г. Ессентуки |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А20-507/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2021 по делу N А20-507/2021 по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республики - Чувашии (ОГРН 1022101149498, ИНН 2128017361), к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное строительное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1020700688832, ИНН 0708006803), о взыскании неустойки, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии Чумаковой О.С. по доверенности N 1 от 19.02.2019, представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Главное строительное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний" Кузнецова М.М. по доверенности N 185 от 07.06.2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республики - Чувашии (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное строительное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных госконтрактом от 05.09.2019 в размере 9 037 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Отказывая во взыскании неустойки, суд пришел к выводу о наличии оснований для списания неустойки на основании части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.07.2021 отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требований удовлетворить в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у суда не было оснований для принятия решения о списании неустойки, без проверки и определения обстоятельств, способствующих ее списанию. Правом на принятие решения о списании неустойки, обладает только истец, как заказчик по государственному контракту.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 12.08.2021 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно проверив рассмотрев дело, проверив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 05.09.2019 между УФСИН по ЧР - Чувашии (заказчик) и предприятием (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ объекта "Строительство сетей канализации ФКУ ИК-УФСИН по ЧР - Чувашии, г. Новочебоксарск. Чувашская Республика - Чувашия" N 1919320802392001151000048/239 (далее - контракт).
В связи с изменением юридического наименования подрядчика на Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФГУП ГСУ ФСИН России), было заключено дополнительное соглашение N 5 от 24.07.2020 о внесении изменения в контракт в указанной части.
Согласно п. 7.2 контракта, приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ. По окончанию выполнения работ и готовности Проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. подрядчик уведомляет заказчика письменно о готовности осуществить сдачу приемку результатов выполненных работ. Подрядчик вправе одновременно с уведомлением направить пакет документов, необходимый для сдачи работ.
В соответствии с п. 7.4 контракта заказчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения подписанного подрядчиком акта приемки - передачи выполненных работ (результатов работ) и прилагаемых документов осуществляет осмотр выполненных работ при участии подрядчика и подписывает представленный акт приемки - передачи выполненных работ (результатов работ).
В соответствии с п.п. 2.3.1 п. 2.1 контракта изменение графика исполнения контракта не допускается за исключением возникновения обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных п. 16.2 контракта, которые привели к необходимости изменения графика исполнения контракта. В этом Случае изменение графика исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в порядке, предусмотренном п. 12.5 контракта.
Согласно п. 12.4 контракта в случае возникновения в период действия контракта обстоятельств непреодолимой силы, которые непосредственно повлияли на исполнение обязательств в сроки, определенные контрактом, такие сроки продлеваются сторонами на период действия этих обстоятельств и ликвидации их последствий, но не более чем на 1 месяц, о чем стороны заключают дополнительное соглашение к контракту.
В соответствии с п. 9.4 контракта подрядчик обязан уплатить заказчику по его требованию пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств по контракту, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения подрядчиком обязательств (за исключением нарушения конечного срока строительства объекта, определенного графиком выполнения работ), в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом, и фактически исполненных подрядчиком (но не более цены контракта).
30.04.2020 в адрес УФСИН ФГУП ГСУ ФСИН России должно было предоставить разработанную проектную документацию стадии "Р" (приложение N 1 к дополнительному соглашению к контракту от 12.12.2019 N 4).
01.09.2020 года в адрес УФСИН был передан результат работ, а именно проектная и рабочая документация, что подтверждается подписью ГИП ФГУП УС СКФО ФСИН России В.В. Климовой и подписью представителя заказчика П.А. Лукина.
10.09.2020 в адрес ФГУП УС СКФО ФСИН России направлена претензия от N 21/ТО/31 -10532 с требованием добровольно перечислить на расчетный счет УФСИН пени за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 9 037 рублей 41 копейка.
22.09.2020 в адрес УФСИН поступил ответ ФГУП ГСУ ФСИН России на претензию N 109-3048/4 от 22.09.2020, в соответствии с которым ответчик считает требование УФСИН об уплате пени необоснованным.
04.12.2020 за N исх-21/ТО/31-14357 УФСИН в адрес ФГУП ГСУ ФСИН России направлена повторная претензия с требованием о добровольном погашении задолженности, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления с иском в арбитражный суд.
По своей правовой природе заключенный сторонами контракт квалифицируется как договор подряда на выполнение строительных работ для государственных нужд, и к спорным отношениям регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Факт просрочки выполнения строительно-монтажных работ судом установлен и ответчиком не оспаривается.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для применения подпункта "в" пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Как следует из пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 783 от 04.07.2018 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (пени, штрафов), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 годах и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
На основании пункта 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Как верно установлено судом первой инстанции, контракт исполнен в полном объеме в 2020 году.
Учитывая, что начисленные и заявленные ко взысканию штрафные санкции не превышают 5 %, то, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с Правилами N 783 такие начисленные и неуплаченные суммы неустоек подлежат списанию.
Доводы истца том, что в силу требования пункта 7 Постановления N 783, в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается, на основании Правил N 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подлежат отклонению.
Как уже было указано, в рассматриваемом случае общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, что соответствует условиям подпункту "а" пункта 3 Правил N 783.
Согласно пункту 5 Правил N 783, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Контракт исполнен в полном объеме в 2020 году, что подтверждается представленным актом приема-передачи.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
Несовершение поставщиком действий по учету возникшей задолженности и направлению требования о списании не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что размер начисленной неустойки составил менее 5 % цены контракта, исполненного ответчиком в полном объеме в 2020 году, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с подрядчика пеней.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2021 по делу N А20-507/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-507/2021
Истец: УФСИН России по Чувашской Республики - Чувашии
Ответчик: ФГУП ГСУ ФСИН России
Третье лицо: 16 ААС