г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А41-4009/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918): Махарадзе М.А., представитель по доверенности от 28.12.2020;
от ООО "Планета К" (ОГРН: 1025007586999, ИНН: 5075014105),): Пушкина А.К., по представитель доверенности от 20.09.2021;
от ООО "Рузский комбинат нерудных материалов" (ОГРН: 1025007588770, ИНН: 5075014514), Нестерова Н.Е., представитель по доверенности от 22.11.2019;
от ООО "Форзиция" (ОГРН: 1117746935833, ИНН: 7709890765)- представитель не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444)- Гуничев А.В., представитель по доверенности от 16.12.2020.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета К" (ОГРН: 1025007586999, ИНН: 5075014105) на решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-4009/21
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Планета К" о расторжении договоров аренды лесных участков: договора аренды N 50-0064-03-02-0229 от 24.03.2009, договора аренды N 50-0064-03-02-0230 от 25.03.2009, договора аренды N 50-0064-03-02-0233 от 30.03.2009, об обязании возвратить лесные участки,,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Планета К" (далее - ООО "Планета К") с требованиями:
1) расторгнуть договор N 50-0064-03-02-0229 от 24.03.2009 аренды лесного участка площадью 49,9985 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 34 выделы 2, 3, 5-15, квартал 35 выделы 7, 12, 14;
2) обязать ООО "Планета К" возвратить Комитету лесного хозяйства Московской области лесной участок площадью 49,9985 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 34 выделы 2, 3, 5-15, квартал 35 выделы 7, 12, 14 по акту приема-передачи лесного участка в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства в течение 30 дней с момента вступления решения суда о расторжении договора аренды лесного участка в законную силу;
3) расторгнуть договор N 50-0064-03-02-0230 от 25.03.2009 аренды лесного участка площадью 50 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1-6, квартал 38 выделы 1, 2, 5, 6, 9;
4) обязать ООО "Планета К" возвратить Комитету лесного хозяйства Московской области лесной участок площадью 50 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1-6, квартал 38 выделы 1, 2, 5, 6, 9 по акту приемапередачи лесного участка в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства в течение 30 дней с момента вступления решения суда о расторжении договора аренды лесного участка в законную силу;
5) расторгнуть договор N 50-0064-03-02-0233 от 30.03.2009 аренды лесного участка площадью 100 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1, 2, 4-11, квартал 38 выделы 1, 5, 9, 12, квартал 51 выделы 1-6, 8, 9;
6) обязать ООО "Планета К" возвратить Комитету лесного хозяйства Московской области лесной участок площадью 100 га, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1, 2, 4-11, квартал 38 выделы 1, 5, 9, 12, квартал 51 выделы 1-6, 8, 9 по акту приема-передачи лесного участка в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства в течение 30 дней с момента вступления решения суда о расторжении договора аренды лесного участка в законную силу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Рузский комбинат нерудных материалов", общество с ограниченной ответственностью "Форзиция", Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-4009/21 требования удовлетворены в полном объеме (т. 3 л.д. 83-87).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Планета К" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены Арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители истца и Министерства экологии и природопользования Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя "Форзиция", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 24.03.2009 между ООО "Планета К" и Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве был заключен Договор N 50-0064- 3 82_10889412 03-02-0229 аренды лесного участка площадью 49,9985 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 34 выделы 2, 3, 5-15, квартал 35 выделы 7, 12, 14, вид использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
25.03.2009 между ООО "Планета К" и Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве был заключен Договор N 50-0064-03-02-0230 аренды лесного участка площадью 50 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1-6, квартал 38 выделы 1, 2, 5, 6, 9, вид использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
30.03.2009 между ООО "Планета К" и Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве был заключен Договор N 50-0064-03-02-0233 аренды лесного участка площадью 100 га, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 37 выделы 1, 2, 4-11, квартал 38 выделы 1, 5, 9, 12, квартал 51 выделы 1-6, 8, 9, вид использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В связи с неисполнением ООО "Планета К" обязанности по уплате арендной платы, ранее Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании образовавшейся задолженности и расторжении вышеуказанных договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2018 по делу N А41- 26364/2018, оставленного без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2019 в удовлетворении требований отказано.
Судами установлено отсутствие у ответчика возможности использовать арендованные лесные участки, так как земельные участки не включены в перечень недр местного значения и, тем самым, исполнять условия договоров аренды по уплате арендных платежей и разработке проекта освоения лесов.
Вместе с тем, на основании распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области от 12.05.2020 N 606-РМ "О внесении изменений в Перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых" и от 12.05.2020 N 607-РМ "О внесении изменений в Перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых" участки Моревского месторождения частично попадающие в границы арендуемых лесных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050452:149, 50:19:0050452:150 и 50:19:0050452:152 включены в перечень недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых".
Данные участки недр местного значения предоставлены в пользование ООО "Рузский КНМ" в соответствии с лицензиями на пользование недрами, по результатам проведения аукционов в электронной форме.
Кроме того, как указывает Министерство экологии и природопользования Московской области, на части площади арендуемых лесных участков, расположены участки недр местного значения, предоставленные в пользование ООО "Форзиция" в соответствии с лицензией на пользование недрами, без проведения аукциона.
Комитет указал, что включение вышеуказанных участков недр в перечень недр местного значения, а также выдача лицензий на пользование участками недр иным лицам исключило возможность ООО "Планета К" пользоваться лесным участком под установленные договором аренды цели.
Кроме того, Комитет указал, что ООО "Планета К" по вышеуказанным договорам каких-либо проектов освоения лесов до настоящего времени на экспертизу не предоставляло, в связи с чем, допущено существенное нарушение действующих договоров аренды лесных участков. В Комитете отсутствует какая-либо информация о проведении ООО "Планета К" на арендуемых лесных участках каких-либо мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
16.10.2020 в адрес ответчика направлена претензия от 12.10.2020 N Исх-26203/29-02 с требованиями исполнить обязательства, предусмотренные договорами, либо расторгнуть указанные договоры в добровольном порядке.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку претензия направленная ответчику оставлена последним без удовлетворения.
Основанием для удовлетворения иска о расторжении данных договоров послужило неисполнение обязанности по составлению проекта освоения лесов, непроведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со статьей 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса и статей 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Основанием для удовлетворения иска о расторжении данных договоров послужило неисполнение обязанности по составлению проекта освоения лесов, не проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Однако судом первой инстанции не учтена невозможность исполнения данных обязанностей из-за отсутствия реальной, а не мнимой возможности использования лесного участка.
Так, возможность предоставления лесных участков в вышеназванных целях использования отражена в п. 11 ч. 1 ст. 25, ст. 43 ЛК РФ.
Согласно положениям указанных статей, лесные участки предоставляются в пользование, помимо прочего, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.
Однако вступление данных договоров в законную силу последовало значительно позднее их заключения.
Так, согласно п. 18 Договоров, последние вступают в силу только с момента государственной регистрации, которая осуществилась в 2014 году, соответственно, полноценная возможность использовать лесные участки по указанному в Договорах назначению была предоставлена Ответчику только в 2014 году.
Вместе с тем в указанное время законодательство, регламентирующее порядок пользования участками недр, изменилось, а самого по себе договора на пользование лесным участком в выше обозначенных целях стало недостаточно.
Так, как верно отмечено судами при рассмотрении дела N A41-26364/2018, на момент заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков действовали Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N324.
В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции от 23.07.2008, действовавшей на момент заключения договоров аренды, основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения (в том числе участком недр местного значения, используемым для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
Вместе с тем, в указанную выше норму закона были внесены изменения, и в редакции от 30.11.2011 (начало действия редакции - с 12.12.2011), основанием возникновения права пользования участками недр стало являться:
- принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
При этом постановлением Мособлдумы от 19.04.2012 N 9/13-П принят закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения".
Данным законом устанавливается порядок предоставления участков недр местного значения на территории Московской области.
Согласно ст. 2 закона подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее - уполномоченный орган) по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Согласно ст. 3 закона право пользования участками недр местного значения предоставляется субъектам предпринимательской деятельности для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых уполномоченным органом только в отношении участков, включенных в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что после регистрации вышеупомянутых договоров основанием предоставления права пользования участком недр, находящимся под арендованными землями, являлось решение о выдаче лицензии, принятое по результатам проведенного аукциона, а также сама лицензия.
При этом условием для проведения вышеупомянутого аукциона, а равно и получения Ответчиком специальной лицензии было нахождение соответствующего участка недр в Перечне участков недр местного значения.
Однако ввиду отсутствия участков недр, располагающихся под арендованными лесными участками, в вышеупомянутом перечне, лицензия на пользование такими недрами не выдавалась Обществу "Планета К", что привело к невозможности использования лесных участков и исполнению иных обязанностей по договору.
Изложенные выводы установлены судами в судебных актах по делу N A41-26364/2018, вступившими в законную силу, которыми Комитету было отказано в расторжении договоров аренды за их ненадлежащее исполнение Обществом по причине невозможности исполнения обязательств арендатором ввиду отсутствия возможности получения лицензии.
Так, суды во вступивших в законную силу судебных актах указали, что отсутствие лицензии, в свою очередь, приводит к невозможности составления проекта освоения лесов, что не было принято во внимание судом первой инстанции.
После установления судами факта невозможности использования арендованных участков, факта невозможности получения лицензии Обществом и, как следствие, исполнения иных обязанностей по Договору, Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, Третье лицо) на основании распоряжений от 12.05.2020 N 606-РМ и от 12.05.2020 N 607-РМ участки недр, находящиеся под арендованными землями, были внесены в вышеупомянутый Перечень участков недр местного значения (участки N 50:19:0050452:149, N 50:19:0050452:150, N 50:19:0050452:152).
Изложенное предоставило Министерству возможность проведения аукционов на право пользования названными участками недр и получения соответствующей лицензии их Победителем.
Вместе с тем, условия участия в данных торгах послужили основанием для подачи Обществом "Планета К" заявлений об оспаривании торгов в судебном порядке, что не позволило Обществу получить лицензию.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, основания по которым данные доводы не были приняты во внимание в судебном решении не отражены, что указывает на неполноту исследования обстоятельств дела.
Более того, в оспариваемом акте суд не привел обоснования, почему именно доводы о невозможности составления проекта основания лесов не принимаются, а также на каком именно основании отклоняются соответствующие доводы Ответчика, что являет собой нарушение также ст. ст. 168, 170 АПК РФ.
Необоснованное непринятие судом довода Ответчика о невозможности составления проекта освоения лесов привело к принятию акта об удовлетворении требований Комитета, поскольку основанием обращения за расторжением договоров как раз и послужило отсутствие разработанного обществом проекта освоения лесов.
Изложенное указывает на наличие оснований отмены решения суда первой инстанции в связи с ч. 3 ст. 270 АПК РФ.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что распоряжениями от 12.05.2020 N 606-РМ и от 12.05.2020 N 607-РМ участки недр, находящиеся под арендованными землями, были внесены в Перечень участков недр местного значения со следующим назначением:
в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (Распоряжение N 607-РМ от 12.05.2020)
в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (Распоряжение N 606-РМ от 12.05.2020).
В свою очередь, согласно договорам аренды, участки были переданы Обществу для работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, что не соответствует тому назначению, которое указано в названных Распоряжениях Министерства.
Указанное свидетельствует о наличии препятствий в реализации арендных обязанностей Обществом, установленных при рассмотрении дела N A41-26364/2018.
При этом после включения участков недр, находящихся под арендованными лесами, в ранее указанный Перечень Министерством на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru) опубликованы извещения о проведении следующих процедур:
извещение N ОПИ 20-13 от 20.07.2020 о проведении аукциона в электронной форме на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - гравийно-песчаных пород и суглинков на участке Моревского месторождения общей площадью 114,5 га, расположенном в 1,9 км юго-западнее д. Морево Рузского городского округа Московской области (реестровый N 200720/6987935/01)
извещение N ОПИ 20-15 от 20.07.2020 о проведении аукциона в электронной форме на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - гравийно-песчаных пород и суглинков на участке Моревского месторождения общей площадью 136,2 га, расположенных в 1,5-3,2 км севернее д. Морево Рузского городского округа Московской области (реестровый N 200720/6987935/02)
извещение N ОПИ 20-16 от 20.07.2020 о проведении аукциона в электронной форме на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - гравийно-песчаных пород и суглинков на участке Моревского месторождения общей площадью 55,2 га, расположенных в 1,6-2,3 км северо-западнее д. Морево Рузского городского округа Московской области (реестровый N 200720/6987935/03)
Однако в настоящее время Ответчиком оспариваются данные торги в судебном порядке (дела N N А41-68637/2020, А41-68635/2020, А41-68639/2020, производство по которым приостановлено в настоящее время до рассмотрения дел по оспариванию решений УФАС по Московской области), что не позволяет сделать однозначный вывод о возможности получения лицензии Обществом и исполнения арендных обязанностей.
Отдельное внимание обращает на себя факт признания к настоящему моменту одного из Решений антимонопольного органа по указанным торгам недействительным в рамках дела N А40-235236/2020, что может оказать влияние на законность проведенных торгов и может являться подтверждением создания Министерством таких условий, при которых Ответчик был лишен права получения лицензии в равной борьбе.
В свою очередь отсутствие лицензии и невозможность ее получения является основанием для невозможности выполнения иных условий договора аренды, на неисполнение которых указывал Истец в поданном заявлении.
Однако суд первой инстанции не принял указанные обстоятельства во внимание, не оценил возможность получения Обществом необходимой для выполнения договоров аренды лицензии.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 2 (2015), следует, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользования арендованным имуществом освобождает арендатора от исполнения возложенных договором обязанностей.
В настоящем случае, как было упомянуто ранее, для реализации возможности исполнения договоров аренды в полном объеме в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре, необходимо получение лицензии, что указано в ст. 11 Закона о недрах.
Так, согласно положениями упомянутой статьи предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия для пользования участком недр местного значения, как было упомянуто ранее, на основании ст. 10.1 Закона о недрах предоставляется по результатам аукцион, проведенного уполномоченным лицом.
В свою очередь, отсутствие лицензии, как это верно зафиксировано в судебных актах по делу N A41-26364/2018, приводит к невозможности составления проекта освоения лесов и получения положительной экспертизы.
Так, в данных судебных актах суды указали, что невозможность составления проекта освоения лесов является следствием невозможности получения лицензии ввиду любых оснований, а не исключительно в связи с отсутствием участков недр в упомянутом перечне.
Как верно указано Истцом, согласно ч. 1 ст. 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 указанного кодекса.
При этом согласно пп. "в" п. 11 Договора данный проект должен в обязательном порядке пройти государственную экспертизу.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей (п. 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69)).
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Буквальное толкование указанных норм свидетельствует о том, что проект освоения лесов является единым документом, состоящий из общей и особенной части, не составляется по отдельности и может быть подготовлен только при реальной возможности использования лесного участка по назначению.
При этом факт единства такого документа и невозможности его составления по отдельности подтверждается в том числе и Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", согласно которому документ проверяется в полном объеме, включая общую и особенную часть.
В настоящем случае назначением передачи лесного участка является выполнение работ по геологическому изучению и разработки месторождения полезных ископаемых на основании лицензии, которая в свою очередь, согласно абз. 1 ст. 11, ст. 12 Закона о недрах, должна содержать условия выполнения указанных работ.
При изложенных основаниях отсутствие лицензии не позволяет обладать информацией об условиях использования участка недр, а равно и порядок использования лесного участка для составления проекта освоения лесов.
Ввиду изложенного отсутствие лицензии создает объективные препятствия для составления проекта освоения лесов.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что неисполнение обязанности по составлению проекта освоения лесов связано с обстоятельствами, не зависящими от Ответчика.
Следовательно, требования п. 2 ст. 24 ЛК РФ о расторжении договоров аренды за невыполнение проектов освоения лесов не могут являться основанием для расторжения спорных договоров аренды, поскольку освоение лесных участков не ведется, проект, подлежащий выполнению, отсутствует не по вине Ответчика.
Помимо изложенного судом указано на факт несоблюдения Ответчиком мер по охране, защите и воспроизводству лесов.
Вместе с тем указанные меры осуществляются исключительно на основании проекта освоения лесов, невозможного к составлению без получения лицензии.
Так, в настоящее время в части соблюдения мер по противопожарной безопасности, а также мер санитарной безопасности действуют:
Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности N 1614).
Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" (далее - Правила санитарной безопасности N 2047)
Ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации
В силу положений указанных актов, меры по санитарной и противопожарной безопасности могут осуществляться только лишь при наличии проекта освоения лесов и на его основании.
Так, согласно п. 2, п. 5 Правил санитарной безопасности N 2047, Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, помимо прочего, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, которые осуществляются арендаторами земли.
При этом, согласно п. 3 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N 912 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов", мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.
Также согласно ч. 2 ст. 60.3 проведение лесопатологических обследований (п. 3 ч. 1 указанной статьи) осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
При этом в силу п. 4 названного Постановления бремя соблюдения названных мер распределяется следующим образом:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с ч. 13 ст. 83 ЛК РФ изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В свою очередь, лицами, арендующими земельные участки, в силу п. 5 вышеуказанного постановления осуществляются только меры, предусмотренные пп. "а" п. 3 Правил пожарной безопасности N 1614 на основании проекта освоения лесов.
Кроме того, как следует из п.п. "е", "ж" п. 11 Договоров, обязанности, на которые указывает Истец также осуществляются исключительно на основании проекта освоения лесов.
Относительно мероприятий по сохранению лесов, суд отмечает, что согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ, мероприятия по сохранению лесов включают в себя работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению и, действительно, осуществляются лицами, которые используют леса.
Вместе с тем, согласно п. 9 Приказа Рослесхоза N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" данные мероприятия указываются в общей части проекта освоения лесов, а потому невозможны к исполнению без его составления.
При этом проект освоения лесов, состоящий из общей и особенной части, является единым документом и не составляется по отдельности для получения положительного заключения государственной экспертизы.
Совокупное и буквальное толкование указанных норм свидетельствует о том, что меры, на неисполнение которых указал суд первой инстанции, невозможны к осуществлению без утвержденного проекта освоения лесов, который, в свою очередь, невозможен к составлению без лицензии на пользование участком недр.
Данные обстоятельства во внимание судом первой инстанции приняты не были, соответственно, все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены не были (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неисполнение обязанностей по договору аренды было вызвано невозможностью получения Обществом необходимой лицензии, что опровергает необходимость применения последствий п. 2 ст. 24 ЛК РФ о расторжении договоров аренды.
Приведенная позиция нашла отражение в судебных актах по делу N A41-26364/2018, вступивших в законную силу.
При этом сама по себе выдача лицензий иным лицам основанием для их расторжения не является.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, соответственно, принятое решение вынесено без учета всех обстоятельств, имеющих значение для данного дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), а также с установлением факта доказанности обстоятельств, которые не подтверждаются материалами (п. 2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в связи с чем имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-4009/21 отменить, в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4009/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ООО "Планета-К"
Третье лицо: ООО "Рузский комбинат нерудных строительных материалов", ООО "Форзиция"