г. Пермь |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А60-60394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Балдина Р.А., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
с участием:
от заявителя - Бурягина М.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Рош Диабетес Кеа Рус",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 мая 2021 года
по делу N А60-60394/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рош Диабетес Кеа Рус" (ОГРН 1167746455678, ИНН 7702401278)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)
третьи лица: Слехтин Вадим Александрович, Ястребов Василий Геннадьевич,
о признании незаконными действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, обязании налогового органа исключить из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рош Диабетес Кеа Рус" (далее - заявитель, ООО "Рош Диабетес Кеа Рус") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) о признании незаконным внесение ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении Благотворительного фонда "Спарта", обязании исключить сведения о прекращении деятельности Благотворительного фонда "Спарта" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Слехтин Вадим Александрович (далее - Слехтин В.А.), Ястребов Василий Геннадьевич (далее - Ястребов В.Г.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что доказательства того, что счет, указанный в вышеприведенных справках, был единственным банковским счетом Благотворительного фонда "Спарта", в материалы дела не предоставлены. Кроме того, непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету сами по себе не являются безусловными основаниями для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица - некоммерческой организации, с учетом того, что деятельность Благотворительного фонда "Спарта" носит некоммерческий характер и основными видами деятельности является благотворительная деятельность. Заявитель не был уведомлен о предстоящем исключении Благотворительного фонда "Спарта" из ЕГРЮЛ, о сроке, в течение которого мог заявить свои требования к ликвидирующемуся должнику, узнал об исключении Благотворительного фонда "Спарта" в сентябре 2020 года из полученной выписки из ЕГРЮЛ. На момент исключения из ЕГРЮЛ в отношении Благотворительного фонда "Спарта" имелось незавершенное исполнительное производство N 707748/19/66001-ЙП от 04.06.2019, возбужденное Верх-Исетским РОСП г. Екатеринбурга, на сумму 989 511 руб. 05 коп., при этом инспекцией не были предоставлены доказательства невозможности обращения к данным, опубликованным на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов.
ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга направила письменный отзыв на жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, по доводам, изложенным в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч.2 ст. 156 АПК РФ ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга письменно уведомила суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.03.2020 ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) путем внесения в него соответствующей записи исключено как фактически недействующее юридическое лицо Благотворительный фонд "Спарта".
Заявитель полагает, что признание Благотворительного фонда "Спарта" фактически недействующим, а, следовательно, исключение его из ЕГРЮЛ является незаконным.
Сведения об исключении из ЕГРЮЛ Благотворительного фонда "Спарта" были обнаружены заявителем, являющимся кредитором Благотворительного фонда "Спарта" в сентябре 2020 года при получении электронной выписки из ЕГРЮЛ в отношении данного общества.
Заявитель указал, что является кредитором Благотворительного фонда "Спарта".
В отношении Благотворительного фонда "Спарта" на момент подачи настоящего заявления имеется незавершенное исполнительное производство N 707748/19/66001-ИП от 04.06.2019, возбужденное Верх-Исетским РОСП г. Екатеринбурга, на сумму 989 511 руб. 05 коп., взыскателем по данному исполнительному производству является заявитель.
По мнению заявителя, оспариваемые действия ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не соответствуют требованиям п. 1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона N 129-ФЗ и пришел к выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с чем, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п.1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, исполнение положения п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, в данном случае Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570) из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
В силу п.3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Соотношение положений п. 1, п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ с общими положениями данного закона и смысла государственной регистрации позволяет сделать вывод об установленной в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ публичной обязанности регистрирующего органа инициировать исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, в целях обеспечения достоверности данного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом.
Вместе с тем при исполнении данной обязанности инспекцией должны быть соблюдены все установленные законом процедуры без каких-либо отступлений, что будет являться гарантией обеспечения прав как самого юридического лица, исключаемого из реестра, так и всех заинтересованных лиц (в том числе, его участников и кредиторов).
В силу п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Правильность такого толкования рассматриваемых норм подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.1 Постановления Пленума N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о Банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", согласно которой процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570), обладающего признаками недействующего юридического лица, сформированы: справка N 4553-О от 15.11.2019 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, последняя дата представления документов отчетности 29.10.2018; справка N 4553-С от 15.11.2019 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам, последняя дата операции по расчетному счету 01.11.2018.
Ссылка апеллянта на отсутствие доказательств того, что счет, указанный в вышеприведенных справках, был единственным банковским счетом Благотворительного фонда "Спарта", признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку именно регистрирующий орган располагает сведениями о всех банковских счетах, открытых юридическим лицом. Доказательств недостоверности сведений справок заявителем не представлено.
Таким образом, при наличии всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ условий и на основании представленных документов, следует, что Благотворительный фонд "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570) обладает признаками недействующего юридического лица.
ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга принято решение N 20095 от 25.11.2019 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570), в ЕГРЮЛ 27.11.2019 внесена соответствующая запись ГРН 6196658746905.
Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570) в соответствии с п.3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 47(763) от 27.11.2019.
С учетом публикации названного сообщения в средствах массовой информации в установленном законом порядке, суд первой инстанции верно указал, что заявитель, действуя добросовестно и разумно, проявляя должную степень осмотрительности, мог интересоваться правовым положением Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570). Однако заявитель своим правом не воспользовался, в установленный законом срок после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ с соответствующим заявлением в налоговый орган не обратился, что им не отрицается.
Следовательно, действуя при необходимой внимательности и осмотрительности, заявитель не лишен возможности воспрепятствовать исключению Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570).
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке.
В связи с отсутствием заявлений от Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570), его кредиторов и иных заинтересованных в сохранении данной организации лиц, регистрирующим органом 11.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 2206600276639) об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, п.п. 1 - 3 ст. 21.1 и п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Как следует из материалов дела, сообщение о предстоящем исключении Благотворительного фонда "Спарта" (ОГРН 1169600002450 ИНН 6658490570) опубликовано 27.11.2019 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 47(763), а также размещено на электронном Интернет-ресурсе www.vestnik-gosreg.ru,www.nalog.ru.
Доказательств того, что заявитель не имел возможности своевременно ознакомиться с публикацией о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, не представлено.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 22 Закона N 129 - ФЗ определено, что регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, а именно: сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В данном случае таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с Законом N 129-ФЗ на регистрирующий орган возложена обязанность по установлению признаков недействующего юридического лица. Обязанность по установлению иных обстоятельств Законом N 129-ФЗ на регистрирующий орган не возложена.
При исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению в публичном доступе сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при не предъявлении в течение установленного срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц, действующее законодательство, не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по проведению проверки фактического осуществления организацией деятельности и по выявлению наличия у недействующей организации какой-либо задолженности, в том числе у регистрирующего органа нет обязанности по мониторингу сайта службы судебных приставов.
Более того, само по себе наличие такой задолженности при отсутствии заявлений со стороны заинтересованных лиц не исключает действия статей 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, предполагающих возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица.
Заинтересованное лицо, осуществляющее добросовестно свои права, предоставленные ему Законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении исключаемого юридического лица как недействующего, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Журнал "Вестник государственной регистрации", содержащий, в том числе сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, является общедоступным печатным изданием, требование законодателя об обязательном опубликовании указанных сведений направлено на защиту прав заинтересованных лиц.
При этом следует отметить, что неблагоприятные последствия бездействия заинтересованных лиц при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что заявитель не был уведомлен о предстоящем исключении Благотворительного фонда "Спарта" из ЕГРЮЛ, о сроке, в течение которого мог заявить свои требования к ликвидирующемуся должнику, отклоняется.
Довод жалобы о том, что непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету сами по себе не являются безусловными основаниями для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица - некоммерческой организации, с учетом того, что деятельность Благотворительного фонда "Спарта" носит некоммерческий характер и основными видами деятельности является благотворительная деятельность, отклоняется, поскольку доказательств фактического осуществления заявителем деятельности не представлено (ст. 65 АПК РФ), материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая, что регистрирующим органом не допущено нарушений требований действующего законодательства, оснований для признания таких действий незаконными, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. При этом оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 20.05.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2021 года по делу N А60-60394/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60394/2020
Истец: ООО РОШ ДИАБЕТЕС КЕА РУС
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: Слехтин Вадим Александрович, Ястребов Василий Геннадьевич