г. Москва |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А41-22747/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ООО "ЭКОТРАНС" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 по делу N А41-22747/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ЭКОТРАНС" к ИФНС по г. Балашихе Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКОТРАНС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС по г. Балашихе Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении 25.02.2021 N 50012103500198600004, о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЭКОТРАНС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках мероприятий валютного контроля налоговым органом выявлено нарушение валютного законодательства ООО "ЭКОТРАНС", а именно:
При осуществлении предпринимательской деятельности ООО "ЭКОТРАНС" в соответствии с Платежной ведомостью N 19 от 08.10.2019, Расходным кассовым ордером N 24 от 15.10.2019 за расчетный период с 01.09.2019 по 30.09.2019 из кассы Общества в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 32516 руб., 00 коп.
Инспекцией 25.11.2020 был отправлен запрос N 07-34/3902ДСП в МУ МВД России по вопросам миграции. Согласно официальному ответу, у физических лиц, которым была произведена выплата в наличной форме - гражданство Российской Федерации отсутствует, вид на жительство не имеется.
В связи с вышеуказанным налоговым органом установлено, что у нерезидентов были открыты расчетные счета в кредитных организациях (ПАО "Сбербанк России").
В связи с выявленными нарушениями в отношении Общества, в присутствии представителя Общества, составлен Протокол об административном правонарушении от 11.02.2021 N 50012103500198600002.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50012103500198600004, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 24387 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЭКОТРАНС" обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что Обществом осуществлена выдача заработной платы сотрудникам нерезидентам РФ наличными денежными средствами через кассу ООО "ЭКОТРАНС" за период с 01.09.2019 г. по 30.09.19, минуя банковские счета.
В обосновании заявленных требований, заявитель указывает, что выводы административного органа о нарушении Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закона N 173-ФЗ), не обоснованы, в связи с отсутствием ограничений проведения расчетов между резидентом и нерезидентом.
Данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, в связи со следующим.
Федеральным законом N 173-ФЗ определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями (ст. ст. 1 и 2 Закона).
В соответствии с пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, - перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Как следует из материалов дела, обоснованно установлено судом и не опровергнуто обществом, последнее, являясь резидентом, совершало операции по выплате заработной платы работникам - нерезидентам валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в уполномоченном банке.
Поскольку денежные средства выплачивались нерезидентам, данная операция являлась валютной операцией и требовала использования счета в уполномоченном банке.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N 303-ЭС19-20522 по делу N А51-25687/2018; постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.12.2020 по делу N А41-19430/20).
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Поскольку факт осуществления валютной операций в виде выплаты заработной платы работникам - нерезидентам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен по материалам рассматриваемого дела, арбитражный суд полагает о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, Обществом допущено нарушение требований Федерального закона N 173-ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом соблюдены.
Вопреки доводам заявителя об истечении сроков привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности составляет два года, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2019 г. N 307-ЭС19-5341 по делу N А05-5375/2018.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в размере от в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Согласно постановлению от 15.04.2021 N б/н в ходе рассмотрения административного дела налоговым органом обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен налоговым органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в размере трех четвертых от суммы 32516 руб. - 24387 руб., ниже которой административное наказание в виде штрафа назначено быть не может.
В настоящем случае, основания, позволяющие назначить обществу административное наказание в виде предупреждения, отсутствуют, поскольку вменяемое правонарушение создает угрозу экономической безопасности государства, что исключает возможность применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Доводы Общества, положенные в основу рассматриваемого заявления, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 по делу N А41-22747/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22747/2021
Истец: ООО "Экотранс"
Ответчик: ИФНС по г. Балашиха МО
Третье лицо: ИФНС по г. Балашиха МО