город Омск |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А46-10531/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9951/2021) Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2021 по делу N А46-10531/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522, адрес: 644099 Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42) к обществу с ограниченной ответственностью "КванторСтрой" (ИНН 6685072452, ОГРН 1146685032383, адрес: 620109, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Крауля, стр 9А, помещение 409), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик", о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания N 06/1-06/12 от 06.04.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Воронко И.В., представитель по доверенности от 24.05.2021 N б/н сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее также - Госстройнадзор Омской области, административный орган, заявитель, Управление) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Квантор-Строй" (далее также - ООО "Квантор-Строй", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) за неисполнение предписания Управления от 06.04.2021 N 06/1-06/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее также - учреждение, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.08.2021 по делу N А46-10531/2021 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Судебный акт мотивирован выводами о том, что по состоянию на дату истечения срока исполнения предписания уже были разработаны изменения в проектную документацию в соответствии с фактически выполненными работами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что обществом не были приняты все меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В процессе проведения проверки обществом не были представлены документы, свидетельствующие о подготовке (разработке) изменений в проектную документацию. Положительное заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, проектная документация с внесенными изменениями по настоящее время не представлены в Управление. ООО "Квантор-Строй" не известило Управление об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки от 06.04.2021. Заявлений о продлении срока исполнения предписания не поступало.
Третье лицо и ООО "Квантор-Строй" представили отзывы на жалобу.
До начала судебного заседания от ООО "КванторСтрой" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ООО "Квантор-Строй", третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Госстройнадзора Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, распоряжением Госстройнадзора Омской области от 09.03.2021 N 115-р в отношении ООО "Квантор-Строй" было назначено проведение проверки с целью проверки исполнения предписания от 30.12.2020 N 06/1-06/41 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, выданного Госстройнадзором Омской области, со сроком исполнения 05.03.2021 (с учетом уведомления о внесении изменений в предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства N 06/1-06/41 от 30.12.2020).
В соответствии с актом проверки от 06.04.2021 N 06/1-08/17 Госстройнадзором Омской области установлено, что на момент проведения проверки не выполнено требование пункта 6 предписания N 06/1-06/41 от 30.12.2020, согласно которому вменено нарушение проекта N 009-19-06-КР: горизонтальная гидроизоляция фундамента выполнена в 1 слой рубероида (по проекту в 2 слоя рубероида на битумной мастике).
По факту выявленного нарушения в отношении ООО "Квантор-Строй" контролирующим органом был составлен протокол от 06.04.2021 N 60 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, а также выдано новое аналогичное предписание от 06.04.2021 N 06/1-06/12.
На основании распоряжения от 13.05.2021 N 237-р в отношении ООО "Квантор-Строй" определено провести внеплановую выездную проверку в целях проверки исполнения предписания от 06.04.2021 N 06/1-06/12.
В ходе проведения проверки административный орган пришел к выводу о том, что предписание не исполнено. Результаты проверки отражены в акте от 09.06.2021 N 06/1-08/35.
В отношении ООО "Квантор-Строй" в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении от 09.06.2021 N 150.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
05.08.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного строительного надзора на территории Российской Федерации установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).
В силу пункта 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано, в том числе, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Из материалов дела следует, что между КУОО "Омскоблстройзаказчик" (далее - учреждение, заказчик) и ООО "Квантор-Строй" (далее - подрядчик) заключен государственный контракт от 15.10.2020 N 48-2020/СМР (далее - Контракт) на выполнение работ по строительству объекта "Строительство детского сада в р.п. Болыиеречье Большереченского района Омской области" (далее - объект).
Таким образом, ООО "Квантор-Строй", будучи лицом, осуществляющим строительство, несет ответственность за обеспечение контроля за выполнением работ в соответствии с проектной документацией, техническими регламентами, другими обязательными для исполнения нормативными требованиями.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Из приведенной нормы прямо следует обязанность обеспечивать строительство объекта в соответствии с требованиями проектной документацией.
Из материалов настоящего дела следует, что на основании требований проекта 009-19-09-06-КР изм.1 лист 3 примечание 5, ООО "Квантор-Строй" было необходимо выполнить горизонтальную гидроизоляцию из 2-х слоев рубероида на битумной мастике на отметке -2.840, а также по верху фундаментных блоков выполнить гидроизоляцию из цементно-песочного раствора 1:2 S=30 мм.
В нарушение проектной документации гидроизоляция подрядчиком была выполнена в один слой, что ООО "Квантор-Строй" по существу не оспаривается.
В целях устранения указанного нарушения ООО "Квантор-Строй" выдавались обязательные к исполнению предписания от 30.12.2020 N 06/1-06/41, от 06.04.2021 N 06/1-06/12.
В соответствии с предписанием от 06.04.2021 Обществу было предложено устранить выявленные нарушения в срок до 06.05.2021.
В период с 18.05.2021 по 09.06.2021 в ходе проведения проверки исполнения предписания от 06.04.2021 N 06/1-06/12 административный орган пришел к выводу о том, что предписание не исполнено, что отражено в акте от 09.06.2021 N 06/1-08/35 и протоколе об административном правонарушении от 09.06.2021 N 150.
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении к административной ответственности, сослался на то, что по инициативе заказчика проектным институтом ООО "БДСК" были внесены изменения в проект, допустив устройство гидроизоляции из 2-х слоев резино-битумной мастики и одного слоя рубероида (лист 3 проекта 009-19-09-06-КР изм. 3 примечание пункт 14). Кроме того, в связи с ненадлежащим исполнением принятых обязательств по Контракту, руководствуясь пунктами 7.1.6, 7.1.7, 13.8. Контракта, статьями 450.1, 708, 715, Гражданского кодекса Российской Федерации, и на основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 25.06.2021 N 02-1783.
Действительно, в материалы дела заказчиком представлены внесенные изменения в проект, в том числе лист 3 проекта 009-19-09-06-КР изм. 3 примечание пункт 14, согласно которому предусмотрена горизонтальная гидроизоляцию из 1-го слоя рубероида на битумной мастике на отметке -2.840, а также по верху фундаментных блоков выполнить гидроизоляцию из цементно-песочного раствора 1:2 S=30 мм.
Из представленного раздела 4 проекта 009-19-09-06-КР изм. 3 на 7 листов следует, что изменения внесены и составлены в марте 2021 года. В период с 14.05.2021 по 24.05.2021 была проведена оценка указанных изменений в АУ Омской области "Государственная экспертиза Омской области".
В силу части 5.2 статьи 52 ГрК РФ в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
В части 3.8 статьи 49 ГрК РФ установлено, что при определенных условиях экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации.
Оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям (часть 3.9 статьи 49 ГрК РФ).
Согласно части 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
В случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49 настоящего Кодекса (часть 15.3 статьи 48 ГрК РФ).
Представленным положительным заключением АУ Омской области "Государственная экспертиза Омской области" подтверждается, что оценка внесенных изменений осуществлялась в форме экспертного сопровождения, в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ.
Из указанного следует, что поскольку требуемые изменения были подготовлены и внесены в марте 2021 года, но прошли экспертное сопровождение АУ Омской области "Государственная экспертиза Омской области" только на основании письма заказчика от 14.05.2021, то по состоянию на 06.05.2021 (конечный срок исполнения предписания) надлежащим образом изменения внесены еще не были.
Договор расторгнут с подрядчиком также только с 06.08.2021.
Следовательно, на 07.05.2021 в действиях (бездействиях) ООО "Квантор-Строй" имелось событие административного правонарушения, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания от 06.04.2021 N 06/1-06/12.
Однако, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как следует из материалов дела, предписание от 06.04.2021 N 06/1-06/12 подлежало исполнению в срок до 06.05.2021, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности подлежит исчислению с 07.05.2021 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного обществу для исполнения предписания, и закончился 06.08.2021 - число, соответствующее истечению трехмесячного срока.
Таким образом, на момент рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2021 по делу N А46-10531/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10531/2021
Истец: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области
Ответчик: ООО "КВАНТОР-СТРОЙ"
Третье лицо: Казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик"