г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А56-21394/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Личковаха Д.И. по доверенности от 10.08.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22784/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-21394/2021(судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745; далее - ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция, административный орган) от 17.02.2021 N 793 по делу об административном правонарушении N94084 от 25.01.2021, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 11.06.2021 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.06.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Учреждением требований. В обоснование апелляционное жалобы ее податель указывает, что лицом, уполномоченным на содержание здания, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, лит. В (кадастровый номер 78:07:0003056:1020) является Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России), которому спорное здание принадлежит на праве оперативного управления. Также податель жалобы ссылается на то, что по итогам осеннего смотра спорное здание было включено в план капитального ремонта на 2021 год. Податель жалобы также полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), либо положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного Учреждению административного штрафа.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, специалистом ГАТИ 25.01.2021 с применением средств видеофиксации и в присутствии представителя Учреждения проведен осмотр территории по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, лит. В, в ходе которого выявлены нарушения требований к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно:
- неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно - на фасаде здания отсутствует знак адресации;
- неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно - зафиксирована растительность в границах цоколя;
- неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно - разрушена облицовка, оголена кирпичная кладка, зафиксированы трещины, локально разбито остекление, частично окна закрыты деревянными заполнениями, отсутствуют секции водосточных труб.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территории от 25.01.2021 с приложением материалов фотофиксации и схем.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 25.01.2021 уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" протоколов:
- N 94084 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70. Учреждению вменены нарушения пунктов 8.1, 8.4.4., 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), выразившиеся в неосуществлении обязанности по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства;
- N 94083 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70. Учреждению вменены нарушения пунктов 8.1, 8.4.2, 8.4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961, выразившиеся в неосуществлении обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства;
- N 94082 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70. Учреждению вменены нарушения пункта 2.3.5.8.12 Приложения N 3 и пункта 26 Приложения N 5 к Правилам N 961, выразившиеся в неосуществлении мероприятий по содержанию и размещению знаков адресации.
Определением ГАТИ от 17.02.2021 дела об административных правонарушениях N N 94084, 94083, 94082 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N94084.
Постановлением ГАТИ от 17.02.2021 N 793 по делу об административном правонарушении N 94084 от 25.01.2021 Учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 550000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Учреждения в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда первой инстанции от 11.06.2021 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Приложением N 5 к Правилам N 961 утвержден перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В разделе 8 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.
В силу пункта 8.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.
В силу пункта 8.4 Приложения N 5 Правил N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
- проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического состояния фасадов. Плановые обследования фасадов следует проводить как общие, в ходе которых проводится осмотр фасада в целом, так и частичные, которые предусматривают осмотр отдельных элементов фасада. Общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью. Результаты обследования технического состояния фасадов оформляются актом (пункт 8.4.1);
- смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3);
- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4);
- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения пункт 8.4.5);
Пунктом 26.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что мероприятия по содержанию знаков адресации и требования к осуществлению указанных мероприятий осуществляются уполномоченными на содержание здания, сооружения лицами и включают: контроль за наличием и техническим состоянием знаков адресации; своевременную замену знаков адресации (в случае изменения топонимики); поддержание внешнего вида, периодическую очистку знаков адресации; снятие, сохранение знаков адресации в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений; регулирование условий видимости знаков адресации (высоты зеленых насаждений).
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.12.4. Приложения N 3 к Правилам N 961 знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на объекте благоустройства - фасаде здания, сооружения (трансформаторных подстанциях, газораспределительных пунктах). Обязанность по размещению знаков адресации исполняется уполномоченными на содержание лицами.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, лит. В (кадастровый номер 78:07:0003056:1020), принадлежит ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления.
Вместе с тем, на основании акта приема-передачи здания в эксплуатацию от 28.04.2021 вышеуказанное здание передано в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, а также целей деятельности ФГБУ "ЦЖКУ", закрепленных в приказе Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 и Уставе ФГБУ "ЦЖКУ", именно Учреждение является надлежащим субъектом административной ответственности по пунктам 1, 2, 3 стать 20 Закона N 273-70 (лицом, ответственным за осуществление мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений и размещенных на них элементов благоустройства).
Факт нарушения вышеуказанных указанных требований Правил N 961 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом осмотра от 25.01.2021 с приложенными фотоматериалами, из которых усматривается, что Учреждением нарушены требования к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на фасадах здания отсутствует знак адресации, зафиксирована растительность в границах цоколя, разрушена облицовка, оголена кирпичная кладка, зафиксированы трещины, локально разбито остекление, частично окна закрыты деревянными заполнениями, отсутствуют секции водосточных труб.
Вмененное Учреждению правонарушение правильно квалифицировано административным органом по пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Учреждением требований Правил N 961 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на то, что по итогам осеннего смотра спорное здание включено в заявочный план капитального ремонта на 2021 год, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции достаточными мерами по осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, поскольку доказательств принятия мер по получению денежных средств на проведение капитального ремонта в материалы настоящего дела не представлены, как и доказательств того, что в указанные в плане сроки проведен капитальный ремонт.
Само по себе включение спорного здания в заявочный план капитального ремонта на 2021 год не освобождает Учреждение от обязанности по надлежащему содержанию объекта благоустройства в соответствии с требованиями Правил N 961. Из материалов дела не усматривается, что повреждения фасада здания по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, лит. В (кадастровый номер 78:07:0003056:1020) возникли только в 2020 году (из материалов дела усматривается, что постановлением ГАТИ от 09.11.2018 N 3519 Учреждение ранее уже привлекалось к административной ответственности по пунктам 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70 за неосуществление обязанностей по очистке и промывке, а также текущему ремонту фасадов здания по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 20, лит.В).
Кроме того проведение работ по очистке и промывке фасадов здания от растительности в границах цоколя, а также установка знаков адресации не требовали от Учреждения проведения работ по текущему или капитальному ремонту; доказательства того, что данные мероприятия были запланированы и своевременно проведены заявителем, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения составов вмененных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Апелляционный суд не усматривает нарушения административным органом процедуры привлечения Учреждения административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом нарушений Правил N 961 с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание количество нарушения, учитывая, что доказательств устранения выявленных замечаний по осуществлению мероприятий по содержанию фасадов спорного здания или размещенных на нем элементов благоустройства Учреждением суду не представлено, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
С учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ оспариваемым постановлением Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 550000 рублей, то есть в пределах санкции пункта 3 статьи 20 Закона N 273-70, что отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего предела санкции пункта 3 статьи 20 Закона N 273-70 не имеется, с учетом наличия сведений о повторном неоднократном привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (постановления от 23.09.2020 N 2923, от 19.08.2020 N 2428, от 19.06.2020 N 1586, от 19.06.2020 N 1585, от 18.03.2020 N 916, от 04.03.2020 N 781, от 15.01.2020 N 113, от 18.10.2019 N 5159, от 06.11.2019 N 5451), на что указанно в оспариваемом постановлении ГАТИ от 17.02.2021 N793, а также с учетом длительного неисполнения Учреждением обязанностей по надлежащему содержанию фасадов спорного здания (с 2018 года).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 17.02.2021 N 793 по делу об административном правонарушении N 94084 от 25.01.2021.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда от 11.06.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2021 года по делу N А56-21394/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21394/2021
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: А56-116130/2020, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ