г. Пермь |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А60-8510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от ответчика: Волкова С.А., паспорт, доверенность от 18.03.2021;
от истца: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу истца, Федерального агентства лесного хозяйства,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июля 2021 года
по делу N А60-8510/2021
по иску Федерального агентства лесного хозяйства
к акционерному обществу "Научно-исследовательский институт машиностроения" (ИНН 6623125489, ОГРН 1176658123290)
о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Научно-исследовательский институт машиностроения" (далее - ответчик, АО "НИИМАШ") о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12, расположенный по адресу: Свердловская область, городской округ Нижняя Салда, северо-западная часть кадастрового квартала в части наложения указанного земельного участка на лесные участки с кадастровыми номерами 66:55:0000000:14, 66:08:0000000:27, на площади наложения 380 671 кв. м., в кв. 113 часть выд. 3, 4, 14, 28, 29, кв. 87 часть выд. 33, 37-40, 42, 48, 55, кв. 88, часть выделов 25-27, 32, кв. 89, часть выд. 4, 9, 11; кв. 366 часть выд. 24-26, 28, 30, кв. 74 часть выд. 1-8, 25; кв. 75 часть выд. 1-6; кв. 76 часть выд. 1-5, 7, 8; кв. 77 часть выд. 1,2,10 Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка, в указанных координатах. Также просит указать, что решение является основанием для внесения изменений Единый государственный реестр недвижимости (с учетом уточнения исковых требований в части указания координат части земельного участка в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Рослесхоз обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы об ошибочности выводов суда о нахождении железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером 66:55:0101001:12. Указывает, что железная дорога ответчиком не обслуживается и не используется. Ссылается на то, что имеется двойной учет земельного участка: в границах земельного участка из состава земель лесного фонда и как самостоятельный земельный участок. Также истец выражает несогласие с выводом суда о недоказательности факта отнесения земельного участка к землям лесного фонда. Указывает на то, что факт пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ "Рослесинфорг" и сведениями Государственного лесного реестра.
АО "НИИМАШ" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Истцом представлены возражения по доводам, изложенными в отзыве ответчика.
Определением от 17.09.2021 на основании ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Крымджановой Д.И. на судью Дружинину О.Г.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований Рослесхоз ссылается на то, что спорный земельный участок согласно данным, отраженным в заключении ФГБУ "Рослесинфорг", находится в границах земельного участка из состава земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
По мнению истца, происходит двойной учет земельных участков, двойная регистрация права собственности за двумя разными субъектами.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости АО "НИИМАШ" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12, площадью 486 953 кв.м. (запись в ЕГРН 66:55:0101001:12-66/022/2019-4, дата регистрации права собственности 12.12.2019).
Земельный участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования - для подъездного железнодорожного пути, для размещения железнодорожных путей и их конструктивных элементов.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12 пересекается с землями лесного фонда Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка на площади наложения 380 671 кв.м.
Как указывает истец, право собственности Российской Федерации на лесные участки с кадастровыми номерами 66:08:0000000:27 и 66:55:0000000:14 подтверждается свидетельствами о праве собственности 66-АГ 887521 и 66 АЕ 563153. Фактическое владение земельным участком Российской Федерацией подтверждается соответствующими записями в выписке из Государственного лесного реестра. Таким образом, лесной участок используется собственником по его целевому назначению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Рослесхоз обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12 не относится к землям лесного фонда, оснований для признания его таковым не имеется, иск заявлен не владеющим собственником.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Истец, ссылаясь на заключение ФГБУ "Рослесинфорг", утверждает, что при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:55:0101001:12 пересекаются с землями лесного фонда Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка в кв. 113 часть выд. 3, 4, 14, 28, 29, кв. 87 часть выд. 33, 37-40, 42, 48, 55, кв. 88, часть выделов 25-27, 32, кв. 89, часть выд. 4, 9, 11; кв. 366 часть выд. 24-26, 28, 30, кв. 74 часть выд. 1-8, 25; кв. 75 часть выд. 1-6; кв. 76 часть выд. 1-5, 7, 8; кв. 77 часть выд. 1,2,10 Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка. Площадь пересечения составила - 380 671 кв.м. При этом, доказательств перевода земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке в иную категорию земель не имеется.
Поскольку сведения о землях лесного фонда Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка в спорных кварталах и выделах содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, истец просит признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12 в координатах, указанных в иске.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12 зарегистрировано за АО "НИИМАШ" 12.12.2019.
Как указал ответчик, спорный земельный участок предназначен для соединения железной дорогой Станции Моховой с промышленной площадкой "А" АО "НИИМАШ" для доставки крупногабаритных двигательных установок, железобетонных конструкций и строительных материалов, для железнодорожных цистерн с криогенной продукцией, а также для доставки резервного топлива (мазута) в котельную промплощадки "А".
Из обстоятельств дела следует, что Постановлением Главы администрации города Нижняя Салда N 308 от 03.06.1992 ответчику предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования, в том числе для подъездного железнодорожного пути. Выдано свидетельство N 14-18 от 03.06.1992 о праве бессрочного пользования земельным участком.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Нижняя Салда N 746-ПА от 31.12.2004 уточнены границы, площадь и место расположения земельного участка, ранее предоставленного ответчику.
Ответчиком также представлены акт от 25.10.1961 об осмотре и проверке железнодорожных путей, протяженностью 16.3 км.; свидетельство о внесении в реестр федерального имущества от 17.04.2000; приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.07.1999 N 150 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ответчиком, с перечнем государственного имущества, закрепляемого за государственным предприятием, в перечне которого содержится указание на спорные железнодорожные пути; ситуационный план N 1 расположения земельных участком ответчика с обозначенной на нем железной дорогой; сведения публичной кадастровой карты с обозначением железнодорожных путей; перечень земельных участков с объектами предприятия ответчика; карта - схема графическое совмещения земельного участка с к.н. 66:55:0101001:12 с материалами лесоустройства Кушвинского лесничества Нижне-Салдинского участкового лесничества Нижне-Салдинского участка.
Кроме того, как указано судом, на обозрение суда были представлены ситуационный план ДСП 30/207 от 03.11.1999, выкопировка из генерального плана N 040813сс.
Оценив представленные ответчиком в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:55:0101001:12 не относится к землям лесного фонда, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены два реестра, которые между собой не систематизированы в полной мере: лесной реестр и государственный реестр недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешительных документов, дающих право на изъятие из состава земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" спорного земельного участка и переводе его в земли иных категорий, в установленном законом порядке не имеется.
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (п.2 ст.5 Федерального закона oт 29.07.2017 N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность зашиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст. 302 ГК РФ законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:55:0101001:12, расположенном по адресу: Свердловская область, городской округ Нижняя Салда, северо-западная часть кадастрового квартала содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведении об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их приобретения, правообладателях.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2021 года по делу N А60-8510/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8510/2021
Истец: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ"