г. Саратов |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А06-11831/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ембулатова Романа Маратовича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июля 2021 года по делу N А06-11831/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Ембулатова Романа Маратовича (ОГРНИП 318302500022434, ИНН 302500419546)
к Управлению муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933, 414000,
г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14),
о признании незаконным распоряжения,
заинтересованное лицо: Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956, 414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8),
при участии в судебном заседании:
ИП Ембулатова Романа Маратовича (паспорт), представителя ИП Ембулатова Р.М. - Кальновой О.В., действующей на основании доверенности от 08.02.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Зеленского А.Н., действующего на основании доверенности от 23.06.2021 N 13, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Ембулатов Роман Маратович (далее - ИП Ембулатов Р.М., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - УМИ Администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управление) от 17.11.2020 N р-10-02-2468 об отказе Ембулатову Роману Маратовичу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ембулатова Романа Маратовича путем заключения с Ембулатовым Р.М. соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 в соответствии с заявлением от 21.10.2020.
Решением суда первой инстанции от 15 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Ембулатов Р.М. не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.08.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Ембулатову Р.М. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 30:12:010593:149 площадью 117 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 30:12:010593:36 площадью 217 кв.м, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул.Ташкентская, д. 4, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 14.08.2019 (т. 1, л.д. 48-51).
ИП Ембулатов Р.М. в целях приведения границ земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:149, земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и устранения чересполосицы и вкрапливания, создаваемых участками с кадастровым номером 30:12:010593:149, 30:12:010593:36, обратился в УМИ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о перераспределении земель и земельного участка в соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно утвержденному проекту планировки территории в результате перераспределения образован земельный участок с условным номером ЗУ1 площадью 414 кв.м, перераспределяемый в пользу предпринимателя.
Данный земельный участок образован, в том числе, из части (206 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 (многоконтурный), земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:149 (117 кв.м), принадлежащих на праве собственности предпринимателю, части (91 кв.м) территории общего пользования кадастрового квартала 30:12:010593 (т.1, л.д. 41).
ИП Ембулатов Р.М. обратился в Управление с заявлением от 21.10.2020 о заключении соглашения перераспределении земельных участков с кадастровым номером 30:12:010593:36 с приложением проекта планировки и межевания территории.
Распоряжением УМИ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 17.11.2020 N р-10-02-2468 заявителю отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.28, подпунктов 1, 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в проекте межевания территории указания на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при перераспределении земельного участка, несоответствии вида разерешенного использования перераспределяемого земельного участка Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань", утвержденным решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 16.07.2020 N 69, расположения на земельном участке, на который в результате перераспределения возникает право частной собственности, объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования "Город Астрахань" и иных лиц (т. 1, л.д. 12).
ИП Ембулатов Р.М., полагая, что распоряжение Управления от 17.11.2020 N р-10-02-2468 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив отсутствие предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для перераспределения земель, пришел к выводу об обоснованности отказа Управления в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Судебной коллегией отклоняются доводы предпринимателя, изложенные в жалобе, о том, что при вынесении решения суд первой инстанции необоснованно не учел многоконтурность земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 30:12:010593:36, принадлежащий на праве собственности ИП Ембулатову Р.М. является многоконтурным, состоящим из трех контуров (т.1, л.д. 49, 154). Между контурами данного земельного участка действительно имеется земельный участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Однако заявитель просит заключить соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 в соответствии с утвержденной Администрацией муниципального образования "город Астрахань" распоряжением от 28.12.2018 N 5500-р документацией по планировке территории в районе земельных участков по ул. Ташкентской, 4.
В соответствии с проектом планировки территории в результате перераспределения образован земельный участок с условным номером ЗУ1 площадью 414 кв.м.
Данный земельный участок согласно проекту образован, в том числе, из части (206 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 (многоконтурный), земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:149 (117 кв.м), принадлежащих на праве собственности предпринимателю, части (91 кв.м) территории общего пользования кадастрового квартала 30:12:010593 (т.1, л.д. 41).
Однако формирование земельного участка таким образом не направлено на устранение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36, а фактически является частичным объединением земельных участков, принадлежащих заявителю - с кадастровыми номерами 30:12:010593:149 и 30:12:010593:36, а так же частично "прирезается" земельный участок, территории общего пользования кадастрового квартала 30:12:010593 (в точках 5, 6, 7, 8) и присоединяется земельный участок, территории общего пользования кадастрового квартала 30:12:010593 (в точках 10, 11) (т.1, л.д. 81), что не соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Как указано выше, в соответствии с документацией по планировке территории в районе земельных участков по ул. Ташкентской, 4 заявитель желает перераспределить часть (206 кв.м.) принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 30:12:010593:36 площадью 217 кв.м., что так же противоречит нормам земельного законодательства.
Судебная коллегия так же учитывает следующее.
Согласно подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, Таким образом, признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе рекреационных зон (участки, занятые городскими лесами, парками, садами), в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в частности площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Передача земельного участка, относящегося к территории общего пользования, в частную собственность противоречит правовому режиму территорий общего пользования.
Как следует из проекта планировки территории в результате перераспределения образован земельный участок с условным номером ЗУ1 площадью 414 кв.м., в том числе и из части (91 кв.м) территории общего пользования кадастрового квартала 30:12:010593.
В пункте 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Поскольку по настоящему делу целью перераспределения спорных участков является возникновение частной собственности заявителя на вновь образуемый земельный участок, а земельный участок площадью 91 кв.м. является землями общего пользования и не может быть предоставлен в собственность конкретному лицу, оспариваемый отказ Управления в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2021 г. по делу N А12-4184/2020.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ИП Ембулатова Р.М. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июля 2021 года по делу N А06-11831/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11831/2020
Истец: ИП Ембулатов Роман Маратович
Ответчик: Управление муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань"
Третье лицо: Управление по строительству, архитектуре и градостроительству адмнистрации муниципального образования "Город Астрахань", Арбитражный суд Астраханской области, Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд