23 сентября 2021 г. |
Дело N А83-14760/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тайфи" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 июня 2021 года по делу N А83-14760/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тайфи"
к Министерству промышленной политики Республики Крым
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
28.08.2020 по почте общество с ограниченной ответственностью "Тайфи" (ОГРН: 1149102097770 - л.д. 23, 25-35 т. 1, далее - ООО "Тайфи" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконным и об отмене вынесенного 13.08.2020 Министерством промышленной политики Республики Крым (ОГРН: 1149102003192, далее - Минпром Крыма или административный орган) постановления N 2294/07-1-20 о назначении ООО "Тайфи" административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в размере 70.000 руб. и о прекращении производства по делу об административном правонарушении (л.д.7-9 т.1, 41-44 т.2).
Требования обоснованы тем, что нарушение на 1 день срока декларирования объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 4 квартал 2019 года было обусловлено уважительной причиной - поломкой компьютера, на котором содержалась необходимая информация для подачи декларации; что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Тайфи" вины; при таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Решением суда первой инстанции постановление изменено в части наказания - применен административный штраф в размере 50.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Тайфи" допустило нарушение сроков декларирования объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 4 квартал 2019 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ; срок привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен; совершенное правонарушения не является малозначительным, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа предупреждением не установлено, поскольку заявитель привлечен к административной ответственности не впервые; но размер применённого штрафа не соответствует характеру совершенного, не учтено имущественное и финансовое положение заявителя, поэтому административный штраф снижен до минимального (л.д.65-77 т.2).
ООО "Тайфи" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права (л.д. 87-89 т. 2).
В апелляционной жалобе указаны те же доводы, что и в заявлении об отмене вынесенного Минпромом Крыма постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Из отзыва Минпрома Крыма на апелляционную жалобу следует, что размер примененного административного штрафа определен в пределах санкции статьи 15.13 КоАП РФ и с учетом характера совершенного правонарушения, а также имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе того факта, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности (л.д.94-95 т.2).
Представители участников в судебное заседание не явились.
ООО "Тайфи" просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании (л.д. 110-111 т.2).
В удовлетворении ходатайства Минпрома Крыма об отложении судебного разбирательства протокольным определением отказано (л.д.119 т.2).
О начале апелляционного производства участники извещены определением от 22.07.2021, копии которого получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 83-85 т. 2).
23.07.2021 и 20.08.2021 информация о возбуждении апелляционного производства и о судебном заседании на 16.09.2021 размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 86, 104 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
13.08.2020 заместитель министра промышленной политики Республики Крым Латышев Я.В., рассмотрев без участия представителя ООО "Тайфи" материалы дела об административном правонарушении вынес постановление N N 2294/07-1-20, которым ООО "Тайфи" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70.000 руб. (л.д. 44-47 т. 1).
25.08.2020 копия постановления получена ООО "Тайфи" по почте, что подтверждается почтовым уведомлением по трек-коду 29503449028901 (л.д. 43 т. 1).
О времени и месте рассмотрения административного дела ООО "Тайфи" извещено определением административного органа N 2248/07-1-19 об отложении рассмотрения дела на 13.08.2020 в 11:05 (л.д. 50 т. 1), которое получено заявителем по почте 21.07.2020, что подтверждается почтовым уведомлением по трек-номеру 29503447068848 (л.д. 49 т. 1).
29.06.2020 протокол об административном правонарушении N 2287/07-1-22 составлен главным специалистом сектора декларирования управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым Сорокиной Е.М. без участия законного представителя ООО "Тайфи" (л.д. 51-54 т. 1).
В этот же день копия протокола направлена ООО "Тайфи" заказным письмом с уведомлением, однако не получена им из-за неудачной попытки вручения, что подтверждается отчетом об отслеживании и сведениями сайта "Почта России" по трек-номеру 29503448071601 (л.д. 60 т. 1).
О месте и времени составления протокола с разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, заявитель уведомлен извещением N 07/638 от 27.04.2020 (л.д.63 т.1). Направленное по почте извещение 12.05.2021 возвращено отправителю из-за истечения срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании по трек-номеру 29503444154131 (л.д. 61-62 т.1).
Из названных постановления и протокола следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО "Тайфи" Декларацию за 4 квартал 2019 года по форме согласно приложению N 8 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи предоставило - 21.01.2020, то есть с нарушением установленного срока на один день (л.д. 59 т. 1).
Заявитель не оспаривает факт пропуска срока подачи названной Декларации, но полагает, что в его действиях отсутствует вина, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Процедура привлечения к административной ответственности заявителем также не оспаривается, заявитель извещался в установленном порядке о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела; знал о таком производстве, что следует из направленных заявителем в Минпром Крыма пояснительных записок, о чем указано в заявлении об оспаривании постановления (л.д. 8 т.1).
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, действующей на дату подачи декларации) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об использовании производственных мощностей, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции принимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с абзацем 11 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815, достававшие на момент подачи декларации):
- организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в том числе ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом Союза особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов, а также помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 8.
Согласно абзацев 15 и 16 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Как установлено, заявитель не исполнил требования действующего законодательства в части декларирования объемов оборота подобной продукции в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Тайфи" имелась возможность для соблюдения срока при декларировании объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи ; период подачи такой декларации является продолжительным); попытка заявителя подачи такой декларации в последние дни установленного законом срока не свидетельствует о принятых со стороны заявителя всех зависящих от него действий для соблюдения установленной законом обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии чрезвычайных обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО "Тайфи", которые объективно не позволили заявителю выполнить возложенную на него законом обязанность по предоставлению декларации.
Довод заявителя о неисправности компьютера, на котором хранились необходимые для декларирования сведения, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как ООО "Тайфи", являясь профессиональным участником рынка спиртосодержащей продукции, должен и мог предусмотреть меры, обеспечивающие сохранность необходимых для декларирования сведений на иных источниках, а также осознавать важность своевременного предоставления достоверных сведений и возможную ответственность за несвоевременное предоставление декларируемых данных, предусмотренных положениями Закона N 171-ФЗ.
Заявителем не обоснована невозможность принятия мер по направлению декларации в электронном виде ранее 17-го числа (даты поломки компьютера).
Таким образом, совокупностью доказательств подтверждено совершение заявителем виновного противоправного действия, за которое статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Оснований для освобождения ООО "Тайфи" от ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения не установлено.
Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение которого, является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств:
1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2) правонарушение совершено им впервые;
3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб;
4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
Согласно сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Тайфи" хоть и является с 01.08.2016 малым предприятием, однако совершило административное правонарушение не впервые, так как постановлением административного органа N 2013/07-1-20 от 26.03.2020 ООО "Тайфи" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ (л.д. 55-58 т.1), вступившим в законную силу судебным актом отказано в признании незаконным и отмене этого постановления, что следует из итоговых судебных актов по делу N А83-15564/2020 (л.д. 119-123 т.2).
Таким образом, отсутствуют предусмотренные статьей 4.1.1 КоАП РФ основания для замены административного штрафа предупреждением.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и размер административного штрафа снижен с 70.000 руб. до 50.000 руб.
Оснований для переоценки этих выводов не установлено.
Оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону; оно принято уполномоченным должностным лицом; основания для привлечения к административной ответственности установлены и доказаны в установленном законом порядке; сомнений в совершении заявителем правонарушения нет; годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 июня 2021 года по делу N А83-14760/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тайфи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14760/2020
Истец: ООО "ТАЙФИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ