном объеме по следующим причинам.
Закрепленный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения муниципалитет обязался обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к Соглашению, а именно - создать в 2020 году 36 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в МДОУ детский сад N 23 "Пчелка" г. Шилка.
Как правильно указывает суд первой инстанции, из установленных обстоятельств рассматриваемого дела следует, что фактическое наличие законченного строительством объекта, который был передан подрядчиком и принят заказчиком 30.11.2020 в рамках исполнения муниципального контракта N ЭА82/2019 от 01.10.2019, свидетельствует о достигнутом результате работ по контракту к 01.12.2020, однако согласно отчету администрации по состоянию на 01.01.2021 без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (которое получено 12.04.2021), воспринимается как отсутствие необходимого результата по Соглашению к 31.12.2020.
По смыслу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
В силу части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом приведенных нормоположений и обстоятельств дела обоснованной следует признать позицию истца относительно того, что без указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нельзя считать созданными путем строительства дополнительные места в дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, как правильно указывает суд первой инстанции, недостижение ответчиком к 31.12.2020 показателя результативности использования субсидии не должно влечь в рассматриваемом случае применение к нему меры ответственности, на которой настаивает истец, поскольку наряду с указанным сроком в приложении N 1 к Соглашению установлена также дата достижения конечного результата регионального проекта - 31.12.2021, к которой администрацией соответствующие показатели реализованы, тем более, что из буквального содержания ранее указанного пункта 4.3.3 Соглашения муниципалитет должен обеспечивать значение результатов регионального проекта в соответствии с приложением N 1 к Соглашению, которым определен и конечный срок его достижения.
Также суд первой инстанции правильно учел, что примененная истцом мера воздействия на ответчика путем истребования объема средств субсидии, рассчитанных исходя из положений пункта 15 Правил N 29, воспринимается в качестве меры ответственности за совершенное бюджетное правонарушение, которая должна соответствовать степени вреда, причиненного охраняемым правоотношениям, учитывать характер и объем невыполненных муниципальным образованием обязательств, степень вины, отсутствие нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с позицией, выраженной в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как правильно указывает суд первой инстанции, материалами дела не подтверждается, что выделенные ответчику денежные средства в виде субсидии использовались не по целевому назначению либо неэффективно, и напротив, истцом было указано, что основанием предъявленного требования явилось исключительно необеспечение администрацией достижения значений результатов регионального проекта в 2020 году.
Также суд первой инстанции правильно учел то обстоятельство, что выполнение работ по контракту осуществлялось со сдвижкой сроков его реализации, обусловленной причинами, отраженными ответчиком в отзыве от 02.06.2021 N 21-1318 на исковое заявление, и в обоснование чего представлено заключение ЗАОр "НП Читагражданпроект" от 09.06.2020 N 576/1, согласно которому на основе проведенного осмотра объекта строительства здания для детей от 1,5 до 3 лет в составе ДОО МДОУ детский сад N 23 "Пчелка" г. Шилка установлены сквозная трещина наружной несущей стены, трещина в сборной ж/б перемычке над окном по оси 1, трещина в фундаменте, вызванная механическими повреждениями, в связи с чем сделан вывод об ограниченно-работоспособном состоянии объекта с участками, находящимися в недопустимом и аварийном состоянии. При этом согласно заключению указанной организации от 17.09.2020 N 1011/1 после выполнения рекомендаций с целью определения состояния несущих строительных конструкций сделан вывод об их соответствии нормативам, с учетом проведенных мероприятий по усилению грунта.
Ответчиком заявлено, что работы по строительству начались с 01.10.2019, велись в осенне-зимний период, и в декабре 2019 года в связи с наступлением низких температур было принято решение о приостановлении строительства в период с 17.12.2019 по 01.04.2020, в подтверждение чего им представлено извещение подрядчика по контракту от 17.12.2019.
Кроме того, предписанием Государственной инспекции Забайкальского края N 235/20 от 19.11.2020 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, выданным подрядчику контракта, предписаны к устранению ряд нарушений со сроком исполнения до 18.12.2020.
Согласно распоряжению Государственной инспекции Забайкальского края от 10.12.2020 N 497-рс, то есть после приемки законченного строительством объекта 30.11.2020 сторонами контракта, в рамках государственного строительного надзора в отношении указанного объекта строительства назначена плановая, документарно-выездная проверка сроком 20 рабочих дней в период с 16.12.2020 по 20.01.2021.
В период с декабря 2020 года по март 2021 года администрацией предпринимались действия, направленные на оказание содействия в решении вопроса о выдаче заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и на получение разрешения на его ввод в эксплуатацию компетентным органом путем обращений к Губернатору Забайкальского края, Минобразованию Забайкальского края, первому заместителю председателя Правительства Забайкальского края, о чем представлены письма N 31-503 от 30.12.2020, N 21-456 от 24.02.2021. N 31-93 от 04.03.2021, N 21-595 от 10.03.2021.
Из указанного суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о добросовестном поведении ответчика и активном принятии им мер, направленных на достижение результата по Соглашению к установленным срокам при наличии объективных причин, не позволивших ему представить отчет по состоянию на 01.01.2021, который бы содержал указание на достижение результата 31.12.2020. При этом доводы Минобразования Забайкальского края приведены, без учета того, что установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, а потому для возврата субсидии необходимо установить в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения, чего в рассматриваемом случае не усматривается. Требование о возврате фактически освоенной субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения администрации не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий реализации региональной программы на территории Забайкальского края.
Апелляционный суд, учитывая особенности, связанные с тем, что в ходе строительных работ могут выявляться обстоятельства, которые не могли быть предвидены сторонами, и которые сказываются на сроках проведения работ, требуют совершения выполнения дополнительных работ, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации само по себе недостижение ответчиком значений результата регионального проекта в 2020 году при установленной в приложении N 1 к Соглашению дате его конечного достижения - 31.12.2021, и с учетом установленных судом обстоятельств не привело к неправомерному использованию денежных средств ответчиком, поэтому в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы по тем же мотивам, что и суд первой инстанции, поскольку данные доводы свидетельствуют о формальном подходе без учета конкретной сложившейся ситуации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июля 2021 года по делу N А78-4396/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4396/2021
Истец: ОСП МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИЛКИНСКИЙ РАЙОН
Третье лицо: Комитет образования администрации муниципального района "Шилкинский район", МДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА N 23 "ПЧЁЛКА"