г. Вологда |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А13-335/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Басалаевой М.М. по доверенности от 03.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Важенина Алексея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июня 2021 года по делу N А13-335/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Важенин Алексей Вячеславович (ОГРНИП 304352817000180, ИНН 352800219613; адрес: 162600, Вологодская область, город Череповец; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4б; далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения от 17.12.2020 N 09-16/024085, содержащего отказ в предоставлении отсрочки по уплате налогов
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 июня 2021 года по делу N А13-335/2021 в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указал, что фактическим видом деятельности предпринимателя являлась деятельность с кодом ОКВЭД 68.20.1, предоставляющим право на отсрочку по уплате налогов.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя не направил, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие подателя апелляционной жалобы в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее -Постановление N 409), 27.11.2020 обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате имущественного и земельного налогов за 2019 и 2020 годы.
По результатам рассмотрения представленного заявления инспекцией сформировано сообщение от 17.12.2020 N 09-16/024085 (т. 1, л. 23-24) об отказе в предоставлении отсрочки по оплате имущественного и земельного налогов, поскольку отрасль, в которой ведется деятельность, не относится к отраслям, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 434).
Предприниматель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление). Решением Управления от 01.03.2021 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (т. 1, л. 26-28).
Не согласившись с отказом инспекции, предприниматель обратился в суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Постановлением N 409 утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, устанавливающие порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям (далее - заинтересованные лица), осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением N 434.
Согласно пункту 1 Постановления N 409 осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020, основной вид деятельности предпринимателя "Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями" (код ОКВЭД 46.36). Указанный вид деятельности не включен в перечень пострадавших отраслей.
Предприниматель в обоснование заявленных требований указал, что фактически основным видом деятельности являлся "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 68.20.2).
Вместе с тем указанный вид деятельности на 01.03.2020 отражен как дополнительный. Изменения в части основного вида деятельности представлены заявителем в регистрирующий орган только 26.06.2020, и на основании заявления 06.07.2020 в ЕГРИП внесена запись об изменении основного вида деятельности.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 129-ФЗ и пунктом 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@, учредитель юридического лица или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагают заниматься, и представляют сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
В связи с чем, следует учитывать, что присвоение кодов ОКВЭД юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям носит заявительный характер, которые при изменении кодов ОКВЭД обязаны в течение 3 рабочих дней с момента изменения таких сведений (в том числе о том, какой вид деятельности относится к основному виду деятельности, какой к дополнительному) в целях внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства (подпункт "п" пункта 1, подпункт "о" пункта 2, пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, пункт 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@).
Неисполнение данной обязанности ведет к искажению государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом (статья 4 Закона N 129-ФЗ). При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу проверять экономическую деятельность предпринимателя и в дальнейшем сопоставлять заявленный им в ЕГРИП код основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, федеральным законом не предусмотрено.
Исходя из правового анализа указанных выше норм права, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя будет являться тот вид деятельности, который указан им при регистрации при заполнении формы N Р11001. Если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не внесены в ЕГРИП, основным видом деятельности в целях получения отсрочки по уплате налогов в соответствии с Постановлением N 409 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020.
Согласно Правилам предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409, индивидуальным предпринимателям, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, может быть предоставлена отсрочка по уплате налога на имущество физических лиц, срок уплаты которого наступает в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно), при соблюдении условий, установленных пунктом 13.1 Правил.
Для целей применения Правил под организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставившими отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями, понимаются организации и индивидуальные предприниматели, включенные в перечень налогоплательщиков, предоставивших такую отсрочку (с указанием их идентификационных номеров налогоплательщиков), который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в части торговых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 13 (1) Правил).
В указанный перечень подлежат включению налогоплательщики, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
- код основного вида деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, соответствует коду 68.2 "Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом";
- налогоплательщику принадлежит на праве собственности торговый объект недвижимого имущества. Под торговыми объектами недвижимого имущества понимаются объекты недвижимого имущества, которые одновременно удовлетворяют следующим критериям:
объект недвижимого имущества (здание или помещение в нем) расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо его наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
в случае если объект недвижимого имущества расположен на территории субъекта Российской Федерации, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, указанного в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), объект недвижимого имущества должен быть включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный на 2020 год уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Доказательств включения предпринимателя в перечень налогоплательщиков, предоставивших отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества, не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что предпринимателем из 40 договоров аренды, действовавших в 2019-2020 году, только по 4 из них в апреле 2020 года заключены дополнительные соглашения о снижении арендной платы на 50 %.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, апелляционной коллегией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июня 2021 года по делу N А13-335/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Важенина Алексея Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-335/2021
Истец: Предприниматель Важенин Алексей Вячеславович
Ответчик: Межрайонная ИФНС Росси N12 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7681/2021