г. Хабаровск |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А73-7473/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение от 14.07.2021 по делу N А73-7473/2021 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2021 межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств) о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства N 6924/17/27027-ИП.
Определением от 21.05.2021 заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-7473/2021.
14.07.2021 Арбитражный суд Хабаровского края принял решение путем подписания судьей резолютивной части решения в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ об отказе в удовлетворении требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, указывая на то, что одномоментное исполнение требований судебного пристава-исполнителя невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимости ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края. Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы Министерство указало на то, что в соответствии с бюджетным законодательством оно не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в рамках выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционная жалоба была принята для рассмотрения в порядке упрощенного производства определением от 10.08.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Мотивированное решение составлено судом первой инстанции 28.07.2021 на основании абзаца 3 части 2 статьи 229 АПК РФ ввиду подачи апелляционной жалобы.
Административный орган отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в МОСП по исполнению особых исполнительных производств на исполнении находился исполнительный лист серии ФС N 007459575 по делу N 2-5753/2015 от 14.09.2015, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 11.02.2016.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Лавровой Марии Владимировне (далее - Лаврова М.В.) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края в виде отдельной квартиры общей площади не менее 18 кв.м в пределах г. Хабаровска по договору найма специализированного жилого фонда.
16.05.2017 в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N 6924/17/27027-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, где должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с тем, что в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 30.10.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения.
Ввиду неисполнения должником решения суда судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края выдано требование от 03.12.2020 N 27027/20/76867 об исполнении в срок до 12.01.2021 нескольких исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений, в том числе вышеназванного. В требовании должник предупреждался об ответственности в соответствии со статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. Требование получено Министерством 04.12.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
29.01.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 2822/21/27027-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 29.01.2021, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 19.03.2021 на 12 час. 36 мин. Определением от 21.04.2021 рассмотрение дела откладывалось на 26.04.2021 в 12 час. 36 мин. Копия определения вручена должнику 22.04.2021.
26.04.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Второй инстанцией установлено, что МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа 16.05.2017 возбуждено исполнительное производство N 6924/17/27027-ИП, во исполнение которого Министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Лавровой М.В. благоустроенное жилое помещение.
Однако Министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, последний из которых до 12.01.2021, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Субъективная сторона (вина) Министерства заключается в том, что оно не предприняло необходимых мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в нем требования.
Довод Министерства о том, что одномоментное исполнение требований судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимость ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края, отклоняется апелляционным судом ввиду того, что вступившие в законную силу судебное решение от 14.09.2015 по делу N 2-5753/2015 не исполняется на протяжении достаточно длительного периода времени.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Уведомление Министерства о невозможности исполнения судебного решения ввиду отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности. Право гражданина на получение жилого помещения, подтверждённое вступившим в законную силу судебным актом, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
В материалах дела не содержится доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Министерство с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта в связи с невозможностью или затруднительностью его исполнения не обращалось. Доказательств обратного сторонами в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях Министерства ЖКХ Хабаровского края имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Заявителю жалобы назначен административный штраф в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Апелляционный суд с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, пренебрежительное отношение к исполнению возложенной обязанности по надлежащему и своевременному исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта, обязательность исполнения которого предусмотрена нормами действующего законодательства, не усмотрел основания для применения к спорным отношениям статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод о том, что в спорном исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, следовательно, довод в данной части правомерно отклонен судом первой инстанции, как несостоятельный.
При установленных обстоятельствах, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства ЖКХ Хабаровского края отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение в виде резолютивной части решения от 14.07.2021 (мотивированное решение от 28.07.2021) по делу N А73-7473/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7473/2021
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управление федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО