г. Самара |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А55-2974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2021 года по делу N А55-2974/2021 (судья Плотникова Н.Ю.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946 ОГРН 1056315070350)
к акционерному обществу Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (ИНН 6321153000 ОГРН 1056320183490)
о взыскании,
в судебное заседание явились:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Сорокина Ю.П. (доверенность от 02.04.2021),
от акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" - представитель Чевозерова Е.А. (доверенность от 01.01.2021),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (далее - ответчик, АО УК "Жилстройэксплуатация"), в котором просило взыскать задолженность за потребленные в октябре 2020 года тепловые ресурсы по договору N 35171к от 08.12.2015 в сумме 978 201 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования полностью, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права, а также при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Жалоба мотивирована тем, что между сторонами существует спор по определению объема тепловой энергии в отопительный сезон на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета (ОДПУ), ведущим общий учет энергоресурсов и не имеющим отдельного самостоятельного учета отопления. Аргумент ответчика о том, что абзац 8 п. 42(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, применяется только в случае порядка оплаты в течение отопительного периода не состоятелен, т.к. от порядка оплаты расчет объема не зависит, а разница лишь в том, что указанный в абзаце 8 порядок при оплате в течение календарного года применяется в расчёте корректировки, а при оплате в течение календарного года - в текущем расчетном периоде. Таким образом, истец правомерно применяет абзац 8 п. 42(1) Правил N 354 в спорный (отопительный) период.
Податель жалобы отмечает, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя в системе ГВС для открытых систем теплоснабжения предусмотрен Методикой 99/пр. Правилами N 354 не определен порядок расчета в случае, если при открытой системе теплоснабжения на системе ГВС установлен отдельный ОДПУ, при этом имеется общий ОДПУ.
Также в жалобе указывает, что условиями пункта 21.1. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 04.02.2012, императивно закреплен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. А поскольку потребление коммунальных услуг для общедомовых нужд осуществляется в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а содержание мест общего пользования относится к функциям управляющей организации, то сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в любом случае относится на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг. При этом обязанность оплатить такое потребление не зависит от порядка последующего распределения стоимости этого ресурса между управляющей организацией и собственниками жилых помещений. Данный порядок касается регулирования взаимоотношений управляющей организации с собственниками помещений многоквартирного дома.
ПАО "Т Плюс" в жалобе также настаивает, что ограничение платы, вносимой гражданами-потребителями в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 в качестве платы за коммунальные ресурсы (услуги), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не распространяется на управляющие организации. Доводы ответчика о неприменении норм права, на которые ссылается истец, к теплоснабжению полностью не обоснован, т.к. строится на не относимой практике, регулирующей иной круг отношений и по другим предметам и основаниям. Правила N 124 не противоречат Правилам N 354, т.е. нормативное потребление и его расчет не исключают расчета и оплаты сверхнормативного потребления.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом и АО УК "Жилстроиэксплуатация" заключен договор теплоснабжения (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) N 35171к от 08.12.2015 (далее по тексту - Договор), в соответствии с которым Истец, как теплоснабжающая организация обязуется подавать Ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в т.ч. на нужды горячего водоснабжения, а Ответчик обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. Цена, сроки и порядок оплаты определены сторонами разделом N4 Договора.
Договор подписан сторонами с протоколом разногласий от 25.12.2015 г.
В соответствии с пунктами 4.1. договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды.
Расчеты по договору осуществляются в срок до последнего рабочего дня месяца следующего за истекшим расчетным периодом. Перечисление денежных средств, полученных в качестве оплаты коммунальных услуг, производится потребителем на расчетный счет Теплоснабжающей организации не реже, чем 1 раз в 5 рабочих дней и в последний рабочий день месяца следующего за расчетным. Датой исполнения обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации (п.4.4. договора в редакции протокола разногласий).
Как указал истец, во исполнение условий вышеуказанного договора, он за период с 01.10.2020 г. по 31.10.2020 г. поставил ответчику тепловую энергию и направил комплект платежных документов, подтверждающих отпуск тепловой энергии, в том числе, счета-фактуры, расчетные ведомости и акты поданной - принятой тепловой энергии за каждый месяц спорного периода на сумму 8 917 071,75 руб.
Ответчиком за спорный период оплачено в пользу истца 7 940 954,61 руб., в связи с чем, за ним образовалась задолженность перед Истцом в сумме 976 117,14 руб. коп. (с учетом уточнений).
Направленная в адрес ответчика претензия от 02.12.2020 осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из пункта 1.2. договора следует, что потребитель (ответчик) является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирным домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно отмечено, что приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 19.12.2017 N 862 установлены двухкомпонентные тарифы для потребителей филиала Самарский ПАО "Т Плюс" в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения).
При этом, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен в разделе VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23:
Pi= Vin xТхв + Qiп х Tт/э
где:
Vin - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
Тхв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Vin и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Норматив расходы тепловой энергии на подогрев воды утвержден приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119, на территории г.о. Тольятти применяется с 01.01.2018 и для многоквартирных домов с неизолированными стояками и полотенцесушителями составляет 0,068 Гкал/куб.м.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, кроме того, данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Согласно расчету, произведенному истцом, объем тепловой энергии, использованной на нужды ГВС, истец определяет исходя из объема теплоносителя, определенного по показаниям общедомового прибора учета теплоносителя, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, итоговые значения объемов тепловой энергии, предъявленных к оплате в спорный период, соответствуют показаниям общедомовых приборов учета, что не соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в обзоре судебной практики N 5 (2017), согласно которой объем тепловой энергии на нужды ГВС определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета.
В формулах 23, 24 Приложения N 2 к Правилам N 354 значения общедомового прибора учета теплоносителя не предусмотрено.
Определение объема тепловой энергии на отопление согласно расчетному методу истца возможно при одновременном соблюдении следующих условий: в многоквартирном доме открытая система теплоснабжения, узел учета тепловой энергии многоквартирного дома общедомовым прибором учета, учитывающим общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Как указывает ответчик, в управляемых им многоквартирных домах объем тепловой энергии, поступивший в систему горячего водоснабжения, определяется прибором учета отдельно от объема тепловой энергии, поступившей в систему отопления дома. То есть, общедомовые приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения. Кроме того, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению установлен для потребителей равномерно в течение всего календарного года на основании Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207.
В обжалуемом решении верно отмечено, что доказательства обратного суду не представлены. Более того, объемы коммунальных ресурсов, предъявляемых истцом к оплате ответчику, документально не подтверждены.
Поскольку установленный порядок расчета не предполагает установление платы за тепловую энергию исходя из объема теплоносителя, определяемого на основании показаний общедомового прибора учета теплоносителя и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета.
Принимая во внимание, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан ответчиком по установленной методике и полностью оплачен, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии основания для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что аналогичные обстоятельства в части порядка определения объемов тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения были предметом рассмотрения между по делам N А55-10845/2020 и N А55-17595/2020, которые оставлены без изменения АС Поволжского округа, а жалобы ПАО "Т Плюс" без удовлетворения. Кроме того, неправомерность расчетов истца подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по спорам между этими же сторонами при тождественных обстоятельствах дел - NN А55-2168/2020, А55-10853/2020.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2021 года по делу N А55-2974/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2974/2021
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАТ "Т Плюс"
Ответчик: АО УК "Жилстройэксплуатация", АО Управляющая компания "Жилстройэксплуатация"